Сущность, предмет изучения и назначение инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент — одно из направлений процесса управления, ориентированное на получение новых положительных качеств различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации нестандартных управленческих решений.
Главная задача инновационного менеджмента — управление процессами разработки и внедрения инноваций на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Предмет изучения инновационного менеджмента — целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
2.Инновационная среда и инновационная деятельность.
Инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два основных аспекта:
• Во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей.
· Во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал производства.
Инновационная среда- сложившаяся определенная социально - экономическая, организационно - правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие ин деятельности
К основным элементам инновационной среды относят:
• инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
• товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, которые выступают в качестве потребителя тех или иных новшеств;
• инвесторов, обеспечивающих на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств;
• инновационную инфраструктуру, то есть всю ту совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т.п.
3.Новация и инновация: происхождение, содержание и взаимосвязь терминов.
Инновация-Освоение идеи
В 30-х гг. прошлого века Й. Шумпетер впервые предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Таким образом, инновация (нововведение) рассматривается с нескольких сторон:
• как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
• как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
• как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того, как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить — значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое — значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:
1) изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;2) изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;3) изменения вследствие использования нового сырья;4) изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;5) изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
новация(новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация становится результатом практического освоения этой идеи — ее внедрения и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами — это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома — это уже инновация, как результат практического освоения новации.