По способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки
Если в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились еще другие технологии заместительствования:
- предметами большими и малыми, фигурками, любым подручным инвентарем, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, веревками и т.п.)
Возможность восприятия клиентской истории через неживые предметы еще более расширило понимание поля. Для доступа к информации из поля не нужен живой человек-посредник для каждого объекта, достаточно лишь намерения расстановщика и его фокусировки на желаемом объекте. Фокусировка может быть вербальной или невербальной, как уже было сказано выше.
В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами.
- в воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще.
Расстановки в воображении – отдельное направление в методе системных расстановок.
По способу предъявления расстановки клиенту.
В классических расстановках клиент присутствовал непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента в своей расстановке:
- с использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчет или запись о расстановке после ее проведения).
- без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчета или информации, действует аналогично классической расстановке.
Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.
Принятое в России разделение расстановок на «семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные» является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.
Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются «расстановками по Хеллингеру». Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.
Духовные расстановки
Духовные расстановки – философское направление в расстановочной работе, оформленное и введенное в практику Бертом Хеллингером к 2008 году.
Возникновение духовных расстановок связано с развитием и углублением понимания поля и приходящей оттуда информации. Максимальная открытость к тому, что приходит из поля в восприятие расстановщика и группы, рождает у них инсайты и трансформации, которые являются глубокой духовной работой. Из расстановок постепенно уходит идея причинно-следственных связей между «проблемой» и «нарушением Порядков», расстановщики перестают искать «хорошее решение», и отдаются практике Движения с Духом, как назвал этот вид работы Берт Хеллингер[4].
Строго говоря, такое отношение к расстановочной работе присутствовало у Берта Хеллингера с самого начала развития метода. Состояние максимальной открытости к полю, без-намеренности и принятия Хеллингер назвал «пустая середина». Это состояние известно из многих духовных практик и религиозных систем.
При этом открытость тому, что действительно приходит из поля, является трудным опытом, к которому расстановщик и сообщество в целом могут оказаться не готовыми в силу различного рода ограничений: технологических, личных, социальных.
Духовные расстановки приходят в практику, когда Берт Хеллингер окончательно порвал с международным расстановочным сообществом. Этот разрыв произошел именно по идеологическим или социальным причинам – то, что приходит из поля, не всегда оказывается приемлемым для всех. В результате этого разрыва Хеллингер уже не испытывал социальных ограничений и мог практиковать свободно вместе с теми, кто был готов разделять этот опыт.
Одновременно появляются расстановочные технологии, адекватные тому, что может проявляться из поля. Это, прежде всего, многоуровневые расстановки, в которых заместители транслируют неназываемые роли, часто несколько ролей одновременно для одного заместителя. В таких расстановках может не быть явного запроса (запрос состоит в совместном Движении с Духом) и может не быть заметного решения («решение» знает Дух и мы отдаемся его Движению). В духовных расстановках бывает сложно что-либо понять разумом и получить какую-то точную информацию. При этом они дают глубокий трансформационный опыт, который является по сути формой медитации, трансцендентным опытом, молитвой, разговором с Высшим.
Современные духовные расстановки опираются на философию «позднехеллингеровских» духовных расстановок, используя весь арсенал расстановочных технологий, в том числе и «не по Хеллингеру».
***
Заместительское восприятие, открытое Бертом Хеллингером и введенное им в обращение через метод системных расстановок, является инструментом, который может быть использован в различных областях. Помогающие практики и исследовательские процессы, основанные на феномене заместительского восприятия, активно развиваются в самых разных сферах. В качестве примера можно привести т.н. «сценарные расстановки», когда с помощью расстановки создается и корректируется сценарий фильма или спектакля, чтобы достичь большей жизненности и динамичности. Через расстановку моделируются научные эксперименты, планируются проекты и мероприятия, осуществляется подготовка спортивных команд, решаются задачи экологии и охраны окружающей среды, и многое другое.
«Расстановки служат жизни» - говорит Берт Хеллингер.
С) Елена Веселаго, 2011