Методические указания для решения практической работы на тему

Предел числовой последовательности

Число А называется пределом числовой последовательности Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , если для любого сколь угодно малого числа e > 0 найдется номер N > 0 такой, что для всех членов последовательности аn с номером n > N выполняется неравенство: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Обозначение предела: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

· Числовая последовательность, имеющая конечный предел, называется сходящейся, в противном случае – расходящейся.

· Числовая последовательность Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru называется бесконечно малой, если Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

· Числовая последовательность Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru называется бесконечно большой, если для любого числа М > 0 найдется номер N такой, что для всех членов последовательности аn с номером n > N выполняется: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru . Обозначение: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

……………………………………………………………………………………………………

Теорема 1.

1) Если Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - бесконечно малая последовательность и все an ¹ 0, то Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru -

бесконечно большая последовательность.

2) Если Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - бесконечно большая последовательность и все bn ¹ 0, то Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - бесконечно малая последовательность.

Формально эти утверждения выглядят так: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Например, Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

Теорема 2 ( о пределах последовательностей)

Если существуют пределы Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , то

1) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

2) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

3) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

…………………………………………………………………………………………………

Примеры.

Вычислим пределы, раскрывающие неопределенность вида Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , пользуясь теоремами .

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Для раскрытия неопределенности вида Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru использовали прием: числитель и знаменатель делим на старшую степень, т.е. на n2. Затем используются теоремы о пределах.

2) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

3) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Можно обобщить результаты:

Ø при равенстве старших степеней числителя и знаменателя в пределе всегда получается отношение числовых коэффициентов при этих старших степенях.

Ø если старшая степень числителя выше, то в пределе всегда получится бесконечность

Ø если старшая степень знаменателя выше, чем числителя, то в пределе всегда будет 0.

Пределы функции в точке

Пусть функция F(x) определена на множестве D.

· Число А называется пределом функции в точке х = х0, если для любого e >0 найдется число d >0 такое, что для всех х, удовлетворяющих неравенству 0<ôx - x0ô< d , выполняется неравенство ôF(x) -Aô< e

Обозначение: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Для бесконечно малой в точке х0 функции: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Для бесконечно большой в точке х0 функции: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

У функций существуют односторонние пределы:

· Левосторонний предел: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Число А называется пределом функции в точке х = х0слева, если для любого e>0 найдется число d>0 такое, что для всех х, принадлежащих промежутку (х0 - d, х0) , выполняется неравенство ôF(x) -Aô< e

· Правосторонний предел: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Число А называется пределом функции в точке х = х0справа, если для любого e>0 найдется число d>0 такое, что для всех х, принадлежащих промежутку (х0 , х0+ d) , выполняется неравенство ôF(x) -Aô< e

Например, Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Теорема 3 ( о пределах функций)

Если существуютМетодические указания для решения практической работы на тему - student2.ru ,то

1) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

2) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

3) существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Примеры.

1) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Этот пример решался непосредственно с помощью теорем о пределах, т.к. при подстановке х = 1 не возникало неопределенностей типа: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru и т.п.

2) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru В этом примере, в отличие от предыдущего, при подстановке числа 2 вместо х получаем неопределенность вида Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , поэтому непосредственно применить теоремы о пределах нельзя. Необходим прием, избавляющий от неопределенности. Прием заключается в следующем: числитель и знаменатель раскладывают на множители, а затем сокращают множители, содержащие в себе эту неопределенность.

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

После сокращения множителя (х - 2) предел вычислялся непосредственной подстановкой

х = 2, т.е. с помощью теорем о пределах.

3) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - предел не содержит неопределенности и вычисляется непосредственной подстановкой.

4) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

5) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

6) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

7) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

В данном примере прием, позволяющий избавиться от неопределенности – это домножение числителя и знаменателя на выражение , сопряженное выражению с корнем (отличается знаком). После этого, применив формулу разности квадратов, сокращаем множители, содержащие в себе неопределенность.

8) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - предел не содержит неопределенности и вычисляется непосредственной подстановкой х = 0.

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Для двух бесконечно малых или бесконечно больших функций существует понятие эквивалентности.

· Бесконечно малые или бесконечно большие в точке х0 функции a(х) и b(х) называются эквивалентными, если существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru .

Неопределенность, соответственно, Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

· Обозначение: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

В этом случае справедливо следующее утверждение:

Теорема 4.

Если Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru и Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru и существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , то существует Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , причем пределы равны: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Например, Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru т.к. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru т.к. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Введем в рассмотрение 1-й замечательный предел: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru .

Функция Sin x эквивалентна своему аргументу, если он бесконечно мал, т.е. в точке

х = 0.

Например, Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Легко получить еще два часто используемых предела:

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Таким образом, при вычислении пределов с тригонометрическими функциями, содержащими неопределенность вида Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru , можно использовать три основные эквивалентности: Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Примеры.

1) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

2) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

3) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

4) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

5) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

6) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

7) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru - это не 1-й замечательный предел, т.к. аргумент не является

бесконечно малым. Аналогично:

8) Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему

«Предел числовой последовательности и функции»

№ 1 Найдите пределы: 1.1 Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru 1.2 Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

1.3 Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru 1.4. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru 1.5. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

…………………………………………………………………………………………………..

Решение

1.1. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

1.2. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

1.3. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

1.4. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

1.5. Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

…………………………………………………………………………………………………………………

№2 Найдите Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Решение

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

…………………………………………………………………………………………………………………

№ 3 Дана функция Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru . Найдите Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Решение

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

……………………………………………………………………………………………………………………..

№ 4 Исследовать функцию Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru на непрерывность:

Исследуем точку х0 = 1. Односторонние пределы в этой точке :

Методические указания для решения практической работы на тему - student2.ru

Пределы конечные, разные.

Следовательно, х0 = 1 является точкой разрыва 1-го рода.

………………………………………………………………………………………………

Наши рекомендации