Материально-технические средства производства газеты
Лекция 1.
Понятие пресс-дизайна
1. Из истории термина «дизайн».
2. Традиции оформления печатных изданий.
3. Современный пресс-дизайн.
1. Понятие «дизайн» впервые появляется в начале ХХ века как термин, обозначающий архитектурное и промышленное проектирование. В Америке и Западной Европе появление и развитие дизайна стимулировалось прежде всего стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих товаров. Сфера приложения усилий первых дизайнеров была связана с разработкой промышленных изделий. Первоначальным принципом их деятельности была функциональность: т.е. «форма определяется функцией» (Луис Салливан, основываясь на соответствии природных форм выполняемым функциям). Однако этот принцип, понимаемый буквально, привел к слишком узкой трактовке формы как выражения ее утилитарной функции. Причем символико-эстетические, художественные факторы якобы вообще не должны беспокоить дизайнеров. Красота как признак формы сама, по мнению функционалистов, возникает из чисто инженерного расчета и рациональной компоновки. Более того, дизайн не рассматривался как продукт гуманистической культуры, несущий соответствующие идеи.
Однако некоторые художники начала века в этой кажущейся негуманности видели и прогрессивное начало: им казалось, что таким образом они вырвут человека из мира вещей (нп., французский архитектор-конструктивист, основоположник собственной архитектурной школы, Ле Корбюзье одним из первый определил подход к строительству с точки зрения антропометрических данных человека).
Ориентир на изменение социальной среды был и у российских дизайнеров 20-х годов. Ориентироваться на промышленные заказы они не могли (в силу того, что их попросту не было). Дизайнерское движение, с одной стороны, зародилось вне промышленной сферы, а с другой – опиралось на художников левых течений (предметность+идеология). Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер. Постепенно особого интереса дизайнеров стала приобретать конструкция (эпоха конструирования). И одна и та же деталь могла отличаться только формой. Кроме того, большое внимание стало уделяться и материалу (на смену пластичным пришли жесткие).
В 60-е годы в дизайне стали интенсивно разрабатываться идеи системного подхода, причем сначала оно обосновывался отказом от интуитивных, ненаучных методов работы, от ненаучных, случайных факторов в пользу системотехники, кибернетики и других логических, научно обоснованных процедур. Однако уже к началу 70-х наметилась тенденция возврата к человечности, отказа от излишней рациональности, от бездумного подчинения законам логики – все было устремлено на упорядочивание предметной среды по критериям ее гуманизации и удовлетворения запросов человека.
Паралелльно с внедрением системного дизайна в промышленность и накоплением эмпирическогоматериала шла всесторонняя научнаяработа по осмыслению дизайнерской деятельности, формулировались ее основные теоретические поожения ипринципы, формулирвоались методы и средства работы.
2. История книжной печати насчитывает более пяти веков. Вообще написание текста на каком-нибудь материале было известно еще в древнем мире (пергамент, папирус – Китай, Египет, Индия и т.д.)).
Время, которое отделяет нас от изобретения первого печатного станка, принято называть эпохой Гутенбрега. Однако в своих книгах Иоганн Г. еще не печатал иллюстраций: виньетка, миниатюры по-прежнему вырисовывались от руки. Традиция рисования оформительских элементов берет начало от рукописных книг 17 – 18 века, созданных ирландскими монахами, принесшими в Европу письменность вместе с христианством. Они же первыми стали использовать инициал в качестве выделительного элемента, активно употребляли орнаментальные мотивы в оформлении страницы. Хотя традиция рукописной книги ведет свое начало с древнейших времен, только применительно к церковной (монастырской) книге возможно говорить о приобретении ею оформительских элементов.
Отсутствие иллюстраций в первопечатных книгах было не только техническим недостатком тогдашнего печатного процесса. Скорее, это объяснялось причинами этического и эстетического характера: книги поначалу были предназначеныдля образованной части населения, появление в них иллюстраций было бы расценено как вульгарность.
Впервые значительную роль изображение приобрело в период Реформации. Гравюры на дереве иллюстрировали главные темы религиозных прокламаций.
Вскоре после изобретения печатного станка процесс печати иллюстраций упростился. Параллельно с этим появлялись и декоративные типографские элементы: виньетки, линейки, заставки, детали орнаментов и т.д. Также при печати народных книг, в особенности басен, применялся такой прием, как составная гравюра – общая композиция составлялась из нескольких отдельных маленьких гравюр – что позволяло варьировать тематику сюжетов и их количество при сравнительно небольшом числе исходных изображений. Т.е. налицо работа оформителя – не иллюстратора – когда тематика сюжета передается условно, а не буквально, путем использования ограниченного количества символических изображений.
Между прочим, для печатников рукописные книги были не пройденным этапом, а недостижимым идеалом. Гутенберг создавал специально умложненный, обогащенный лигатурами и двойными начертаниями шрифт, чтобы имитировать буквы переписчика. Отличалась и граница текста – ровная, а не мягкая, как у переписчика. Однако эта прямота и ровность внесли в мир новую эстетику. То же было и с иллюстрациями, которые были намного примитивнее рукописных, но, близкие по фактуре и по исполнению к печатному шрифту, они выглядели цельно и гармонично.
Бамбергский типограф Альберт Пфистер в феврале 1461 года впервые напечатал книгу, в которой иллюстрации находились на одной полосе с текстом (раньше их печатали на отдельной странице). Так появилась новая производственная операция, которая потом получила название «верстки». Для достижения такого результата одну страницу печатали в два прогона.
Однако уже тогда книгопечатники задумывались о том, чтобы сделать чтение удобным и приятным, при сохранении значения книги как источника мудрости. На страницах книг делались определенные поля, соблюдались пропорции, применялись особые антиквенные шрифты, отличавшиеся от готических, и впервую очередь – непохожестью на почерк писцов.
С появлением печатного станка выросли тиражи книг, росло количество грамотных людей, нуждавшихся в ежедневной информации. В середине 17 века появились первые газеты, обладавшие некоторой периодичностью. Их верстка сначала мало чем отличалась от книжной. С появлением разнообразных форм публицистических материалов изменились и способы верстки, появилось членение текста не только на страницы, но и на колонки. Внешнее своеобразие газет стало еще более заметным, в колонках объединения и разграничения частей полосы при помощи заголовков, линеек, белого пространства.
Иллюстрации на первых порах не отражали тематику материалов, однако со временем они приблизились к темам публицистики, на первый план выступило изображение различных битв и сражений, показ дальних стран и экзотических животных, публикация портретов военачальников, государственных деятелей, выдающихся личностей и т.д.
Первым иллюстрированным журналом был эрфуртский «Theatrum Europeum», который в 1635 году стал публиковать известия с сопровождением иллюстраций. Немателись черты различия газеты и журнала как в содеражнии, так и в оформлении, т.к. газеты из-за более частого выхода в свет не успевали подготовить клише для иллюстраций.
Принципы журнального оформления (пропорции страницы, размеры полей, позиционирование текста и иллюстраций, система колонтитулов и колонцифр), в отличие от газет, по-прежнему заимствовалось из книжного. Журналы сохраняли и внешний вид книги.
В конце 18 века Зененфельдер изобрел литографию (гравюру на камне), что позволюло художнику самому выполнять оттиски своих работ, без участия гравера, что делало готовую композицию гораздо экспрессивнее. Воспроизведение иллюстраций стало гораздо дешевле и быстрее с появлением подвида ксилографии – торцовой гравюры на дереве (работа не резцом, а штихелем).
Процесс изготовления дешевых иллюстрированных книг, журналов и газет упростился. К этому времени расположения иллюстраций стали почти современными, картинка версталась на одной странице с текстом, иллюстрируя его, способы заверстывания тесктов, заголовков и весь макет в целом идентичны современной модели журнала или газеты.
В середине 19 века большую популярность приобрели иллюстрированные журналы (одним из первых был лондонский «Пенни мэгэзин»). Они выходили в достаточно большом формате, печатались в две колонки и публиковали гравюру на ширину одной-двух колонок или на величину листа – формировался «разворот».
К началу 19 века относится прорыв в художественном оформлении печатной продукции. В Англии началось производство новых шрифтовых гарнитур. На смену строгому готическому набору пришли самые разнообразные начертания. Появились египетские шрифты, итальянские, английские (позже – Новые), гротеск. Некоторые употреблялись в текстовом наборе, некоторые украшали титульные листы, некоторые использовались в рекламе и на афишах. С этого момента появляется понятие живописности, контраста набора, а не только иллюстраций.
Эпоха модернизма (1890 – 1910) характеризуется поиском всеобъемлющего стиля, нечто прекрасного, не существующего в реальной жизни. Поэтому в работах этого времени – переплетение символической идеи и декоративного мотива. Каждое течение в икусстве – футуризм, дадаизм, авангардизм и т.д. – привносил что-то свое, в своем сите и в типографику, используя либо традиционные элементы, либо придумывая что-то свое.
Конструктивисты активно внедряли в оформление печатлных изданий фотографию. Со времени своего появления фотография всегда играла роль иллюстрации. Находясь с текстом, она показывала то, что текст рассказать не мог или рассказывал многословно. Нов эпоху конструктивизма фотография приобретает черты плакатномти, символичности.
Кстати, именно конструктивисты (швейцарская школа дизайна) воплотили мысль о конструировании печатных изданий в идее модульной сетки. Эта методика появилась в 60-х годах и получила широкое распространение. Суть системы – в стандартизации построения полос на базе модуля. Модуль – минимальная часть полосы, метрическая единица, из набора которых строится вся запечатываемая область страницы.
В России в концу 20-х годов конструктивистские (изобретательские) идеи иссякают, уступая место псевдоклассицистическим. Полиграфическое оформление выражается в основном в выборе иллюстраций, в богатстве оттделки того или иного издания.
Творческий подход к оформлению, стремление к консруктивной цельности и художественной огригинальности как книги, так и газеты и журнала, возникает снова в 60-х гг. Появляется множество по-новому выглядевших газет и журналов. Шрифтовые кассы пополняются новыми гарнитурами, более отвечающими духу времени, в дополнение им появляется множество рисованныхзаголовков, надписей, заставок, в газетах и журналах – клишированные рубруки, заставки, шапки. Появляется и набирает мощности новая печатная технология –офсет, позволяющий делать и цветную печать с высоким качеством, разрабатывается способ глубокой печати, разрабатываются технологии фотонабора. В некоторых, особенно художественных изданиях (изд-ва «Книга», «Искусство», «Наука», журнал »Декотративное искусство») начинается внедрение современным международных технологий дизайна продуктов печати. Издания отдельных советских дизайнеров (Аникст, Троянкер, Жуков, Чайка) пополняют общемировой фонд изданий высочайшего уровня оформления.
Следующий прорыв в областидизайна в России происходит с внедрением в полиграфию компьютерной техники (совпадает с началом перестройки). Появившиеся средства и технологии ДТП (настольные издательские системы – Desktop publishing systems), полиграфия, а также экономическая модернизация типографий произвели революцию в книгопечатании и выпуске СМИ. Однако у этого изобилия есть и обратная сторона – появление из-за непрофессионализма работников некачественных, непрофессиональных изданий, с погрешностями в оформлении, непродумманностью композиции и, соответственно, с непредсказуемостью потребительского эффекта.
3. Как отмечает в монографии Тулупов, оформление и дизайн печатного издания – понятие тождественные, но неравнозначные. Под оформлением понимается прежде всего процесс, а под дизайном – результат. Дизайн – разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая – проектная – составляющая здесь является обязательной иедва ли неважнейшей.
Практически все современные исследователи и практики оформления подчеркивают главную и важнейшую характеристику оформительского процесса: стремление к единству содержания и формы, единству красоты и эргономики.
В чем же проявляется это единство?
Основной функцие печатных СМИ является донесение информации до аудитории. Поскольку печатные СМИ не могут являться активным средством распространения информации, поскольку читатель должен самостоятельно приложить некоторое усилие для получения тех или иных сведений из газеты или журнала, то основная задача дизайнеров:
– сделать процесс получения данных оптимально быстрым и легким (минимум времени для получения максимума информации). Полоса – конструкция для эффективного чтения.
– руководить вниманием читателей, акцентировать его на главных материалах номера.
– создавать оптимальные условия для ориентации в номере, чтобы читатели могли с наименьшими затратами времени разобраться в содержании предлагаемых материалов и отыскать интересующие их публикации.
– обеспечивать удобочитаемость материалов, которая зависит главным орбразом от оптических совйст используемых шрифтов, форматов набора, приемов оформления, а также от качества печати и ряда других производственных процессов.
Однако эстетика в оформлении не должна быть самоцелью, она должна основываться на функциональных потребностях издания, на задачах оформления.
Если рассматривать содержание газеты или журнали отдельно от его оформления, сосредоточиться только на сущности издания, можно обнаружить так называемую внутреннюю форму фодержания. Она, которую образуют тематическая и жанровая структура, служит своеобразным переходным звеном между внешней формой и сущностью издания. Тематика и жанровое разделения материалов, составляющих тот или иной номер газеты или журнала или издание целиком, на протяжении длительного участка времения, являются первоначальными структурирующими элементами, выстраивающими издание в определенном иерархическом порядке. Формальный вид такая первоструктура отчасти приобретает в сетевом графике тематики и объема материалов (документ, управляющий содержанием и формой).
Сожержание на полосе обретает свою форму, каждый тематический материал имееет свои количественные и пространственные характеристики. . Тематическая структура, как и внутренняя форма, есть способ организации содержания, соподчинения его частей и соединения их в единое целое.
Материал должен быть структуризован, чтобы читатель мог легко ориентироваться в номере. Структуризация материала издания проявляется в его внутреннем оформлении: все разделы, рубрики и отдельные материалы так соединены между собой, что воспринимаются чичтателем и обособленно друг от друга, и вместе с тем как единое целое – полосу, группу полос, номер.
Вообще для дизайнера нужно знать все материалы номеры для более точного выявления внутренних связей между ними и для более точного воплощения этих связей композиционно. Особенно это важно в крупноформатных газетах, где подчас на полосе встречаются очень разные материалы, которые с трудом можно воплотить в композицию. В журналах эта проблема менее актуальна.
Внешняя форма. Основным компонентом внешней формы издания является расположение в определенном порядке его частей, их размерные и пространственные характеристики, взаимосвязи, или композиция. В искусстве под композицией понимают либо расположение изобразительных элементов на плоскости или в пространстве, либо разработку идейной и тематической основы произведения с расположением фигур в пространстве с последующей проработкой соотношения объемов, цвета и т.д.
Исследователи исключают прямую связь композиции ПИ с композицией художественной, аргументируя это тем, что оформление печатных изданий является не изобразительным, а прикладным искусством. Однако связь несомненно существует. Нп., сюжетно-тематическая основа произведения – тематическая структура ПИ. Распределение предметов и фигур в пространстве – расположение статей, корреспонденций, фотоиллюстраций и т.д. Кроме того, в отличие от книжной композиции, которая линейна (вдоль намеченного автором пути), композиция ПИ пространственна, может меняться. Разрабатывая композицию полосы как элемент внутренней формы, на каком-то этапе дизайнер переходит к внешней форме, композиции графики. Абстрагируясь от конкретного содержания, он начинает воспринимать материалы в виде брусков, ломаных фигур, мыслить такими категориями, как орнамент полосы, воздух, пятно, линия, штрих, тон, полутон и др. Он как художник-супрематист (Малевич), оперирующий простейшими геометрическими формами, а процесс создания полосы – создание геометрической композиции.
Материально-технические средства производства газеты
Полиграфическая техника - совокупность технических средств, дающая возможность получить любое количество одинаковых изображений - текста, иллюстрации и т.д. В ее основу положен принцип давления.
Печатная форма может быть плоской или цилиндрической. Печатающие элементы разделяются непечатающими, или пробельными.
Высокая, или так называемая типографская, печать. Печатающие элементы формы возвышаются над непечатающими. Краска в момент, ког-
да к форме прижимается бумага, переносится на последнюю Па печатной форме обратный (зеркальный) вид изображения, печатающие элементы по высоте строго одинаковы, толщина слоя краски - равномерная.
К преимуществу высокой печати следует отнести высокую скорость печатания на любых рулонных материалах, в том числе и на материалах, по впитывающих печатную краску, дешевые (на единицу продукции) печатные формы из фотополимерон (высокая тиражсстойкость) и возможность одновременно в одной машине печатать, лакировать, проводить тиснение и высечку. Вот почему этот способ печати является перспективным не только для печатания газет, но и для изготовления этикеток, рекламных проспектов и т.д.
Принцип флексографской печати (ее еще называют анилиновой из-за применения анилиновых - водных - красок) тот же, что и в высокой, но современные материалы, из которых изготавливается печатная форма, вид краски, экономичность делают ее даже более предпочтительной, чем втрадиционный способ печати.
Глубокая печать. Печатающие элементы углублены в поверхности печатной формы, а сама поверхность образует непечатающие элементы. Печатающие элементы здесь имеют разную глубину. Толщина слоя краски на бумаге получается разной, поскольку в печатающих элементах - разное количество краски. Краска с пробельных элементов снимается тонкой стальной пластиной - ракелем. Печатная форма изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра.
Несомненным достоинством способа глубокой печати является очень высокая скорость печати, достигаемая благодаря использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно бы-строе их закрепление.
Плоская печать. Печатающие и непечатающие элементы лежат практически в одной плоскости, на одном уровне. Теми или иными способами печатающие элементы делаются хорошо воспринимающими жирную краску, а пробельные - увлажняются, вследствие чего они не воспринимают краску. Увлажняющий раствор (вода или раствор слабых кислот и спиртов) наносится на печатную форму перед нанесением печатной краски.
В настоящее время этот способ печати доминирует (книги, журналы, газеты, изобразительная продукция, рекламные материалы) благодаря целому ряду объективных причин, к числу которых относятся: универсальные возможности художественного оформления изданий; возможность двусторонней многокрасочной печати в один прогон; легкость (по сравнению со способом высокой печати) изготовления крупноформатной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы; наличие высокопроизводительного и технологически эффективного оборудования и т.д.
Трафаретная печать также применяется в полиграфии. Материал формы трафаретной печати представляет собой шелковую или металлическую cctky. натянутую на раму. Участки сетки, соответствующие пробельным элементам формы, покрыты слоем, не пропускающим краску. Краска, протертая сквозь печатающие элементы трафарета, фиксируется на бумаге в участках ее, соответствующих печатающим элементам формы.
Цифровая печать не противостоит традиционным способам печати, а дополняет их. Это технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. При этом исключаются процессы изготовления фотоформ и печатных форм; печать тиража происходит непосредственно с компьютера; существует возможность изменения содержания каждого оттиска в тираже (полное или частичное).
Большинство цифровых печатных машин представляет собой системы, создающие и использующие скрытое изображение с последующим переносом краски на запечатываемый материал. В цифровых печатных машинах постоянная печатная форма отсутствует - роль переменной печатной формы выполняет фотополупроводниковый слой, на котором при каждом обороте барабана заново создаются пробельные и печатающие элементы (скрытое электростатическое изображение). При цифровой печати экономически выгодна печать малых тиражей, есть возможность перехода от печатания одного издания к другому без остановки машины и практически почти без отходов; цифровые печатные машины не нуждаются в дополнительном устройстве для получения цветопробы.
Перенос краски с печатной формы на бумагу производится двумя путями: непосредственным прижатием бумаги к покрытым краской печатающим элементам формы; передачей краски с печатной формы на промежуточную эластичную поверхность, а с нее - на бумагу (офсетный способ печати). Офсет получил распространение в плоской печати и в высокой (высокий офсет, типоофсет). В глубокой печати применяется редко - лишь для печатания на особо жестких материалах, например, на деревянных досках.
Разделяются формные, печатные и отделочные процессы. Формные -наиболее трудоемкие процессы изготовления формы. Отделочные - складывание и фальцовка - выполняются одновременно печатными машинами.
Дизайн: традиции и современность
1. Паблик экаренсез, первая американская газета, вышла в свет более 300 лет назад. Как и все первые газеты, она была похожа на брошюру или листок новостей. Формат издания мало отличался от книжно-журнального. Текст размещался, как правило, широкими колонками, следующими одна за другой. Практически отсутствовали броские заголовки. Не было иллюстраций. Со временем появились первые элементы дизайна: более узкие колонки, однострочные (как правило) заголовки. Возросло число рекламных объявлений, которые в своем большинстве располагались внизу страницы.
2. На протяжении 19 века все газеты выглядели приблизительно одинакова. Текст размещался на полосе как обои, длинными рядами, колонки отделялись друг от друга межколонными линейками. В качестве иллюстраций применялись карты и гравюры. Однако иллюстрации встречались не так часто. В 1880 году в New York Daily Graphic появилась самая первая напечатанная фотография (на ней был запечатлен снос незаконных лачуг бедняков). Иллюстрирование фотоизображениями стало применяться только в 1900-х годах.
3. Приблизительно к 1900 году газеты приобрели близкое к современному оформление. Увеличились заголовки, став более «жирными» и широкими. Появились разделы и рубрики. С течением времени газетные страницы оживлялись все большим количеством фотографий, статей и рекламных объявлений.
4. Для современных изданий характерно:
· фото более внушительного размера и в большем количестве
· менее кричащий, более изящный шрифт заголовка
· уменьшение числа колонок на полосе (с восьми-девяти до шести).
· использование воздуха вместо линеек (просветление верстки)
· цвет и инфографика на полосах
· визуализация информации, ее градационное расположение с помощью анонсов, врезок, комбинации размеров шрифта
· оформление первой страницы: 1) градационное (2-4 для таблоидо и 4-7 для полноформатных газет), 2) журнальная обложка (более характерна для табоидов. содержит тексты, анонсы, отсылающие внутрь газеты; материал может обрываться, печататься с продолжением). 3) информационный центр (объем и разнообразие) – своеобразное меню.
5. Тематические страницы и разделы.
6. Разделение фактов и мнений.
7. Персонализация информации (мобильные рассылки, аудиогазеты и проч.)
Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии. Причем получилось у него это, судя по слухам, совершенно случайно.
Стало возможным делать сравнительно недорогие цветные рисунки и переводить графику художников для продажи. Вначале литография использовалась для воспроизведения цветных иллюстраций. В Европе начали открываться литографические заведения, а с 1813 года появились и у нас, в России.
Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения. И естественно всех напрягало). Художники были вынуждены изначально рисовать работы под подобные техники. С изобретением нового вида печати - художник мог сам создавать литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом (Это мало чем отличается от обычного рисования. Разве что карандашик жирнее).