Общая структура технологического алгоритма
Вследствие влияния практиков, принадлежащих к западному крылу клана, тренинг-технология Йоги Восьми Кругов за последние пятнадцать-двадцать лет претерпела некоторые весьма существенные изменения. И без того достаточно напряженная практика стала еще более мощной и динамичной, из нее устранено все лишнее. Отобранные техники были скомпонованы в концентрированные последовательности, включившие в себя все наиболее эффективные приемы, разработанные Мастерами за тысячелетия. Кроме того, систематизация, предложенная представителями “западного” крыла, преобразовала практику интегрального тренинга, принятую в древних линиях Йоги Восьми Кругов, в исключительно технологичную методику в самом современном смысле этого слова. Терминология “западного” крыла несколько отличается от традиционной восточной терминологии и не всегда представляет собой прямой перевод соответствующих санскритских и тибетских терминов, а во многих случаях носит на себе явные следы влияния западных школ тренировки, в частности спортивного плавания и гимнастики. И, наконец, самым существенным, на мой взгляд, из последних нововведений, сделанных представителями “западного” крыла, стала детальная проработка плавита-садханы - “пути пловца”. В своем нынешнем виде плавита-садхана представляет собой усовершенствованную на основе современных стилей классического спортивного плавания, подводного плавания и свободного ныряния древнюю практику плавини-пранаямы - “Дыхания Силы при плавании” и апо-дхьяны - “водного созерцания”.
Своим названием Йога Восьми Кругов обязана структуре принятого в линиях этой школы технологического алгоритма последовательного обретения контроля над Силами стихий(Подробно о традиционных йогических интерпретациях взаимного соотношения Сил стихий, характере их проявления на различных уровнях человеческого существа и связи Сил стихий с внутренними потоками энергетического тела человека см. “Гхеранда-Самхита”, “Шива-Самхита”, Шри Шанкара “Таттва-Бодха”, Шри Свами Шивананда “Йога-терапия”, Люсьен Феррер “Метафизика хатха-йоги”, А. Сидерский “Третье открытие Силы”). В нем имеется три цикла, или три ступени. Образно их можно представить в виде пирамиды (рис. 1).
НУЛЕВОЙ ЦИКЛ
Нулевой цикл - это фундамент под первым слоем пирамиды. Он относится к пирамиде лишь постольку, поскольку без него она не может быть устойчивой. Практические последовательности нулевого цикла являются тем средством, с помощью которого практикующий “обучает” свою энергетическую структуру и сознание действовать в русле “правильной” практики, а также дает системе “первичный импульс” к накоплению энергии и совершенствованию конфигурации. Это подобно тому, как в школе детей сначала учат писать отдельные буквы и слова, и лишь потом обучают грамматике. Именно последовательностям нулевого цикла посвящена данная книга. Однако, прежде чем непосредственно перейти к основному практическому материалу, я считаю целесообразны сделать обзор технологического алгоритма Йоги Восьми Кругов в целом, чтобы читатель мог получить более-менее полное представление о том, с чем имеет дело.
СЕМЬ КРУГОВ ВОСХОЖДЕНИЯ
Ниже последовательно перечислены технологические алгоритмы Семи Кругов Восхождения и даны краткие характеристики их основной направленности. Разумеется, полный спектр действия каждого из них значительно шире, однако уделить этому должное внимание я планирую в серии книг, посвященных полному изложению технологии Семи Кругов.
КРУГ ЗЕМЛИ
Практический алгоритм Круга Земли - Йога Силы Земли, или Йога земного тела, - техника укрепления и развития органического тела и наиболее “плотных” составляющих энергетического тела.
КРУГ ВОДЫ
Практический алгоритм Круга Воды - Йога Силы Воды, или Йога глубокой текучести, - техника развития способности управлять органическим телом с учетом его взаимодействия с энергетическим телом.
КРУГ ОГНЯ
Практический алгоритм Круга Огня - Йога Силы Огня, или Йога внутреннего очищения, - техника развития восприятия внутренних потоков Силы на всех уровнях энергетического тела.
КРУГ ВЕТРА
Практический алгоритм Круга Ветра - Йога Силы Воздуха, или Йога однородной легкости, - техника перераспределения рассеянной энергии (“собирания” энергетического тела) и осознанного управления взаимодействием энергетического и органического тел.
КРУГ ПРОСТРАНСТВА
Практический алгоритм Круга Пространства - Йога личной силы, или Йога очищения пространства, - техника согласования пространственного взаимодействия органического тела, энергетического тела и внешних потоков Силы. Техника пятого Круга - базовая техника Йоги Восьми Кругов. Все предыдущие круги - ступени освоения базовой техники.
ОМНИО-ТТ
Интегральная тренинг-технология всей совокупности первых пяти Кругов получила название ОМНИО-ТРЕНИНГ-ТЕХНОЛОГИИ - ОМНИО-ТТ (формулировка Западного крыла), или ЙОГИ СЛИЯНИЯ ПЯТИ СТИХИЙ (формулировка Восточного крыла). ОМНИО-ТТ - это уровни практики, которые могут быть освоены ЛЮБЫМ обычным человеком, ведущим обычный “западный” образ жизни. Именно поэтому за совокупностью первых шести уровней Йоги Восьми Кругов (включая нулевой цикл) закрепилось название “западного” типа.
В зависимости от исходного состояния органического и энергетического тел различных людей, промежутки времени, необходимые для освоения ОМНИО-ТТ, могут быть различными. Кому-то достаточно будет десяти-двенадцати лет, а кому-то потребуется двадцать пять, а то и тридцать. Впрочем, в моей практике был один случай, когда человек, начавший с полного нуля, добрался до практик уровня Круга Пространства всего лишь за три с половиной года.
КРУГ СИЛЫ
Практический алгоритм Круга Силы - Йога Силы Души, или Йога космического тела, - техника интегрального управления потоками Силы во времени и пространстве.
ТОЧКА И КРУГ ПУСТОТЫ
Практический алгоритм Точки и Круга Пустоты - Йога Силы Духа, или Йога истинной свободы, - техника осознанного прорыва в Бесконечность самоосознания Единого.
ЙОГА-ДХАРА-САДХАНА
Технологический алгоритм двух высших Кругов - Путь Единого Потока, или Йога-Дхара-Садхана.
В отличие от ОМНИО-ТТ, без кардинального изменения образа жизни в направлении его “овосточнивания” Йога-Дхара-Садхана может быть освоена отнюдь не каждым. Практика Дхара-Садханы “в миру” - задача исключительной сложности. Подавляющему большинству практикующих для перехода от ОМНИО-ТТ к Йога-Дхара-Садхане придется на некоторое время “уйти в отшельники”. Но - и это очень важно - только лишь для того, чтобы затем “вернуться”, принеся с собой “оттуда” некое новое качество Силы, новое качество осознания.
КРУГ ЖЕЛЕЗА
Круг Железа, или Стальное Кольцо Безупречности, - то, чем объединяются в единое целое семь кругов восхождения. Безупречность есть особое искусство в любых обстоятельствах сохранять режим оптимальных энергетических взаимоотношений с миром и с самим собой.
Основные принципы безупречности представлены десятью установками - пятью ограничениями и пятью правилами.
Вот пять ограничений:
1. отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе - по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире(Поэтому призыв Кришны к Арджуне в “Бхагавадгите”: “Ты воин, и потому - сражайся!” не есть призыв к насилию, но как раз наоборот. Кришна требует, чтобы Арджуна не прибегал к насилию по отношению к естественному ходу событий в этом мире, ибо, отказываясь убивать врагов, он бы причинил вред как своей дхарме воина, который рожден для того, чтобы сражаться и убивать, так и всем тем, кого эти враги заставляли страдать и могли бы заставить страдать впоследствии, если бы не были уничтожены.);
2. отказ от лжи, и в первую очередь - от самообмана;
3. отказ от желания обладать тем, что нам не принадлежит;
4. сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего того, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия(“Воин должен стать скрягой по отношению к своей наличной энергии...) К. Кастанеда.”;
5. отказ от принятия каких бы то ни было подарков и благодеяний(В результате которых либо мы сами чувствуем себя должниками, либо тот, кто нас облагодетельствовал, чувствует, что мы ему чем-то обязаны), отрешенность, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.
Вот пять правил:
1. соблюдение чистоты - как на “физическом” плане, так и на всех уровнях энергетической структуры(То есть избавление от того, что препятствует свободному прохождению энергетических потоков);
2. спокойствие и принятие всего таким, каково оно в действительности есть;
3. ни на мгновение не прекращающаяся упорная правильная тренировка;
4. устойчивое устремление к углублению самоосознания в направлении слияния с Единым;
5. принятие Единого как истинного истока человеческого осознания.
Сочетание пяти ограничений с первым, и вторым правилами дает отрешенность - то, без чего не имеет смысла даже говорить и каком бы то ни было продвижении по пути расширения осознания.
Третье, четвертое и пятое правила - то, чем отрешенность преобразуется в безупречность.
Понятия, сформулированные в форме десяти установок, исключительно многоплановы и ни в коем случае не подлежат прямолинейному и однозначному толкованию. Тем не менее я не считаю возможным останавливаться здесь на их подробном рассмотрении. Может быть, в дальнейшем мне когда-нибудь удастся сделать это в какой-либо другой работе. Сейчас же я хочу только обратить внимание читателя на то, что, кроме упомянутых десяти установок, в понятие безупречности, то есть в число принципов оптимизации энергетических взаимоотношений человека с миром и с самим собой, целесообразно включить также принципы социального сталкинга, наиболее полно и удачно сформулированные Карлосом Кастанедой, и правила оптимизации режима питания, в общем виде изложенные в “Хатха-Йога-Прадипике”, “Гхеранда-Самхите” и “Шива-Самхите”.
Что же касается конкретных форм проявления отрешенности и безупречности в повседневной жизни, то наилучшим образом это раскрыто, опять-таки, в работах Карлоса Кастанеды. Кроме того, достаточно много внимания освещению данного вопроса я уделил в “Третьем открытии...”. Вернее, не я, а Мастер Зы Фэн Чу и Альберт Филимонович Фигнер. Мне же оставалось только пересказать их слова, что я и сделал.