Эксплуатация электромобиля
Несмотря на внешнее сходство и аналогичные органы управления, эксплуатация электромобиля существенным образом отличается от эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно эксплуатационные проблемы сдерживают массовое использование электромобиля, среди которых:
· высокая стоимость;
· ограниченная автономность;
· значительное время заряда аккумуляторов.
Если традиционное авто с двигателем внутреннего сгорания имеет ресурс в 500-600 тысяч километров, что равно примерно 10-150 годам эксплуатации в интенсивном режиме, то аккумулятор электромобиля вряд ли сможет прослужить более 5-ти лет. А ведь это самая важная и самая дорогостоящая деталь
Текущие расходы на содержание электрического автомобиля значительно ниже (в 3-4 раза) расходов на содержание автомобиля с ДВС и зависят, в основном, от стоимости электроэнергии. Эксплуатация электромобиля экономически выгодна в странах, где производство электроэнергии в меньшей степени зависит от ископаемого топлива.
Одна из самых серьезных проблем эксплуатации электромобиля его невысокая степень автономности. Величина пробега электромобиля без подзарядки зависит от многих факторов: емкости аккумуляторной батареи, характера и условий движения, стиля вождения, степени использования вспомогательных систем. В настоящее время средняя дальность использования электромобиля составляет порядка 150 км при скорости движения 70 км/ч. При движении с большей скоростью, пробег резко уменьшается, например, при скорости 130 км/ч (нормальная шоссейная скорость) он составляет уже 70 км. Именно поэтому электромобиль в большинстве своем позиционируется как транспортное средство для городских поездок.
Современные технологии позволяют увеличить степень автономности электромобиля до 300 и более км, среди которых следует отметить систему рекуперативного торможения (возвращает до 30% затрачиваемой энергии), аккумуляторы повышенной емкости, электронная оптимизация процессов движения.
Неотъемлемым атрибутом эксплуатации электромобиля является необходимость периодической зарядки аккумуляторной батареи, которая занимает много времени. Решение данной проблемы реализуется по нескольким направлениям:
· нормальная зарядка аккумуляторной батареи (осуществляется от бытовой электрической сети мощностью 3-3,5 кВт, предполагает установку на электромобиле специального зарядного устройства, продолжительность до полной зарядки батареи составляет 8 часов);
· ускоренная зарядка аккумуляторной батареи (производится на специальных станциях мощностью до 50 кВт, продолжительность зарядки до 80% емкости батареи составляет 30 минут);
· замена разряженной аккумуляторной батареи на заряженную батарею (выполняется автоматически на специальных обменных станциях).
Таблица 1 − Исходные данные для сравнительной оценки стоимости владения легковым автомобилем с традиционным и электрическим приводом
Параметр | Легковые автомобили | Легковые коммерческие Автомобили | Автобусы | |||
LADA | LADA El Lada | FORD Transit Van | FORD Transit Электро | ЛиАЗ- | Тролза Электробус | |
Расчетный срок эксплуатации, лет | ||||||
Пробег на одной зарядке АКБ, км | - | - | - | |||
Используемое топливо | Бензин | Электро- энергия | ДТ | Электро- энергия | ДТ | Электро- энергия |
Расход топливо: | ||||||
Л/100 км | 9,0 | - | 12,9 | - | - | |
кВт*ч/м | - | 0,1 | - | 0,34 | - | 0,52 |
Стоимость топлива: | ||||||
Руб./л. | - | - | - | |||
Руб./кВт*ч: | ||||||
В дневное время | - | 2,37 | - | 2,37 | - | 2,37 |
В ночное время | - | 0,71 | - | 0,71 | - | 0,71 |
КПД зарядного устройства | - | 0,85 | - | 0,85 | - | 0,85 |
Мощность двигателя, л.с. | 81,6 | 131,9 | ||||
Ставка транспортного налога, руб. | ||||||
Норматив платы за выбросы в окружающую среду. | 4,95 | - | 9,52 | - | 9,52 | - |
Затраты на техническое обслуживание, руб./км | 0,56 | 0,08 | 1,06 | 0,16 | 5,11 | 0,77 |
Полученные результаты свидетельствуют об экономических преимуществах эксплуатации электромобилей при интенсивной работе (высоком годовом пробеге), однако их первоначальная стоимость в настоящий период достаточно высока.