Иннов деят-ть совр орг-ий, типы и источники инноваций

Совр мировая экон система хар-ся рядом специфических черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие хар-ки, как: высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией / услугами; усиление нестабильности факторов внеш предпринимательской среды; качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг; значительное сокращение времени на принятие упр-ких решений и адаптацию к новым условиям; а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что представляет собой совр преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, кот позволила бы оптимизировать деят-ть любой компании, вне зависимости от внутр и внеш условий. Однако на основе изучения деят-ти ведущих компаний па международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деят-ти и высокая иннов активность

Выделяют след изменения, или источники инноваций:

Неожиданное событие, кот может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

Неожиданный успех. Нет области, кот предлагала бы более богатые возможности для успешной инноваци, чем неожиданный успех. Нет области, в кот иннов возможности были бы связаны с меньшим риском, а осуществление инноваций было бы менее трудоёмко. Однако неожиданным успехом чаще всего пренебрегают, даже хуже, рук-во склонно его энергично отталкивать. Дело в том, что рук-ву трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, способности смотреть в лицо реальности, конкретных политических мер и смирения, позволяющего сказать: “Мы были неправы.”

Несоответствие между реальностью, такой, каковой она явл-ся, и её отражением во мнениях и в оценках людей;Как и неожиданные события, несоответствия явл-ся верным признаком инноваций: либо тех, кот уже произошли, либо тех, кот можно вызвать.

Изменение потребностей производственного процесса;В данном случае инновация начинается не с события, а с задачи. Т е здесь “необходимость - причина изобретения”. Речь идёт о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, о перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями.

Изменения в структуре отрасли или рынка;При в рыночных или отраслевых структурах ведущие производители оставляют без должного внимания наиболее быстро растущие сегменты рынка. Возникшие в новой ситуации возможности роста редко вписываются в существующую рыночную политику. Поэтому инновационно настроенные компании получают широкое поле деят-ти.

Демографические изменения;Под демографическиами изменениями понимаются изменения численности начселения, его возрастной стр-ры, состава, занятости, уровня

образования и доходов. Такие изменения обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия.

Изменения в восприятии и в ценностных установках;Явление восприятия вряд ли можно объяснить с соц или с экон точек зрения. Изменение в восприятиях остаётся фактом. Восприятия практически не поддаются количественному определению, к тому времени, когда их количественное определение становтся возможным, они уже перестают быть источником нововведений. Вместе с тем восприятия могут быть охарактеризованы, проверены и использованы.

Новые знания, научные и ненаучные.Инновации, в основе кот лежат новые знания становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Знания совершенно необязательно должны быть научными или техническими. Такие нововведения отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости.

Типы инноваций мы можем выделить следующие:

Инновация I-го типа — инновация (понимаемая как продукт), являющаяся результатом процесса «проведения» знания от стадии фундаментального научного знания до прикладного.

Инновация II-го типа — инновация (понимаемая как продукт), являющаяся результатом процесса «проведения» знания от стадии прикладного научного знания до стадии опытного произ-ва.

Инновация III-го типа — инновация (понимаемая как продукт), являющаяся результатом процесса «проведения» знания от стадии фундаментального научного знания до стадии опытного произ-ва.

Такая типология инноваций базируется на представлении о «движении» знания по различным его стадиям в ходе своего имманентного проявления в этой реальности.

Наши рекомендации