Методические указания к выполнению. Лабораторной работы для студентов группы Д-21

К выполнению

Лабораторной работы для студентов группы Д-21

072501 Дизайн (по отраслям)

по МДК 01.01 «Композиция»

наименование темы, раздела ПМ или МДК

к теме: 2.1 Характеристика методов композиционного строения объектов дизайна – моделей швейных изделий



Разработчик: преподаватель Н.А. Еремина

2012 г.

Лабораторная работа №7

Тема лабораторной работы:Разработка композиции модели одежды по свойствам симметрии

Формируемые компетенции:

1 ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна

Цель работы:

· Осмыслить понятие симметрии и симметричных преобразований в костюме

· Применить свойства симметрии для трансформации базовой композиции

· Применить свойства симметричных преобразований для гармонизации композиции костюма

Предполагаемый результат:

· Художественные наброски формальной и костюмной композиции в заданной системе симметричных преобразований

Иметь практический опыт:

· Формирования авторской идеи модели относительно заданного условия гармонизации – симметричного тождества

Уметь:

· Разрабатывать концепцию проекта

· Выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта

· Создавать целостную композицию на плоскости, применяя известные способы построения

Знать:

· Теоретические основы композиционного построения в графическом дизайне;

· Законы формообразования;

· Преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию)

Работа носит продуктивный характер,т.к. предполагает выполнение деятельности по инструкции под руководством преподавателя

Время выполнения:8 академических часов

Оснащение работы:

· Каталоги и журналы моды и стиля

· Материалы и инструменты для художественно-графических работ;

· Опорная лекция по теме «Симметрия в костюме»

· Электронная презентация в MS PP «Симметрия в костюме»

· Инструкция к выполнению лабораторной работы

· Критерии оценки компетенций, сформированных в ходе лабораторной работы

Содержание работы:

1 Выполнить анализ внешнего строения заданного объекта, композиция которых решена по свойствам симметрии

2 Разработать коллекцию моделей по свойствам симметрии

3 Оформить работу в портфолио

Методические указания к выполнению

1 Под объектом анализа понимают:

ü 15 баллов

– объект предметной среды;

ü 10 баллов

– объект природной среды;

ü 5 баллов

– костюм.

Методические указания к выполнению. Лабораторной работы для студентов группы Д-21 - student2.ru Варианты объектов для анализа приведены на Рисунке 1. При желании допустимо выбрать объект самостоятельно.

Анализ внешнего строения объекта предметной среды (уровень 15 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют:

· группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта,

· выявляют эмоциональный отклик на анализируемый объект.

Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием закона (законов) симметрии, представленного в композиции объекта среды, и эмоции, задаваемой объектом.

Далее анализируемый объект предметной среды трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:

– Сдавливание

– Слом

– Сжатие

– Винтовая симметрия

– Поворот в пространстве

– Простой изгиб

– Поворот в плоскости

– Симметрия подобия

Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется или создает новые композиционные отношения согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.

Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.

Анализ внешнего строения объекта природы (уровень 10 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта. Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием закона (законов) симметрии, представленного в композиции объекта природы.

Далее анализируемый объект природы трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:

– Зеркальная симметрия

– Растяжение

– Сдвиг

– Сложный изгиб

– Поворот в плоскости

– Перенос

Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется или создает новые композиционные отношения согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.

Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.

Анализ внешнего строения костюма (уровень 5 баллов) выполняется после этапа визуального ознакомления с ним. В ходе анализа определяют группу симметрии, характеризующую формальную (цветовую) структуру строения объекта. Объект зарисовывают на листе формата А-4 в технике линеарного наброска с точной прорисовкой структур. Рядом с зарисовкой размещают комментарий с указанием доминирующего закона симметрии, представленного в композиции костюма.

Далее анализируемый костюм трансформируют по системе симметричных преобразований в подгруппах симметрии:

– Зеркальная симметрия

– Сдавливание

– Растяжение

– Сжатие

– Сдвиг

Форма, подвергаемая преобразованию, видоизменяется согласно требованиям подгруппы симметрии. Для каждой подгруппы симметрии выполняется одно преобразование.

Вновь полученные трансформированные формы отрисовываются на листе формата А-6 каждая в технике художественного наброска. На формате с трансформацией указывают группу и подгруппу симметрии.

Необходимо помнить, что все симметричные преобразования должны нести не поверхностный, случайный характер, а выполняться в соответствии с гармоничными нормами разработки графической композиции.

Техника: художественный набросок.

Формат: А-4 для работы анализа; А-6 для преобразований с оформлением на паспарту

Материалы: для художественно-графических работ; тушь, перо.

Время выполнения работы: 4 часа

2 Коллекция моделей носит название «Преобразование».

Методические указания к выполнению. Лабораторной работы для студентов группы Д-21 - student2.ru

Источником для формообраза коллекции является объект, проанализированный в п.1 работы. Базовая модель для разработки представлена на Рисунке 2. При желании допустимо самостоятельно изменить форму базовой модели, не упрощая и не ухудшая предложенный вариант.

Коллекцию выполняют, последовательно преобразовывая форму базовой модели в подгруппах симметрии:

ü 15 баллов

– Растяжение

– Сдвиг

– Сложный изгиб

– Винтовая симметрия

– Поворот в пространстве

ü 10 баллов

– Сдавливание

– Растяжение

– Сжатие

– Простой изгиб

– Поворот в плоскости

ü 5 баллов

– Сдавливание

– Растяжение

– Сжатие

– Сдвиг

Необходимо помнить, что, преобразовывая базовую форму, автор получает модель иного, нового эстетического и стилевого свойства. Далее композиционное поле модели наполняют микроструктурами, фактурами и колоритом, учитывая пластику и эстетику нового силуэта. Динамику позы фигуры так же подчиняют преобразованной форме.

Выполняя симметричные преобразования базовой формы, обучающийся приходит к выводу о возможности получения многообразия композиционных решений на основе первоначального формообраза. Автору важно осмыслить процесс создания новых композиций на основе базовой формы под воздействием свойств симметрии.

Работа ведётся в технике художественного наброска, применяя тушь, перо, фломастеры. Фоновая зона – линеарный контур. Формат для 1 преобразования А-5. На формате с преобразованием указывают группу и подгруппу симметрии.

Материалы: тушь, перо, фломастеры.

Техника: художественный набросок.

Формат: А-5 для преобразований с дальнейшим оформлением на формате А3.

Время выполнения работы: 4 часа

3 В портфолио вкладываются:

· 1-й лист: название и номер Лабораторной работы, содержание (алгоритм) Лабораторной работы, таблица Оценки качества выполнения работы. Образец таблице приведён ниже.

· 2-й – 4-й лист: симметричное преобразование базового объекта; симметричное преобразование базовой композиции.

Наши рекомендации