Мартин лютер и начало реформации
Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском г. Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, состоятельная (отец держал в аренде несколько плавильных печей и штолен). Лютер готовился стать образованным человеком, учился в местной школе, потом в школах др. городов, в 19летнем возрасте поступил в Эрфуртский университет, где изучал право и философию, готовясь к юридич. карьере.
Но по окончании университета со степенью магистра (1505) Лютер принял монашество в монастыре августинского ордена в Эрфурте.
В новых условиях он переживает глубокий духовный кризис. Обуреваемый искушениями, он не находит удовлетворения и успокоения в аскетич. подвигах. Откровенные беседы с генеральным викарием августинского ордена Штаупицем послужили некоторым успокоением мятущейся совести молодого монаха. Штаупиц советовал ему возлагать надежду не столько на подвиги, сколько на милосердие Божие.
После неск. лет пребывания в монастыре Лютер получает сан пресвитера (1507). Спустя еще неск-ко лет он становится профессором Виттенбергского университета (Саксония) и удостаивается звания доктора богословия. В Виттенберге произошло его 1-е столкновение с римо-католич. авторитетами по вопросу о продаже индульгенций.
В эпоху гуманизма, когда папы, покровительствуя искусствам, несли большие ден. расходы, индульгенции давались за деньги. Продажа индульгенций производилась с необычайным размахом и составляла для пап источник огромных доходов.
В 1517 г. в Виттенберг прибыл для продажи индульгенций в пользу папы и архиеп-па согласно упомянутой булле Льва Х доминикан. монах Тецель. Приглашая верующих покупать индульгенции не только для живых, но и для умерших, Тецель приговаривал: «Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня». Возмущенный Лютер пробовал протестовать в письме епископу и проповедях, но безуспешно. Тогда накануне католич. праздника Всех святых он прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов по вопросам отпущения грехов. Не выступая еще против основ римск. католицизма, Лютер осуждал в своих тезисах практику продажи индульгенций, утверждая, что она вызывает у грешников чувство безнаказанности. Тезисы получили широкое распространение.
Недовольные папским засильем в Германии встали на сторону Лютера, а сторонники папы обвинили его в ереси. Во время проповедей и диспутов Лютер объявлял, что признает лишь авторитет Свящ. Писания и во многом солидаризируется с Виклифом и Гусом. В 1520 г. была опубликована булла папы Льва X, под страхом отлучения требовавшая от Лютера отречения от его взглядов, но Лютер публично сжег буллу. Разрыв с Римом стал очевидным. Лютер открыто выступает теперь против Римско-католич. Церкви, называя ее "вертепом разбойников" и "блудницей"; из-под его пера выходят горячие, смелые статьи и памфлеты. Языких простой, грубый и меткий. Он призывал императора и дворянство уничтожить в Германии власть папы, передав его функции одному из немец. архиепископов, передать гос-ву церковн. владения, распустить монашеские ордена, разрешить вступление в брак духовным лицам (Лютер, еще будучи католич. свящ-ком, намеренно нарушил правило целибата и вступил в брак), отменить инквизицию, дабы борьба с заблуждениями осуществлялась посредством разумных доводов, а не с помощью огня и пыток. Имя Лютера стало популярным в народе.
Попытку воздействовать на Лютера предпринял герман. император Карл V. Лютер ответил ему: "Если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания или доводами разума... я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь". Император объявил Лютера вне закона (Вормский эдикт 1521 г.). Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый предоставил Лютеру убежище в своем замке. Находясь в безопасности, Лютер занимается переводом Свящ. Писания с лат. языка на нем., принимает меры по организации церковно-религиозн. жизни своих последователей; пишет катехизис. Дело Реформации продолжалось, несмотря на враждебное отношение к ней императора.
Реформац. движ-е захватило различные слои немец. общества. Князей привлекала перспектива секуляризации церковн. владений. Крестьяне надеялись, что Реформация принесет им избавление от крепостн. ига. Все были заинтересованы в отмене тяжелых поборов в пользу Рима.
Сразу же в реформац. движ-и наметилось радикальное течение - анабаптизм, представители которого шли дальше Лютера в вопросах веры и не разделяли его консерватизма в социальных. В результате учение Лютера потеряло популярность среди крестьян и ремесленников. Реформация утратила свой "крестьянский" характер и стала в дальнейшем "княжеской".
Карл V, занятый до этого войной в Италии, вновь предпринимает попытку объявить Реформацию вне закона. На заседании рейхстага в Шпейере (1529) он добивается практич. исполнения Вормского эдикта 1521 г. о подавлении Реформации. В ответ поддерживавшие Лютера князья и города заявили протест. Так возникло название протестанты.
Споры разгорались все сильней. Отдавая себе отчет в том, что император не остановится перед применением силы, лютеране заключили в г. Шмалькальдене военный оборонительный союз против императора (1532). В 40-х годах Карл V действительно предпринял военный поход против протестант. князей. "Шмалькальденские" войны велись с переменным успехом, то прекращаясь, то вспыхивая вновь, но окончат. победа была на стороне протестантов. В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир на условиях признания за князьями свободы выбора вероисповедания; но их подданные должны были следовать в вопросе вероисповедания за своим государем, по принципу: "Чья власть, того и вера", в результате Герман. империя оказалась поделенной между 2 вероисповеданиями.
Вся сев.-восточ. Германия, а также земли Саксонии и Вюртенберг отошли к протестант. лагерю. В католич. остались юго-восточ. часть с землями Габсбургов, Бавария и запад. часть Германии.
Видя крушение своих планов, Карл V отрекся от престола. Лютера в это время уже не было в живых; он скончался в 1546 г.
НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОТ 1-ГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮТЕРА ДО НЮРНБЕРГСКОГО ДОГОВОРА 1532 г.
Реформация 16 в. - это дело немец. народа по преимуществу. Распространившиеся теперь по всему миру религиозн. идеи протестантизма вышли из герман. духа, из того национ.-религиозн. движ-я, к-рое породило Лютера. Не будь его, не было бы Кальвина в Швейцарии или Нокса в Шотландии. В Германии находятся истоки протестантизма, здесь до конца вскрыты и выяснены начала лютеранства и отсюда же вышли призывы к новому обновлению Реформации. Поэтому для протестант. мира Германия то же, что для католичества Рим.
М. Лютер (1483-1546), положивший начало Реформации, был истинным сыном как своего века, так и немец. народа. Он отразил в своей личности резкие противоречия того времени. Детское, нежное добродушие и крайнее упорство. Мучительные страдания души, запуганной сознанием своей греховности, и замечательная смелость в борьбе за религиозн. убеждения. Мягкость, уступчивость и рядом - непоколебимая страстность монаха уживались в этой личности. Некоторые подробности его жизни подтверждают эту общую характеристику его как реформатора.
Родился Лютер в 1483 г. в Тюрингии в г. Эйслебене в семье рудокопа. При всей ограниченности своих средств, родители старались дать сыну приличное воспитание в религиозн. духе и в строгих нравств. правилах. В школе г. Мансфельда, куда переехало на жительство семейство Лютеров, заботились об этом же. Так же обстояло дело и во францискан. школе в Магдебурге, куда поступил учиться Лютер в 14-летнем возрасте. Затем он переехал в Эйзенах, где продолжал свое обучение.
В 1501 г., 18 лет от роду, Лютер поступил в Эрфуртский университет. По желанию отца он должен был изучать юриспруденцию, но его больше тянуло к философии и богословию. Достигнув степени магистра, он стал преподавателем философии при университете. Но глубоко религиозн. настроение души влекло его к уединению. Лютер 22-х лет вступил в августинский монастырь, где проводил строгую подвижнич. жизнь, занимался изучением Библии и творений блаж. Августина, под влиянием учения к-рого о благодати в нем крепнет убеждение, что оправдание происходит благодатью через веру без добрых дел.
В 1507 г. Лютер был посвящен в сан свящ-ка и был назначен преподавать богослов. науки в новоучрежденный Виттенбергский университет (кон. 1508). Здесь он получил степень доктора богословия и был назначен проповедником соборной церкви. Исходным пунктом его богослов. и проповеднич. деятельности было по-прежнему учение об оправдании, к-рое он развивал уже более свободно и самостоятельно.
В 1510 г. Лютер предпринял путешествие в Рим. Искренне преданный Церкви, он с благоговением входил в священ. город, но вынес из него полное разочарование и неудовлетворенность под влиянием роскоши и неуважения ко всему святому, к-рыми отличалось римск. духовенство. Путешествие в Рим явилось четкой границей, разделившей его жизнь на 2 разных периода. Но из горячего приверженца папства Лютер не сразу стал его ярым врагом. До самых трагич. событий 1517 г. он спокойно преподавал и проповедовал в Виттенберге.
Свою реформаторскую деятельность Лютер начал 31 октября 1517 г., когда прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 полемических тезисов против продажи индульгенций. В них он доказывал, что для получения прощения грехов нужны не индульгенции, а сердечное раскаяние и исправление жизни, что власть папы не распространяется на чистилище, что в Церкви нет такой сокровищницы заслуг, которой папа мог бы располагать, и т. д.
Поводом к такому выступлению послужило прибытие в Германию доминикан. монаха Иоганна Тецеля с целью продажи индульгенций в пользу папы Льва X.
Тезисы и проповеди Лютера о незаконности продажи индульгенций быстро распространились по Германии и имели успех. Политич. положение в Европе 16 в. было таково, что о Лютере заговорили как о человеке, посмевшем выступить по наболевшим вопросам. Появились полемические сочинения: одни авторы вставали на сторону Лютера, др. защищали Тецеля. Франкфуртский университет издал 95 антитезисов. Оскорбленный Тецель и примкнувший к нему профессор Иоганн Экк нашли, что тезисы Лютера пропитаны ядом гуситской ереси.
Папа Лев X запросил об этом мнение своего духовника и теолога магистра святейшего двора Сильвестра Маццолини и одновременно пытался через главу ордена, в котором состоял Лютер, успокоить и уговорить его отказаться от стремлений к нововведениям. Но эта мера не подействовала, и тогда папа потребовал Лютера в Рим на суд. Но благодаря заступничеству курфюрста Фридриха Лютер в Рим не поехал, и Реформация не была задушена в зародыше.
Вместо поездки в Рим Лютеру пришлось съездить в Аугсбург к кардиналу-легату Каетану, к-рый грубо обошелся с ним и этим побудил его тайно уехать из Аугсбурга в Виттенберг.
2-ю дипломатич. попытку уладить дело мирным путем по поручению папы сделал его посол Мильтиц в 1519 г., и она кончилась соглашением не проповедовать, не писать и не рассуждать о спорном вопросе, пока богословы по поручению папы тщательно не исследуют его. В этом условии уже заключалось 1-е зерно протестантизма.
Это перемирие в марте 1519 г. нарушил профессор Экк, организовавший по этой теме большой диспут, и Лютер заявил о разрыве договора.
На этом диспуте, проходившем в Лейпциге, противниками доктора богословия Экка были Лютер и его друг, профессор греч. языка Виттенбергского университета Филипп Меланхтон, к-рый своим мягким и осторожным характером восполнил недостатки Лютера и нивелировал его резкости. Прения, начатые вопросом об участии свободной воли человека в деле его спасения, перешли к вопросу о папской власти. Лютер защищал положение, что эта власть не может быть доказана ни Свящ. Писанием, ни учением Церкви 1-х веков и есть человеч. утверждение. Причем, возражая Экку, он сказал: «Неужели должны быть признаны еретиками, недостойными Царства Небесного, такие отцы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и др., не признававшие главенства папы?» Поставленный таким возражением в тупик, Экк согласился, что ответить на такой вопрос не так просто. Он сослался на авторитет Соборов, которые осудили противников папской власти, и спросил Лютера, признает ли он какую-либо силу за Вселенскими Соборами и непогрешимость их постановлений. Лютер ответил, что и Соборы подвержены ошибкам, что Собор Констанцский, осудивший Гуса, произнес осуждение на многие положения, истинно христианские, евангельские. Тогда Экк сказал: «С тех пор, достопочтенный отец, вы для меня не лучше язычника и мытаря».
После этого расстроенный Экк отправился к папе хлопотать, чтобы Лютер был торжественно осужден как еретик. Событие избрания императора Свящ. Римск. империи, к-рое отнимало все внимание папы, отсрочило процесс над Лютером до 1520 г. В нем принимали участие кардиналы, богословы и юристы. В результате этого заочного процесса появилась папская булла, условно предававшая Лютера проклятию и состоявшая из частей:
· опровержение 41-го тезиса Лютера;
· запрещение его сочинений и их уничтожение и
· угроза проклятием Лютеру, его покровителям и сторонникам, если они не отрекутся от своих заблуждений в течение 60 дней.
До Германии папская булла шла 3 мес. и уже потеряла всякий смысл, ибо к этому времени, к лету 1520 г., позиция Лютера упрочилась, а его отношение к папству стало более нетерпимым. В своем сочинении «К дворянству немец. народа об исправлении христиан. состояния» он колеблет самые основы папизма и в этом находит поддержку у значительной части населения Германии, так что на повторное требование папы о выдаче Лютера курфюрст Фридрих ответил отказом на том основании, что учение его широко распространилось не только в немец. землях, но и за их пределами и что если оно не будет опровергнуто разумными доводами и Свящ. Писанием, то насилие духовных властей вызовет возмущение в немец. земле.
Именно созвучие религиозн. взглядов Лютера духовному сознанию большей части населения Германии 16 в. было причиной успеха выступления Лютера у народных масс.
Когда Лютер сформировался как реформатор Церкви, когда он внутренне обосновал свои новые позиции, папство стало представляться ему полной противоположностью Христу и Его Церкви. Поэтому в нач. июня 1520 г. Лютер начал активную борьбу с папизмом. Новое сочинение Сильвестра Маццолини о всемогуществе папы и его непогрешимости послужило этому поводом. В предисловии и послесловии к перепечатанному Лютером тексту этого сочинения он говорил о том, что если так думают и учат в Риме с ведома папы и кардиналов, то римск. двор есть синагога сатаны и что надо искоренить эту чуму военной силой. Вслед за этим Лютер потребовал перенесения своего дела на собор.
В вышедшем в это время его сочинении «О папстве в Риме» нашло отражение одно из положений реформатора: «каждый человек есть свящ-ник». Христианство, пишет он, не есть внешне свящ. общество с определенным строем и видимой главой, как, напр., Церковь, привязанная к Риму, христианство - везде, где есть внутр. вера, духовное единение душ в 1 вере.
Написал Лютер и ответ на папскую буллу, о к-рой говорилось выше и к-рую он назвал антихристовой. В силу власти, полученной через крещение, он предал папу сатане, также и его кардиналов, пока они будут упорствовать в своем богохульстве, нечестии и безумии. При многочисленном стечении народа Лютер сжег на костре за воротами Виттенберга папскую буллу вместе с книгой католич. правил в знак своего отречения от Римск. Церкви. Папа в ответ на это предал его проклятию.
Стремление Лютера заложить фундамент нового церковн. Здания ясно выразилось в его сочинениях «О добрых делах» и «О свободе христианина».
Одновременно он восстает против принудит. безбрачия духовенства. Следуя взглядам Лютера, римск. свящ-ки, переходившие в протестантизм, стали вступать в брак. Вслед за Лютером женился и Цвингли. Все это дало повод Эразму Роттердамскому сказать, что «лютеран. трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой». Не одобрялась такая спешка пасторов с женитьбой и Кальвином, к-рый заметил, что «такие проповедники узнают Христа больше под видом женщин».
Выступал Лютер в своих сочинениях и проповедях и против монастырей, оставивших свою первоначальную цель - заведовать школами, и против множества церковн. праздников, и с обличением основных пороков тогдашнего общества - роскоши, ростовщичества, пьянства и разврата. Стремился он возвратить почетное место и земной деятельности, принижавшейся средневековым католицизмом, облагородить труд, даже самый ничтожный, возвратить каждому внутрен. удовлетворение от честно исполненной обязанности.
Едва раздался призывный голос Лютера, как все, что дремало, пробудилось к жизни. Здесь сказалась религиозн. восприимчивость его современников и их жажда Евангелия. Распространенная в то время религиозность личного характера, вышедшая из монашеских кругов и поддерживаемая мистикой, налагала отпечаток на всю жизнь. Присущее народу искание новых, более сильных средств возбуждения набожности, беспокойство при следовании обычным путем к спасению говорили о недостатке духовной удовлетворенности и стремлении найти более надежную опору своей вере.
1-е время между дворянами, бюргерами и крестьянами не было в этом отношении разницы. Люди всех сословий с одинаковым благоговением воспринимали проповедь о религиозн. свободе, хотя образованные легче и скорее понимали все значение нового учения. Новые взгляды распространялись путем популярных брошюр, предназначавшихся для простого народа.
С новой церковно-религиозн. идеей неразрывно связывалась идея национализма и те социальные стремления, которые зарождались в это тревожное время. Они явились побочными явлениями Реформации. В этом сказалось влияние немец. гуманизма.
Обеспокоенный широким распространением в Германии реформац. идей, папский нунций Алеандер настаивал на том, чтобы Карл V издал в империи приказ о приведении в исполнение буллы о проклятии Лютера.
Но император не решился действовать без гос. чинов, которых он созвал 1-й раз на свой правительств. сейм в Вормсе в янв. 1521 г. Внесенный им в этот сейм законопроект об исполнении буллы гос. чинами принят не был. Они не стояли на стороне лютеран, но, учитывая открытую поддержку его идей народом, сочли благоразумным вызвать его на сейм, чтобы дать ему возможность отказаться от своих заблуждений.
Лютеру была дана «Охранная грамота», но одновременно Карл V издал указ о повсеместном уничтожении и нераспространении сочинений «еретика, проклятого папой».
Прибыв на сейм, Лютер 18 апр. 1521 г. Безбоязненно засвидетельствовал перед императором и гос. чинами свою верность Реформации: «Я не могу и не хочу отрекаться ни от чего, ибо действовать против совести небезопасно и нечестно».
Поэтому 26 мая 1521 г. последовал император. указ, по к-рому запрещалось давать пристанище «еретику М. Лютеру» под страхом тяжких наказаний, требовалось в случае возможности арестовать его и выдать императору, а сторонники и покровители Лютера объявлялись стоящими вне закона.
Этот эдикт стал объектом борьбы, продолжавшейся более 30 лет, пока при Аугсбург. мире 1555 г. указ 1521 г., касавшийся единоверцев «еретика», не был законным образом уничтожен.
Но Вормский эдикт не имел большого влияния на Реформацию. Немец. народ не придал ему никакого значения.
После возвращения из Вормса Лютер поселился в Вартбурге. Здесь в 1522 г. он переводит на нем. язык и издает Нов Завет, а в последующие 12 лет остальные библейские книги, так что к 1534 г. немец. народ получил в пользование всю Библию на родном языке, к-рой и пользуется до настоящ. времени.
Пока Лютер в Вартбурге трудился над переводом Библии, в Виттенберге происходили события, заставившие его оставить свое уединение и вернуться к прежней деятельности. Под влиянием возбужденного им реформац. движ-я возникла школа реформаторов, получившая имя «виттенбергские радикалы», к-рая пошла гораздо дальше него и требовала уничтожения всего, что не предписывается Библией (икон, распятий, месс, церковн. облачений, тайной исповеди, Евхаристии, постов, церковных обрядов и проч.). Во главе этих крайних реформистов стоял Карлштадт. Лютер был возмущен этим и писал им в дек. 1521 г.: «И вот вы стали действовать весьма быстро и пустили в ход кулаки; знайте, что это мне вовсе не нравится, и если дойдет до того, то в этом деле я буду не на вашей стороне. Без меня вы его начали, смотрите же, чтобы вам без меня его и кончить».
Увещания не помогли, и тогда 3 марта 1522 г., невзирая на папское проклятие и гос. опалу, Лютер под видом вооруженного юнкера Георга прибыл в Виттенберг сам и здесь 8 дней проповедовал против Карлштадта и его последователей. Он отстаивал свободу в делах веры и братскую любовь. Спокойствие было восстановлено, хотя вожди радикального реформизма не оставили своих убеждений.
В 1523 г. на сейме в Нюрнберге снова было поднято дело Лютера. Посланник папы Адриана VI, преемника Льва X, требовал исполнения Вормского эдикта против Лютера, но сейм отклонил это требование как неисполнимое.
В 1524 г. На сейме в Нюрнберге на требование легата папы Климента VII исполнить эдикт 1521 г. и на аналогич. требование после императора Карла V гос. мужи ответили уклончиво, в том смысле, что эдикт будет исполнен «по мере возможности».
При закрытии сейма 1525 г. прямо было сказано, что декрет против Лютера оставлен без исполнения «по весьма важной причине». Исполнение его заставило бы думать, что «еванг. истину хотят задавить тиранством», а от этого произошли бы большие волнения.
Все это свидетельствует о том, как широко в эти годы распространилось лютеран. учение. Всюду, где звучал немец. язык, слышалась проповедь Лютера. Реформация распространилась от Нидерландов до Лифляндии, от Эльзаса до границ Венгрии, от Балтийского моря до Альп Швейцарии и Тироля.
Средства пропаганды протестантизма оставались прежними - проповеди свящ-ков, монахов и светских людей, а также печать. Число печатных произведений с начала Реформации до 1524 г. увеличилось в 9 раз. Книги Нов Завета раскупились в большом количестве, усердно читались и оживленно комментировались, становясь достоянием каждого. Вместо закрытых для лютеран храмов для проповеди и молитвенных собраний ими использовались трактиры и частные дома. Но мало-помалу эти поневоле тайные собрания стали превращаться в открытые.
Но церковн. преобразования далеко не везде совершались без насилия. Во многих городах народ, если магистрат не шел своевременно навстречу его желаниям, силой производил требуемые изменения. При этом во многих местах дело доходило до насилий над ревностными приверженцами старины.
Лютер предвидел, что Германии предстоит пережить сильные потрясения. Беспорядков опасались и правители страны, и этим страхом определялось их мягкое отношение к религиозн. движ-ю. Даже новый имперский правительствен. совет в Эслингене, состоявший из сторонников старых порядков, порицал эдикт императора Карла V от 1521 г.
Вормский эдикт не достиг своего назначения, как и определенное светской властью наказание. Проповеди Лютера был открыт полный простор, и только возникшая одновременно с церковн. реформой гуманистическая и социальная революция явилась тормозом бурного развития протестантизма в Германии.
_____________________
Вождем гуманистич. и социальной революции был Ульрих фон Гуттен (1488-1523), к-рый занимал в области политики такое же место, какое занимал Лютер в области религиозной. Он стремился использовать идеи Реформации для достижения политич. и социальных целей, в к-рых шел гораздо дальше Лютера. Военным руководителем этой революции был Франц фон Зиккинген. Революция продолжалась с 1522 по 1523 г. и была подавлена. За нее пришлось расплачиваться Реформации, ибо революционное восстание выступало под ее флагом. Все доказательства Лютера, что Реформация не поддерживала восстания, не имели успеха. Ее стали преследовать как виновницу рыцарского революц. движ-я.
В 1524 г. на конвенте в Регенсбурге, где собрались представители Австрии, Баварии и земель Юж. Германии, впервые политика пап начинает показывать свою силу. Здесь было запрещено всякое распространение реформац. учения.
Величайшее в истории немец. народа массовое крестьянское восстание, к-рое предвидели обе стороны, разразилось в 1525 г., но уже летом 1524 г. на юго-западе империи появились его предвестники. 1-й очаг восстания, получившего в истории наименование крестьянской войны 1524-1525 гг., возник в Штюлингере, охватил Гегау и Коетгау, а вскоре всю область юго-восточ. склона Шварцвальда до Боденского озера, т.е. возник на австрийской земле, там, где эрцгерцог Фердинанд и еписк. Констанцский вели особенно ожесточенную борьбу против ереси Лютера.
Религиозн. свобода, к-рую проповедовало лютеранство, касалась не только личностей, но и имущества. Последнее настолько устраивало бедняков и крестьян, что они за 1 это готовы были считать проповедь Лютера «настоящим Евангелием». О крестьянах, принимавших участие в реформац. движ-и, их враги справедливо говорили: «Они не хотят никому ничего давать, не хотят платить налогов и в своей братской любви готовы разделить с каждым его имущество».
Со времен гуситов мир не видел таких разрушительных революций, какими были некоторые крестьян. восстания. Томас Мюнцер, напр., и его сподвижники еще в то время, когда Лютер сидел в Вартбурге, напали на его виттенбергскую паству и привели ее в смятение. Затронутые реформатор. духом, но односторонне развившие его под влиянием средневековой мистики и гуситского фанатизма, они мечтали об установлении на земле Царства Божия и самодержавного народа. Перед казнью Мюнцер признался, что «вызвал восстание, чтобы добыть равенство всему христиан. миру».
В какой-то степени ложные выводы из идей Лютера сказались и на восстании 1525 г. Реформатор не мог относиться положительно к подобным мечтаниям, ибо такое толкование Евангелия мешало проведению им церковн. реформы и создавало дополнительные трудности.
Поэтому когда последователи Мюнцера разрушили часовню в Альштадте и устроили там неск-ко бунтов, Лютер обратился с предостережением против мятежнического духа Альштадта, но при этом не хотел запрещения сектантам их проповеди.
В крестьян. восстании 1525 г. Лютер принял сторону крестьян на том основании, что требования их, хотя и клонятся к эгоистич. выгоде, все-таки справедливы, особенно там, где они выражают требование слушать Евангелие.
Требования крестьян были изложены в 12 членах, смысл к-рых - свобода церковная и свобода проповеди нового учения, а также уничтожение феодальных повинностей. По опубликовании этих 12 членов швабского крестьянства Лютер обратился к обеим сторонам с призывом к миру, но было уже поздно. Восстание было подавлено. Реакция даже на Реформацию стала смотреть с большой подозрительностью.
В 1526 г. император Карл V и франц. король Франциск I заключили Мадридский мир, по к-рому обязались совместно действовать против «еретиков, покинувших лоно Церкви». Это нанесло огромный вред делу немец. Реформации. Но военный союз Франциска I с папой Климентом VII против Карла V, заключенный в Коньяке в этом же году, спас реформу от уничтожения.
Шпейерский сейм 1526 г. определил, что в делах, касающихся религии и Вормского эдикта, каждый должен поступать по своему усмотрению. Это постановление имело своим положительным для протестантизма последствием развитие самостоятельных Церквей в отдельных немец. землях. С этих пор каждое немец. княжество решает реформац. вопрос по-своему. Постановление Шпейерского сейма способствовало дальнейшему распространению протестантизма. Саксония, Гессен, Ангальт, Франкония, Люнебург, Восточ. Фрисландия, Шлезвинг-Гольштейн, Силезия и Пруссия приняли реформу. К ним присоединились важнейшие имперские города: Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, Страсбург и др.
В ответ на военный союз Франциска I с папой Карл V в нач. 1527 г. двинул свои войска в Италию. Рим был взят, папа Климент VII укрылся в замке Св. Ангела. Немцы провозгласили папой Лютера. В 1528 г. франц. войско, оплаченное англ. королем Генрихом VIII, пошло на выручку папы, но было разбито. Летом 1529 г. Карл V и Климент VII заключили мир, по к-рому папе было обещано принять меры к искоренению ереси.
При таких обстоятельствах в февр. 1529 г. собрался имперский сейм в Шпейере. На нем, благодаря перевесу католич. чинов, было проведено неблагоприятное для лютеран постановление. Против такого решения выступили многие сочувствовавшие Лютеру князья, требовавшие решения религиозн. распри Собором, свободным от влияния одной партии. Свое требование они изложили в форме письмен. протеста, отчего приверженцы Реформации стали называться протестантами.
В это время протестантизм представлял уже не только религиозн., но и политич. силу. Поэтому когда империи стало угрожать нашествие турок, к-рые хотели воспользоваться религиозн. расколом Германии в своих интересах, папа и король были готовы примириться с лютеранами.
В 1529 г. в Марбурге встретились виднейшие деятели протестантизма, в т.ч. Лютер, Цвингли, Меланхтон и др. Они обсуждали проблему Евхаристии. Здесь Цвингли и Лютер разошлись во мнениях, и протестантизм разделился на 2 лагеря.
В 1530 г. собрался Аугсбург. сейм, к-рый должен был дать окончат. решение по религиозн. проблеме. Лютеране представили на сейм изложение своего исповедания, к-рое вошло в историю под именем «Аугсбургского исповедания». Здесь различие между старым и новым учением было развито так умеренно и беспристрастно, как мог сделать только Меланхтон. Сам Лютер не решился прибыть в Аугсбург. Видные католич. богословы представили возражения на это исповедание. Прения не привели к примирению.
Определение сейма в оскорбительно резкой форме предлагало протестантам подчиниться Риму, в противном же случае угрожало истреблением. Опасность, грозившая делу Реформации, заставила защитников ее теснее соединиться друг с другом. Они заключили между собой оборонительный союз в 1531 г. в Шмалькальдене для поддержки Евангелия, если будет употреблено насилие для подавления лютеранства.
Но исполнить угрозу Аугсбург. сейма Карлу V не удалось. С одной стороны, ему было опасно ссориться с немец. князьями, а с др. - опасность от турок заставляла его быть осмотрительным. Все это содействовало тому, чтобы настроить его миролюбиво. После того как исчезла надежда покончить мирно с турками, он заключает в 1532 г. с протестантами религиозн. мир.
Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, т.к. император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Но протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнберг. мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на 40 лет и позволили Реформации сделать за это время такие успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего.
НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г.
Нюрнберг. договором было постановлено, что до окончат. решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбург. исповедание» было дозволено, хотя на др. новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра.
Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, т.к. нуждался в поддержке немец. князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в европ. политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств.
Но во всем, что не касалось веры, протестант. князья были преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию.
Император видел, какие могучие успехи делал протестантизм, но видел и то, что сам он не в состоянии с ним бороться. Он стоял между 2 огней: с одной стороны, он охотно подавил бы протестантизм, что доказывали бесчисленные процессы имперского суда против протестантов, с др. - он также охотно рассчитался бы и с Римом, но ни на то, ни на др. у него не было средств.
Протестанты держались так, как будто с Нюрнберг. религиозн. миром все было окончено, а папа Павел III скорее готов был перенести раскол, чем допустить реформу Церкви.
В 1540-1541 гг. в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозн. переговоры, цель к-рых - перейти к мирному соглашению по всем пунктам, к-рые с 1517 г. были наиб. спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ли восстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемых протестантами реформ.
Кардиналы Римск. курии были расположены в пользу реформ и необходимых церковн. преобразований, правда, с точки зрения протестантов, недостаточных.
Князья также выступают за реформу. Еще в 1539 г. протестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбурском курфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеран. характер церковн. строя, к-рый был утвержден Карлом V благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарловского Шмалькальд. союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов. Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли на стороне евангелич. учения. Поэтому почти вся Сев. Германия, кроме Прирейнских областей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеран. вероисповеданию.
Религиозн. переговоры 1540-1541 гг. между католиками и протестантами хотя и имели примирительный характер, хотя и отражали сближение в богослов. вопросах, в вопросах церковн. устройства и папского авторитета, не привели к договоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнберг. мир 1532 г. продолжает существовать и начинает распространяться даже на новых приверженцев «Аугсбург. исповедания».
Результатами переговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 г., в к-рых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своим обращением к папе с увещанием «установить христиан. порядок и реформацию», а протестантам дает подтверждение действительности Нюрнберг. мирного договора. Но давая эти обещания, император не имел намерения их исполнить, т.к. в то же время возобновил союз против протестантов.
Несмотря на это, Римско-католич. Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнберг. миром, продолжали действовать, с др. – Шмалькальд. союз превратился в могущественную протестант. организацию. В 1-й половине 40-х годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг.
Император Карл V из-за своего тяжелого политич. положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Но с этого года император начинает готовиться к войне с протестантизмом.
В это время он победоносно закончил 4-ю войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немец. еретиков.