Элементы теории статистических игр

Комплекс внешних обстоятельств, при которых приходится принимать решение, называют «природа».

Игрока (группу лиц) называют статистиком, а игры, в которых одним участником является человек (игрок А), а другим – природа (игрок П), называют статистическими.

Статистик может использовать несколько стратегий А1, …, Аm.

Природа П также обладает множеством стратегий П1, …, Пn.

Под стратегией природы понимают полную совокупность внешних условий (или состояние природы), в которых статистику приходится выбирать свою стратегию.

Из прежнего опыта статистику обычно известны возможные состояния природы, а иногда и вероятности, с которыми природа их реализует.

Эти вероятности называют априорными.

Статистик может уточнить свои знания о состояниях Пj природы и вероятности qj их реализации путём проведения экспериментов.

Вероятности, установленные таким образом, называют апостериорными.

В своих взаимоотношениях с природой статистик может пользоваться как чистыми стратегиями Ai, так и смешанными стратегиями

р = (р1; …; рm),

где pi ≥0; i = 1, …, m; Элементы теории статистических игр - student2.ru

Если он имеет возможность оценить последствия применения каждой своей чистой стратегии Ai, в зависимости от любого состояния Пj природы, т.е. если ему известен численный результат aij для каждой допустимой комбинации (Ai; Пj), то статистическую игру можно задать платёжной матрицей Элементы теории статистических игр - student2.ru (табл. 5).

Таблица 5

Ai Пj рi
П1 Пn
А1 … Аm а11 … аm1 … … … а1n … аmn р1 … рm
βj β1 βn

Пример.

За некоторый период времени на предприятии потребление исходного сырья S в зависимости от его качества составляет 10-12 единиц. Если для выпуска запланированного объёма основной продукции сырья S окажется недостаточно, то запас его можно пополнить, что потребует дополнительных затрат в размере 5 единиц в расчёте на единицу сырья. Если же запас сырья превысит потребности, то дополнительные затраты на содержание и хранение остатков составят 2 единицы в расчёте на единицу сырья. Придать описанной производственной ситуации игровую схему и составить платёжную матрицу игры.

Решение.

В качестве статистика (игрок А) выступает администрация предприятия, которая может заказать 10, 11 или 12 единиц сырья (стратегии А1, А2, А3).

Вторым игроком (природой П) будем считать фактический расход сырья в процессе производства, зависящий от качества сырья и составляющий 10, 11 или 12 единиц (состояния П1, П2, П3).

Элементы aij матрицы игры (табл. 6) будут характеризовать дополнительные затраты, вызванные доставкой сырья в случае недостачи или хранения его избытка.

Таблица 6

Ai Пj αi = min aij
П1(10) П2(10) П3(12)
А1(10) А2(11) А3(12) -2 -4 -5 -2 -10 -5 -10 -5 -4
βj = max aij

Так в ситуации (A2; П1) придется хранить 11 - 10 = 1 единицу сырья, что вызовет затраты, равные двум единицам, а в ситуации (A1; П3) необходимо дополнительно приобрести 12 - 10 = 2 единицы сырья, и это сопряжено с дополнительными затратами , составляющими 5 * 2 = 10 единиц.


Наши рекомендации