Учебно – методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Она разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; УМК «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачамиреализации содержания курса являются:
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
· осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
· формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
· формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном план
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю; 33 учебных недели).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
- Формы образования: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Комбинированный урок, урок – игра, урок – путешествие ; урок - соревнование, урок – зачёт, практикум, урок в библиотеке, урок – презентация.
- Технологии образования -технология проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения; игровая технология;здоровьесберегающие технологии; технология разноуровнего обучения.
- Методы мотивации учебной деятельности:создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
рассказ, эвристическая беседа, работа с информационным материалом, демонстрация, наблюдение, иллюстрация, познавательная игра, исследование, дискуссия и др.
- Методы формирования новых умений:упражнения, практикум, игра (дидактическая, ролевая, имитационная), кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
- Методы обобщения и систематизации изученного:кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов; декодирование информации: чтение схем, таблиц и др.
- Методы стимулирования учебной деятельности:предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
- Методы мониторинга знаний и умений обучающихся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа, работа с индивидуальными карточками, буквенный диктант, контрольная работа (текущая, стандартизированная контрольная работа, комплексная работа по итогам), тестовые задания, самостоятельная работа, самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания»).
Учебно – методическое обеспечение.
- А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011 г.
- А. А. Плешаков «Окружающий мир»: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе для 1 класса: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014.;
- О.И. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс – М.: ВАКО, 2011г.;
- А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014.
- А.А. Плешаков Окружающий мир: Тесты для 1 класса. – М.: Просвещение, 2014.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе блоками «Человек и природа» «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
«Человек и природа». Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд) Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Человек – часть природы Охрана природных богатств
«Человек и общество» Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи «Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край – частица России. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Значение труда в жизни человека и общества Профессии людей.
«Правила безопасной жизни». Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Ребёнок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?»-21ч., обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей.
Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?»-12ч.) - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
Третий круг вопросов (тема «Где и когда?»-11ч.) развивает представления детей о пространстве и времени.
Четвертый (тема «Почему и зачем?»22ч.) - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Календарно – тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Дата проведения | |
Задавайте вопросы! | ||||
Что такое Родина? Что такое безопасность? | ||||
Что мы знаем о народах России? | ||||
Что мы знаем о Москве? Что такое безопасность ? | ||||
Проект «Моя малая Родина» | ||||
Что у нас над головой? Город, где мы живем. | ||||
Что у нас под ногами? | ||||
Что общего у разных растений? Что такое чрезвычайная ситуация. | ||||
Что растёт на подоконнике? | ||||
Что растёт на клумбе? Безопасность на улице. | ||||
Что это за листья? | ||||
Что такое хвоинки? Как правильно переходить дорогу. | ||||
Кто такие насекомые? | ||||
Кто такие рыбы? Наиболее безопасный путь в школу и из школы | ||||
Кто такие птицы? | ||||
Кто такие звери? Сигналы регулирования дорожного движения | ||||
Что окружает нас дома? | ||||
Что умеет компьютер? Сигналы регулирования дорожного движения | ||||
Что вокруг нас может быть опасным? | ||||
На что похожа наша планета? Виды перекрестков | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | ||||
Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с дорожными знаками. | ||||
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||||
Откуда в наш дом приходит электричество? Угадай, какой знак. | ||||
Как путешествует письмо? | ||||
Куда текут реки? Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||||
Откуда берутся снег и лёд? | ||||
Как живут растения? Будь внимательным и осторожным. | ||||
Как живут животные? | ||||
Как зимой помочь птицам? Движение группами. | ||||
Откуда берётся и куда девается мусор? | ||||
Откуда в снежках грязь? Особенности движения по мокрой и скользкой дороге | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | ||||
Когда учиться интересно? Где можно и где нельзя играть. | ||||
Проект «Мой класс и моя школа» | ||||
Когда придёт суббота? | ||||
Когда наступит лето? | ||||
Где живут белые медведи? Городской транспорт | ||||
Где живут слоны? | ||||
Где зимуют птицы? Правила поведения в транспорте. | ||||
Когда появилась одежда? | ||||
Когда изобрели велосипед? | ||||
Когда мы станем взрослыми? Обобщающий урок «Улица полна неожиданностей» | ||||
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | ||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | ||||
Почему Луна бывает разной? | ||||
Почему идёт дождь и дует ветер? Практическое занятие | ||||
Почему звенит звонок? | ||||
Почему радуга разноцветная? Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период. | ||||
Почему мы любим собак и кошек? Проект «Мои любимые домашн. питомцы» | ||||
Проект «Мои любимые домашн питомцы» | ||||
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период. | ||||
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||||
Зачем мы спим ночью? Правила и меры безопасного поведения на воде в летний период. | ||||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||||
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Основные спасательные средства. | ||||
Зачем нам телефон и телевизор? | ||||
Зачем нужны автомобили? Какие опасности нас подстерегают в помещении. | ||||
Зачем нужны поезда? | ||||
Зачем строят корабли? Основные правила пожарной безопасности. | ||||
Зачем строят самолёты? | ||||
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Детские шалости с огнем. | ||||
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | ||||
Зачем люди осваивают космос? Как действовать при пожаре дома, в школе, в транспорте. | ||||
Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||||
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |