Правила и приемы разработки информационных и коммуникационных технологий
Существуют следующие правила и приемы разработки информационных и коммуникационных технологий PR-технологий [16;c.133]:
1.Формирование собственного информационного потока – необходимо захватить монополию на информацию о себе путем регулярной, масштабной и оперативной поставки сведений для СМИ.
2. Манипулирование информацией: к этичным средствам манипулирования информацией относится убеждение и внушение. Так, в основе убеждения – логическое упорядочивание фактов. Приемы эффективного убеждения: фрагментарность подачи, что придает информации видимость оперативности и разносторонности, а также гибкости (умалчивается об одних фактах, подчеркиваются другие факты). В конечном счете, фрагментарность дезориентирует аудиторию, которая или теряет интерес к информации или полностью полагается на оценки комментаторов; ритуализация – показ официальных приемов, совещаний, встреч и процедур, персонализация - акцентирует внимание не на смысле событий, а на авторитетные фигуры, т.к. само присутствие важной персоны придает событию вес.
В основе внушения лежит процесс передачи логически недоказуемых идей и снижение критичности при восприятии информации. Приемы внушения следующие [16;c.134]:
- свидетельство, ситуация, когда информацию передает личность, которую любят или ненавидят в данной аудитории;
- наклеивание ярлыков – например, окрестить одного фашистом, другого – безродным космополитом, третьего – политическим маньяком, четвертого – «политической проституткой»;
- сияющее обобщение – этот метод основан на символизме, т.к. конкретная вещь называется обобщенным понятием с позитивной окраской. Например, демократические ценности, народовластие, общественная гармония, благо народа;
- создание неприятного ракурса. Например, интимно-бытовой снимок, обрывок безобидной фразы или подсмотренные и снятые некрасивые жесты и гримасы;
- популизм – игра в простонародье, показывается близость субъекта с народом с помощью деревенской простой обстановки дома, простой одежды, напоминают о фактах биографии человека из народа;
подгонка опросов и рейтингов – зачастую за широкое общественное мнение выдаются результаты опросов слушателей какой-либо радиостанции, когда эти слушатели составляют лишь узкий сегмент населения;
- подбор цитат - цитаты подбираются так, чтобы внушить определенное мнение;
- эмоциональная подпитка – используются комментаторы и ведущие вещательных каналов: возмущенные и гневные интонации, патетические восклицания, оттенки «мировой скорби», нотки восторга и упоения, злой юмор, насмешка, ирония;
- приоритетная поставка информации – суть заключается в том, чтобы выбрать самые авторитетные СМИ, с которыми заключается соглашение: мы вам эксклюзивную информацию, а вы нам бесплатную информационную поддержку;
- оптимизация формы и стиля подачи материалов.
Интересным считается прием «предложения события на выбор». Если специалист неуверен в важности его события, то он предлагает второе, иного профиля, «в довесок».
В одном событии можно найти различные составляющие, что может существенно расширить спектр обрабатывающих новость СМИ. Демонстрация разных взглядов на проблему также мажет служить для создания новости. Очень эффективен прием усиления новости за счет присутствия влиятельных людей. Сочетание новости с общественно важной проблемой повысит значимость новости, при этом ее необходимо максимально конкретизировать.
В некоторых случаях необходимо превратить проблему в общественно значимую. Почти универсальной является формула «солидные люди плюс значимая проблема». Она способна сделать новостью «практически любой выход носителей информации» к представителям СМИ [15;c.145]..
Важнейшим двигателем новости является интрига. Безусловно, лучшей интриги, чем скандал человечество еще не изобрело. Если нет реального скандала, то можно истолковать некоторые события как скандал.
Все сказанное выше относится в основном к производству содержательной части новости. «Основной вес» новости формируется за счет ее содержания. Путем использования специальных приемов можно прирастить к первоначальной весомости новости «дополнительный вес».
Одним из таких способов является сообщение новости быстрее других, а также подача новости как эксклюзивной.
Вес новости усиливается, когда она становится звеном в цепочке нескольких объединенных единым замыслом событий.
Можно также разбить новость на части, что даст большее количество упоминаний о ней в прессе. Количество информационных акций вокруг одной новости можно увеличить с помощью анонса новости - изложения новости - комментария новости - дополнительных подробностей - промежуточных итогов - окончательных итогов. Важно предоставлять СМИ наиболее полную информацию о событии, приложить все имеющиеся дополнительные материалы (фотографии, видеоматериалы).