Обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. 2 страница
2) Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307);
3) Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034);
4) Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 410);
5) Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570);
6) Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
7) Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
8) Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
9) Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
10) Правила заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
11) Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075);
12) Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2014 г. N 603);
13) Требования к схемам теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154);
14) Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154);
15) Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 882);
16) Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 674).
Следует обратить внимание, что комментируемая норма достаточно четко определяет, какие именно акты должны утверждаться Правительством РФ, а в некоторых случаях даже определяет содержание этих актов.
Так, согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, основы ценообразования в сфере теплоснабжения, как и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень документов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов.
Подобная позиция законодателя вполне обоснована, поскольку одним из главных приоритетов Энергетической стратегии является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Уже на первом этапе реализации Энергетической стратегии было запланировано провести оптимизацию системы тарифов (переход на обязательное применение двухставочного тарифа, применение долгосрочных тарифов по двусторонним договорам) с учетом интересов как производителей, так и потребителей тепла.
4. Закрепленное в п. 16 комментируемой нормы словосочетание "иные полномочия" позволяет предположить, что ранее упомянутые в комментируемой норме полномочия Правительства РФ в сфере теплоснабжения не являются исчерпывающими. Конкретные полномочия Правительства РФ в рассматриваемой сфере определяются и проистекают из закрепленных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ полномочий Правительства РФ. К данным полномочиям относятся:
- разработка и представление Государственной Думе РФ федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- осуществление управления федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, которые подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Анализ положений комментируемого Закона позволяет к иным полномочиям Правительства РФ отнести изменение срока действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель (см. комментарий к ст. 10).
Следует обратить внимание на формулировку комментируемого пункта, из которого следует, что иные полномочия Правительства РФ могут устанавливаться исключительно законами федерального уровня.
5. Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи не менее детально, чем в предыдущей норме, регламентирует полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
В настоящее время Министерство энергетики РФ (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Министерство энергетики РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Деятельность Минэнерго России осуществляется в соответствии с Положением о Министерстве энергетики РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400).
Перечисленные в комментируемой норме полномочия, так же как и полномочия Правительства РФ, можно разделить на несколько групп. Наибольшее число полномочий связано с нормотворческой деятельностью в сфере регулирования теплоснабжения, а именно с утверждением различных подзаконных нормативных актов (порядков и правил), регулирующих отдельные аспекты деятельности по теплоснабжению: учет тепловой энергии, нормативы технологических потерь и др. Так, Министерством энергетики РФ приняты следующие нормативно-правовые акты в сфере теплоснабжения:
1) Правила оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. N 103);
2) Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 14 декабря 2011 г. N 600) и др.
Следует также отметить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и муниципальных образований.
Деятельность Минстроя России осуществляется в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038).
Минстрой России самостоятельно разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- примерные договоры (купли-продажи, поставки (мощности)) теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида по согласованию с Федеральной антимонопольной службой;
- методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения;
- методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии;
- порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем 500 тыс. человек;
- порядок осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике);
- методику комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей и др.
Так, например, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 марта 2014 г. N 111/пр был утвержден Порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек. Названный документ устанавливает процедуру определения качества разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек.
Кроме того, Минстрой России ведет государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения и осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Минстрой России вправе обращаться в суд с требованием об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в указанной сфере.
Данные полномочия обусловлены положениями законодательства, разрешающего теплоснабжающим и теплосетевым организациям создавать некоммерческие организации - саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения (см. комментарий к гл. 6). Саморегулируемые организации создаются в целях осуществления самостоятельной и инициативной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").
При реализации контрольно-надзорных полномочий уполномоченного комментируемой частью федерального органа исполнительной власти важное место принадлежит полномочию по ведению реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности.
Реестр ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на бумажном и электронном носителях путем внесения в реестр реестровых записей. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти при соблюдении определенных законодательных требований предоставлено право внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций или принятия решения об отказе во внесении таких сведений в реестр (п. 9 ст. 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ).
Между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и саморегулируемой организацией должно устанавливаться тесное взаимодействие - указанный орган привлекает саморегулируемые организации к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования. В свою очередь, саморегулируемая организация обязана направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти стандарты и правила саморегулируемой организации, условия членства в ней в соответствии с предметом саморегулирования, сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок.
В рамках такого взаимодействия федеральный орган исполнительной власти уполномочен на проведение государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Данное полномочие реализуется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. При этом предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения является соблюдение этой саморегулируемой организацией законодательно установленных требований к саморегулируемыми организациям и к их деятельности (подробнее об этом см. комментарий к ст. 28).
Полномочия по осуществлению контрольно-надзорных функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти были бы не полными, если бы законодатель не предоставил указанному органу правомочия на обращение в суд с требованием об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных законом, в частности, в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
6. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти п. 12 комментируемой части отводится роль арбитра при рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения.
Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения были утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 882.
Разногласия, возникающие при разработке схем теплоснабжения, рассматривает специальная комиссия Минстроя России. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 апреля 2014 г. N 194/пр было утверждено Положение о Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения.
Указанное Положение устанавливает статус, структуру, функции и полномочия Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по рассмотрению разногласий. Комиссия является консультативно-совещательным органом при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, решения которого носят рекомендательный характер. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Координацию деятельности Комиссии осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
7. Положения ч. 3 комментируемой статьи, определяя полномочия федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере теплоснабжения, отсылают правоприменителя к нормам ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, которая содержит перечень полномочий при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (см. комментарий к указанной норме). Такая позиция законодателя вполне оправдана, поскольку вполне закономерно расположить нормы, посвященные исключительно полномочиям регулирования (цен) тарифов в сфере теплоснабжения, в главе, определяющей политику при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения выступает Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам").
Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 674 Федеральная служба по тарифам является также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении тарифов в сфере теплоснабжения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 декабря 2011 г. N 795-э был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятию решений, обязательных для исполнения.
Подробнее о полномочиях Федеральной службы по тарифам РФ в сфере теплоснабжения см. комментарий к п. 2 ст. 7 комментируемого Закона.
8. В сферу правового регулирования комментируемой статьи подпадают и полномочия федерального антимонопольного органа. Такой подход законодателя обусловлен тем, что услуги по передаче тепловой энергии являются предметом деятельности субъектов естественных монополий. В целях регулирования и контроля деятельности таких субъектов в сфере теплоснабжения федеральный антимонопольный орган, которым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), наделяется в ч. 4 комментируемой статьи специальными полномочиями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В рамках антимонопольного регулирования ФАС России утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, издает нормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ, дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, действующих в сфере теплоснабжения.
Согласно комментируемой норме к полномочиям федерального антимонопольного органа относятся согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены, выдача предписаний об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время вопросами регулирования тарифов занимается Федеральная служба по тарифам РФ. Следует обратить внимание на существующие в законодательстве разночтения, касающиеся полномочий Федеральной службы по тарифам РФ и ее территориальных органов по отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены, по сравнению с ранее действующими нормативными актами, комментируемым Законом они значительно сужены.
Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2004 г. N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения" ФТС России являлась органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения.
В настоящее время, исходя из анализа комментируемой нормы, ФТС России уполномочена лишь на согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены.
Принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены возлагается Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. N 97 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пп. "з" п. 4).
В целях устранения выявленных нарушений Федеральная служба по тарифам РФ уполномочена комментируемой нормой выдавать предписания об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Данное полномочие не является новым, Федеральная служба по тарифам РФ на протяжении нескольких лет эффективно реализует данное полномочие. Так, согласно Отчету о результатах деятельности в 2009 году и задачах на среднесрочную перспектив, утвержденных Федеральной службы по тарифам РФ, в 2009 году Федеральной службой по тарифам РФ было принято и направлено в органы государственного регулирования субъектов Российской Федерации 104 акта ФСТ России об устранении органами государственного регулирования субъектов Российской Федерации нарушений законодательства Российской Федерации; приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов 433 тарифных решения региональных регулирующих органов.
9. Перечисленные в комментируемой статье федеральные органы исполнительной власти, за исключением Правительства РФ, положениями ч. 5 комментируемой статьи уполномочены на осуществление контрольно-надзорных функций за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поселений, городских округов требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В комментируемой норме прослеживается смешение понятий "контроль" и "надзор", хотя учеными-правоведами неоднократно указывалось на нетождественность этих терминов.
Термин "контроль" является более узким понятием по сравнению с термином "надзор", поскольку осуществляется в отношении подчиненных органов; контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта и непосредственно применять меры государственного принуждения <11>. Надзор же, в свою очередь, характеризуется тем, что отсутствуют отношения подчиненности надзирающих органов с поднадзорными; вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа не допускается; а должностные лица органов надзора не вправе применять непосредственно меры взыскания за допущенные нарушения законности <12>.