Понятие иннов предпринимательства. Иннов деят-ть в США
Иннов предпринимательство – общественный технико-экономический процесс, направленный на создание лучших по своим свойствам товаров, услуг, технологий путем практического использования нововведений.
Т.о. задача предпринимателя-новатора – реформировать и революционировать способ произ-ва путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использования новых технологических возможностей для произв-ва принципиально новых товаров или произ-ва старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
В экон литературе выделяют три основных вида иннов предпринимательства:
· Инновация продукции - процесс обновления сбытового потенциала п/п, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
· Инновация технологии - процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные инф-ные системы.
· Социальные инновации - общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы п/п. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал п/п на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам п/п перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа орг-ии иннов процесса в фирме можно выделить три модели иннов предпринимательства:
1) иннов предпринимательство на основе внутр орг-ии, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по иннов проекту;
2) иннов предпринимательство на основе внеш орг-ии при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними орг-ми;
3) иннов предпринимательство на основе внеш орг-ии при помощи венчуров, когда фирма для реализации иннов проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнит сторонние средства.
Иннов деятельность в США
Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35% — из федерального бюджета (около 200 млрд дол. США); 60 — за счет собственных средств производственных компаний; 5% — из средств правительств штатов, органов местного самоуправления, колледжей, университетов и частных фондов.
Особенности поддержки иннов деят-ти в США
Органами гос регулирования инновационной деят-ти в США явл-ся:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
НАСА (Национальное космическое агентство);
Национальное бюро стандартов;
Национальный институт здравоохранения;
Министерство обороны;
Национальный центр промышленных исследований;
Национальная академия наук;
Национальная техническая академия;
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Важным направлением реализации гос политики в развитии иннов деят-ти в США является поддержка малого иннов предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше 5 млрд дол. из государственных средств и 935 млн дол. — из средств частного сектора. К основным формам поддержки относятся:
• специальная программа поддержки малого иннов предпринимательства;
• займы по линии гос поддержки инноваций;
• гос фин вложения;
• создание разветвленной сети венчурных фондов;
• финансирование из средств частного сектора и др.