Основные требования эксплуатантов к качеству программного изделия

Эксплуатант – это отдел информационных технологий предприятия. Работники этого отдела не являются пользователями применяемых на предприятии программных изделий, но они осуществляют их администрирование и техническое сопровождение. Для эксплуатанта удовлетворение требований пользователей к практичности и работоспособности в целом является определяющим. Однако помимо заинтересованности в удовлетворении нужд пользователей, при оценке качества программных изделий работников отдела информационных технологий интересуют так же факторы, связанные с последующим их сопровождением (см. рис. 2.1). Это сопровождаемость и открытость.

Сопровождаемость. Включает в себя поддерживаемость, модернизируемость и безопасность.

Поддерживаемость. Обычно под этим термином понимается легкость обслуживания программного изделия на месте эксплуатации (т.е. у заказчика), удобство установки дополнений и обновлений. Например, если для установки новых версий программ вся система должна быть выведена из эксплуатации на длительное время, то такие программы тяжким грузом ложатся на плечи приобретших их организаций и создают неудобства для пользователей.

Модернизируемость. Под этим понимается возможность дальнейшей адаптации программного изделия для выполнения изменяющихся задач покупателя. Поскольку исходные тексты компьютерных программ являются интеллектуальной собственностью разработчика, то здесь возможны два подхода:

1. Модернизацию по отдельному договору осуществляет либо сама организация-разработчик, либо другая организация, уполномоченная владельцем интеллектуальной собственности.

2. Разработчик создает и включает в состав программного изделия специализированный встроенный язык программирования, что позволяет заказчику самостоятельно вносить некоторые изменения в программы.

Существующие подходы к оценке безопасности компьютерных систем обычно различаются в зависимости от того, каковы основные функции системы.

Если система является информационной, т.е. предназначена для непосредственных операций с информацией (накопление, хранение, обработка, передача и т.д.) то для такой системы оценивается информационная безопасность как способность системы защищать информацию и данные от несанкционированного доступа и модификации (согласно стандарту ISO/IEC 9126).

Если система является информационно-управляющей и выполняет при этом функции контроля и управления критическим объектом, то для такой системы рассматривается также функциональная безопасность (согласно стандарту ISO/IEC 61508).

Понятие «открытой системы» является одним из базовых понятий современных информационных технологий. Под «открытой системой» сегодня понимается система, удовлетворяющая требованиям общепризнанных международных стандартов, благодаря чему она может дальше развиваться и взаимодействовать с такими же открытыми системами независимо от своего внутреннего устройства. К свойствам открытости в первую очередь относят: интероперабельность, переносимость и масштабируемость.

Интероперабельность (способность к взаимодействию) – это возможность совместного использования информации и ресурсов отдельными компонентами распределенной информационной системы (с различными платформами).

Переносимость - свойство системы, позволяющее со сравнительно небольшими затратами осуществлять перенос ее программного обеспечения, информации и пользователей с одной прикладной платформы на другую. Под платформой здесь имеется в виду либо компьютер другой модели, либо другая операционная система, либо другая система управления базами данных (СУБД).

Масштабируемость - свойство системы, позволяющее ей устойчиво работать при изменении параметров, определяющих ее технические характеристики: количества процессоров, количества узлов сети, максимального количества обслуживаемых пользователей и т.д.

Наши рекомендации