Основные типы рыночных структур.
1. Совершенная конкуренция
-наличие множества покупателей и продавцов;
-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением;
-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке;
-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;
-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные;
-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.
2. Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией.
3. Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами.
4. Олигополия - рынок, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. Структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5). При олигополии конкуренция менее эффективна.
5. Монополия (чистая) - производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции.
20. Издержки производства: понятие, виды, динамика.
Издержки –все формы выплат за использование ресурсов
Виды издержек:
· внешние издержки производства (явные) – это затраты на оплату работников, оплату сырья, материалов, топлива, начисление износа и т. д.;
· внутренние издержки производства (неявные) – использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (земля, помещение, нематериальные активы). Постоянные издержки производства – затраты предприятия, не зависящие от объема производимой продукции данным предприятием (затраты на содержание зданий, заработная плата и т. д.). Основу постоянных издержек составляют затраты, связанные с использованием основного капитала.
· переменные издержки производства – затраты предприятия, напрямую зависящие от объема производства продукции (сырье, топливо, материалы, транспортные услуги, трудовые ресурсы и т. д., используемые в процессе производства продукции). Основу переменных издержек составляют затраты, связанные с использованием оборотного капитала.
· прямые издержки производства – затраты предприятия, связанные с изготовлением конкретных видов продукции.
· косвенные издержки производства – затраты на производство определенных видов продукции, их нельзя отнести ко всем объектам производства.
· основные издержки производства – затраты предприятия, направленные непосредственно на технологический процесс изготовления изделия.
· к накладным издержкам производства относят затраты, направленные на создание необходимых условий для работы предприятия, связанной с производством продукции.
· средние издержки производства – затраты, приходящиеся на единицу продукции.
· предельные издержки производства – затраты, характеризующие увеличение объема производства продукции при добавлении дополнительных производственных переменных факторов к уже имеющимся финансовым ресурсам.
Существует также понятие трансакционных издержек:
· получение информации и ее оценки;
· ведение переговоров и заключение соглашения;
· защита и учет прав собственности при их использовании.
1. Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются:
· ресурсы, приобретенные фирмой;
· внутренние ресурсы фирмы, не включаемые в рыночный оборот;
· нормальная прибыль, рассматриваемая предпринимателем как компенсация за риск в бизнесе.
2. Бухгалтерские издержки – денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства.
Динамика:
· Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.
· Долгосрочный период. В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее предприятиями. Предприятие может изменить масштабы своих производственных мощностей; оно может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые предприятия могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.