Экономика и организация производства
1. Понятие предприятия. Признаки, характеризующие предприятие. Организационно-правовые формы предприятий, их характеристика.
2. Предприятия общественного питания как субъекты потребительского рынка, их функции и характеристика.
3. Экономический механизм хозяйствования, его сущность и характеристика. Особенности механизма хозяйствования в потребительской кооперации.
4. Содержание, предмет и задачи экономического анализа, их классификация и характеристика. Методы и приемы анализа.
5. Основные средства, их сущность и роль в реализации стратегии предприятия. Основные фонды, их структура. Роль активной части основных фондов в достижении конкурентных преимуществ. Эффективность использования основных фондов в общественном питании.
6. Инновации и инвестиции. Оборотные средства: сущность, состав и назначение, эффективность использования. Обеспеченность оборотными средствами и ускорение оборачиваемости – условия предпринимательского успеха. Показатели использования ресурсного потенциала предприятий общественного питания.
7. Оборот: виды, содержание и особенности, состояние и проблемы развития. Показатели оборота. Баланс оборота. Анализ выпуска продукции и используемого сырья на предприятиях общественного питания. Анализ оборота общественного питания. Использование потенциала предприятий (производственные мощности, пропускная способность).
8. Планирование производственной программы и оборота общественного питания. Стратегия на рынке услуг массового питания: поддержание уровня сбыта, диверсификация. Стратегия в отношении продукции: повышение качества, сбыт со скидками, дешевое сырье, новая технология, дополнительные услуги, узкая специализация. Факторы производства и план оборота. Прибыль как основа определения суммы продаж. Проблемы оптимизации объема продаж в условиях конкуренции.
9. Оплата труда персонала: производственных работников, работников обеденного зала, руководящих работников и специалистов предприятий общественного питания.
10. Показатели по труду и их взаимосвязь. Анализ показателей по труду и заработной плате. Производительность труда и средняя заработная плата: оценка величины и состояния. Соответствие расходов на оплату труда масштабам развития предприятия. Экономичность использования средств на оплату труда.
11. Сущность издержек производства и обращения в общественном питании, их классификация и экономическое содержание. Анализ издержек производства и обращения по предприятию питания в целом и по статьям расходов. Контроль за расходованием средств на предприятиях.
12. Доходы как определяющее условие функционирования предприятий питания. Формирование доходов в общественном питании в условиях конкурентной среды.
13. Цены и ценообразование на предприятиях общественного питания. Прибыль в системе рыночных отношений, ее экономическое содержание и назначение. Формирование и использование прибыли на предприятиях питания.
14. Рентабельность предприятий питания и ее показатели. Оценка доходов и доходности в общественном питании. Расчет влияния факторов на изменение доходности. Анализ прибыли и рентабельности в общественном питании. Экономическое обоснование доходов и прибыли на планируемый период.
15. Особенности налогообложения предприятий общественного питания, финансируемых из бюджета.
16. Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход, их характеристика и возможность применения предприятиями общественного питания.
Список рекомендуемой литературы
1. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / К.А. Раицкий. – М.: Маркетинг, 2005.
2. Ефимова О.В. Экономика общественного питания: учеб. пособие / О.В. Ефимова. – Минск, 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. – М.: Финансы и статистика, 1996.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ