Принципы построения статистических группировок

Лекция. Сводка и группировка статистических данных

Статистическая сводка– это комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

По глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную.

Простая сводка– это операция по подсчету общих итогов по статистической совокупности.

Сложная сводка– это комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.

Проведение сводки включает следующие этапы:

 выбор группировочного признака;

 определение порядка формирования групп;

 разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

 разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

Группировкойназывается расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным, существенным для них признакам. Группировка является важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

В соответствии с задачами группировки различают следующие ее виды: типологическая, структурная, аналитическая.

Типологическая группировка– это расчленение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.

Типологическая группировка

№ п/п Группы предприятий по форме собственности Число предприятий
единиц в % к итогу
Федеральная собственность 93,6
Муниципальная 1,5
Частная 4,9
Всего 100,0

Структурнойназывается группировка, которая предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему (изменяющемуся) признаку.

Структурная группировка

№ п/п Группы населения по размеру среднедушевого дохода, руб. Численность населения
всего, млн. чел. в % к итогу
до 1000 руб. 2,4 2,0
1000–1800 24,8 18,0
1800–2600 34,2 25,0
2600–3400 29,4 21,5
3400–10000 45,7 33,5
Всего 136,5 100,0

Аналитическойназывается группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Особенностями аналитической группировки является то, что единицы группируются по факторному признаку, а каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

Аналитическая группировка

№ п/п Группы банков по сумме активов, млн.руб. Количество банков В среднем на 1 банк
Численность занятых, чел. Балансовая прибыль, млрд. руб.
до 20 22,5
20 – 30 31,6
30 – 40 36,0
40 – 50 69,2
50 и более 205,6
Всего 360,0

Принципы построения статистических группировок

1. Выбор группировочного признака – признака, по которому производится разбиение совокупности на отдельные группы. Группировочный признак – это основание (свойство объекта) для разделения объектов на группы.

2. Определение количества групп. Если в основание группировки положен атрибутивный признак, то количество групп будет столько, сколько существует градаций (уровней) данного признака. Если основание группировки – количественный признак, то при определении количества групп в каждом конкретном случае следует исходить не только из степени колеблемости признака, но и из особенностей объекта и цели исследования.

Если совокупность состоит из большого числа единиц и распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному, для определения количества групп (m) используют формулу Стерджесса:

m = 1+3,322·lg N

где N – численность единиц совокупности; m – число групп.

Номограмма по формуле Стерджесса

N 15¸24 25¸44 45¸89 90¸179 180¸359 360¸719 720¸1489
m

3. Определение интервала группировки. Интервал – это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах.

Если вариация признака происходит в сравнительно узких границах и распределение носит равномерный характер, то строят группировку с равными интервалами:

где h – величина интервала; xmax, xmin – максимальное и минимальное значения группировочного признака в совокупности; m – число групп.

Наши рекомендации