Основные типы рыночных структур.

1. Совершенная конкуренция

-наличие множества покупателей и продавцов;

-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением;

-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке;

-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;

-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные;

-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.

2. Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией.

3. Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами.

4. Олигополия - рынок, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. Структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5). При олигополии конкуренция менее эффективна.

5. Монополия (чистая) - производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции.

20. Издержки производства: понятие, виды, динамика.

Издержки –все формы выплат за использование ресурсов

Виды издержек:

· внешние издержки производства (явные) – это затраты на оплату работников, оплату сырья, материалов, топлива, начисление износа и т. д.;

· внутренние издержки производства (неявные) – использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (земля, помещение, нематериальные активы). Постоянные издержки производства – затраты предприятия, не зависящие от объема производимой продукции данным предприятием (затраты на содержание зданий, заработная плата и т. д.). Основу постоянных издержек составляют затраты, связанные с использованием основного капитала.

· переменные издержки производства – затраты предприятия, напрямую зависящие от объема производства продукции (сырье, топливо, материалы, транспортные услуги, трудовые ресурсы и т. д., используемые в процессе производства продукции). Основу переменных издержек составляют затраты, связанные с использованием оборотного капитала.

· прямые издержки производства – затраты предприятия, связанные с изготовлением конкретных видов продукции.

· косвенные издержки производства – затраты на производство определенных видов продукции, их нельзя отнести ко всем объектам производства.

· основные издержки производства – затраты предприятия, направленные непосредственно на технологический процесс изготовления изделия.

· к накладным издержкам производства относят затраты, направленные на создание необходимых условий для работы предприятия, связанной с производством продукции.

· средние издержки производства – затраты, приходящиеся на единицу продукции.

· предельные издержки производства – затраты, характеризующие увеличение объема производства продукции при добавлении дополнительных производственных переменных факторов к уже имеющимся финансовым ресурсам.

Существует также понятие трансакционных издержек:

· получение информации и ее оценки;

· ведение переговоров и заключение соглашения;

· защита и учет прав собственности при их использовании.

1. Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются:

· ресурсы, приобретенные фирмой;

· внутренние ресурсы фирмы, не включаемые в рыночный оборот;

· нормальная прибыль, рассматриваемая предпринимателем как компенсация за риск в бизнесе.

2. Бухгалтерские издержки – денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства.

Динамика:

· Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.

· Долгосрочный период. В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее предприятиями. Предприятие может изменить масштабы своих производственных мощностей; оно может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые предприятия могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.

Наши рекомендации