Методические указания к выполнению. Лабораторной работы для студентов группы Д-21
К выполнению
Лабораторной работы для студентов группы Д-21
072501 Дизайн (по отраслям)
по МДК 01.01 «Композиция»
наименование темы, раздела ПМ или МДК
к теме: 2.1 Характеристика методов композиционного строения объектов дизайна – моделей швейных изделий
Разработчик: преподаватель Н.А. Еремина
2012 г.
Лабораторная работа №7
Тема лабораторной работы:Разработка композиции модели одежды по свойствам симметрии
Формируемые компетенции:
1 ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна
Цель работы:
· Осмыслить понятие симметрии и симметричных преобразований в костюме
· Применить свойства симметрии для трансформации базовой композиции
· Применить свойства симметричных преобразований для гармонизации композиции костюма
Предполагаемый результат:
· Художественные наброски формальной и костюмной композиции в заданной системе симметричных преобразований
Иметь практический опыт:
· Формирования авторской идеи модели относительно заданного условия гармонизации – симметричного тождества
Уметь:
· Разрабатывать концепцию проекта
· Выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта
· Создавать целостную композицию на плоскости, применяя известные способы построения
Знать:
· Теоретические основы композиционного построения в графическом дизайне;
· Законы формообразования;
· Преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию)
Работа носит продуктивный характер,т.к. предполагает выполнение деятельности по инструкции под руководством преподавателя
Время выполнения:8 академических часов
Оснащение работы:
· Каталоги и журналы моды и стиля
· Материалы и инструменты для художественно-графических работ;
· Опорная лекция по теме «Симметрия в костюме»
· Электронная презентация в MS PP «Симметрия в костюме»
· Инструкция к выполнению лабораторной работы
· Критерии оценки компетенций, сформированных в ходе лабораторной работы
Содержание работы:
1 Выполнить анализ внешнего строения заданного объекта, композиция которых решена по свойствам симметрии
2 Разработать коллекцию моделей по свойствам симметрии
3 Оформить работу в портфолио
Методические указания к выполнению
1 Под объектом анализа понимают:
ü 15 баллов
– объект предметной среды;
ü 10 баллов
– объект природной среды;
ü 5 баллов
– костюм.
Варианты объектов для анализа приведены на Рисунке 1. При желании допустимо выбрать объект самостоятельно.
Анализ внешнего строения объекта предметной среды (уровень 15 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют:
· группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта,
· выявляют эмоциональный отклик на анализируемый объект.
Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием закона (законов) симметрии, представленного в композиции объекта среды, и эмоции, задаваемой объектом.
Далее анализируемый объект предметной среды трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:
– Сдавливание
– Слом
– Сжатие
– Винтовая симметрия
– Поворот в пространстве
– Простой изгиб
– Поворот в плоскости
– Симметрия подобия
Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется или создает новые композиционные отношения согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.
Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.
Анализ внешнего строения объекта природы (уровень 10 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта. Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием закона (законов) симметрии, представленного в композиции объекта природы.
Далее анализируемый объект природы трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:
– Зеркальная симметрия
– Растяжение
– Сдвиг
– Сложный изгиб
– Поворот в плоскости
– Перенос
Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется или создает новые композиционные отношения согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.
Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.
Анализ внешнего строения костюма (уровень 5 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта. Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием доминирующего закона симметрии, представленного в композиции костюма.
Далее анализируемый костюм трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:
– Зеркальная симметрия
– Сдавливание
– Растяжение
– Сжатие
– Сдвиг
Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.
Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.
Необходимо помнить, что все симметричные преобразования должны нести не поверхностный, случайный характер, а выполняться в соответствии с гармоничными нормами разработки графической композиции.
Техника: художественный набросок.
Формат: А-4 для работы анализа; А-6 для преобразований с оформлением на паспарту
Материалы: для художественно-графических работ; тушь, перо.
Время выполнения работы: 4 часа
2 Коллекция моделей носит название «Преобразование».
Источником для формообраза коллекции является объект, проанализированный в п.1 работы. Базовая модель для разработки представлена на Рисунке 2. При желании допустимо самостоятельно изменить форму базовой модели, не упрощая и не ухудшая предложенный вариант.
Коллекцию выполняют, последовательно преобразовывая форму базовой модели в подгруппах симметрии:
ü 15 баллов
– Растяжение
– Сдвиг
– Сложный изгиб
– Винтовая симметрия
– Поворот в пространстве
ü 10 баллов
– Сдавливание
– Растяжение
– Сжатие
– Простой изгиб
– Поворот в плоскости
ü 5 баллов
– Сдавливание
– Растяжение
– Сжатие
– Сдвиг
Необходимо помнить, что, преобразовывая базовую форму, автор получает модель иного, нового эстетического и стилевого свойства. Далее композиционное поле модели наполняют микроструктурами, фактурами и колоритом, учитывая пластику и эстетику нового силуэта. Динамику позы фигуры так же подчиняют преобразованной форме.
Выполняя симметричные преобразования базовой формы, обучающийся приходит к выводу о возможности получения многообразия композиционных решений на основе первоначального формообраза. Автору важно осмыслить процесс создания новых композиций на основе базовой формы под воздействием свойств симметрии.
Работа ведётся в технике художественного наброска, применяя тушь, перо, фломастеры. Фоновая зона – линеарный контур. Формат для 1 преобразования А-5. На формате с преобразованием указывают группу и подгруппу симметрии.
Материалы: тушь, перо, фломастеры.
Техника: художественный набросок.
Формат: А-5 для преобразований с дальнейшим оформлением на формате А3.
Время выполнения работы: 4 часа
3 В портфолио вкладываются:
· 1-й лист: название и номер Лабораторной работы, содержание (алгоритм) Лабораторной работы, таблица Оценки качества выполнения работы. Образец таблице приведён ниже.
· 2-й – 4-й лист: симметричное преобразование базового объекта; симметричное преобразование базовой композиции.