Спрос и факторы, его определяющие.
Цена, спрос и предложение.
Равновесие на рынке.
Спрос и факторы, его определяющие.
Действие рынка обусловлено функционированием рыночного механизма. Основными элементами рыночного механизма являются: спрос, предложение, рыночная цена и конкуренция.
Спрос– это желание и способность потребителей купить определённый объём товаров.
Понятие спроса двойственно, так как с одной стороны – это разнообразные желания, а с другой – возможности, обеспеченные деньгами. Отсюда спрос имеет качественную и количественную сторону.
Качественная сторонаспроса характеризует зависимость спроса от разнообразных потребностей и складывается под влиянием таких факторов, как климатические условия, существующая социальная, национальная, религиозная среда и общеэкономический уровень развития общества.
Количественная сторонаспроса всегда связана с деньгами, то есть с платёжными возможностями населения. Спрос, подкреплённый платёжной способностью населения, называетсяплатёжеспособным спросом.
На величину спроса влияют следующие факторы: они бывают ценовые и неценовые. Ценовой фактор – это цена товара. Неценовые факторы – доход потребителей, виды и предпочтения потребителей, наличие товаров заменителей (субституты), наличие дополняющих товаров (комплимент), количество покупателей данного рынка, ожидания покупателей (инфляционные и дефицитные).
Таким образом, спрос – многофакторное явления, которое всегда подкреплено деньгами. При отсутствии платёжных возможностей спрос не проявляется, как элемент рыночного механизма.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на отдельный, определённый товар.
Рыночный спрос – суммарный спрос всех покупателей на данный товар определённой цены.
Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены. Различают зависимость спроса от ценового и неценового факторов.
Зависимость спроса от цены описывается функцией спроса.
Qd=f(P),гдеQd– объём спроса,P– цена,f– функция спроса.
Функция спроса показывает то количество товаров, которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товара, которое готовы купить потребители при данном уровне цен, называется объёмом спроса.
Кривая спроса имеет вид нисходящего к кривой Dи показывает обратную зависимость объёма спросаdот цены. Иначе говоря, чем выше цена, тем меньше объём спроса, но при понижении цены, объём спроса увеличивается. (Рис. 1)
Рис. 1
Зависимость, при которой объём спросов (покупок) обратно пропорционален уровню, называется законом спроса. Согласно закону спроса, потребители при прочих равных условиях будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена. В этом случае зависимость между ценой объёмом, спросом является прямой, то есть с ростом цен растёт и объём спроса от Q1доQ2(Рис. 2)
Рис. 2
Такая ситуация имеет место в трёх случаях:
1. товары рассчитаны на богатых людей, для которых цена не имеет особого значения;
2. покупатели судят о товаре по его цене (чем выше цена, тем качественнее товар);
3. продукт является товаром Гиффена, то есть существует единственный товар, который население может купить при своих крайних низких доходах.
В практике хозяйствование преобладает обычная кривая, которая связана с рациональным, эффективным поведением потребителя, его полной информированностью о цене и характере приобретаемого товара. При изменении кривой спроса происходит графическое изменение кривой спроса. Следует различать движение вдоль кривой спроса и перемещений самой кривой спроса. (Рис. 3)
Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины (объёма) спроса, вызванное изменением ценового фактора. Действие неценовых факторов, то есть всех остальных, приводит к изменению спроса и перемещению кривой спроса в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Например, в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки, мороженое. В этом случае кривая Dбудет сдвигаться в новое положение, то есть в кривуюD1, то есть вправо. А в зимние месяцы спрос уменьшается, то кривая переходит вD2. а если средний доход покупателей возрастёт, то при прочих равных условиях, криваяDсместиться вправо и к тому же уровню ценыP1будет соответствовать возросший уровеньQ1, как показано на графике (Рис. 3)
Рис. 3
Спрос характеризует цена спроса. Это максимальная цена, которую может уплатить потребитель при покупке данного количества товаров. Она определяется величиной доходов потребителя и остаётся фиксированной, так как покупатель больше не может уплатить за товар, то есть чем выше цена спроса, тем меньше товаров будет продано. Таким образом, спрос является одним из необходимых элементов рыночного механизма, который характеризует поведение человека.