Технология выбора и реализации инновационной стратегии
Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто использует разные стратегии и формирует портфели инновационных стратегий. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме.
В настоящее время как в стратегическом, так и инновационном менеджменте широко используются базовые (эталонные) стратегии. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ, поэтому их называют стратегиями роста.
Базовые стратегии роста делятся на четыре группы:
1) стратегия концентрированного роста;
2) стратегия интеграционного роста;
3) стратегия диверсификации;
4) стратегия сокращения.
При осуществлении стратегии концентрированного роста организация наращивает свой потенциал путем лучшего использования своих внутренних сил и тех возможностей (в рамках традиционной отрасли), которые предоставляет внешняя среда. Известны три стратегии концентрированного роста:
• существующий товар на существующем рынке – стратегия направлена на более глубокое проникновение с данным товаром на рынок;
• новый товар – старый рынок – это продуктовая инновационная стратегия, при которой разрабатывается товар с новыми потребительскими свойствами и он реализуется на старом рынке;
• старый товар – новый рынок – маркетинговая инновационная стратегия, направленная на реализацию известного товара в новых рыночных сегментах.
Стратегии интеграционного роста Известны три стратегии интегрированного роста:
• вертикальная интеграция с поставщиками;
• вертикальная интеграция с потребителями;
• горизонтальная интеграция (взаимодействие с отраслевыми предприятиями-конкурентами).
Стратегия диверсификации она оправдана тогда, когда отрасль не дает организации возможностей для дальнейшего роста или возможности за пределами этой отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация представляется наиболее подходящим путем для капиталовложений и уменьшения степени риска для тех компаний, которые располагают значительным объемом капиталов, получаемых в основных сферах своего бизнеса. Кроме того, синергизм новых подразделений со старыми позволяет расширить дело, добиться значительных результатов.
Известны три стратегии диверсификации.
1.Центрированная (концентрической) диверсификация(создание новых производств не совпадающих с профилем предприятия)продуктовая стратегия, направленная на поиск и использование дополнительных возможностей бизнеса; схема реализации стратегии: новый продукт – старая технология – старый рынок.
2.Горизонтальная диверсификация предполагает изменения в продукте и технологии; схема реализации стратегии: новый продукт – новая технология – старый рынок;
3.Конгломеративная диверсификация используется по схеме: новый продукт – новая технология – новый рынок.
Стратегия сокращения проявляется в том, что организации выявляют и сокращают нецелесообразные издержки. Эти действия предприятия влекут за собой приобретение новых видов материалов, технологий, изменения организационной структуры.
Существует несколько видов стратегии сокращения:
• сокращение структурных звеньев (подразделений) предполагает изменения в структуре предприятия и, как следствие, ликвидация отдельных структурных звеньев;
• управление себестоимостью предполагает оптимизацию издержек при использовании различных резервов для ее снижения;
• сокращение кадров предполагает изменение технологического процесса (например, автоматизация производства) в целях сокращения кадров и общих издержек.