Общие требования к курсовому проекту
В процессе разработки проекта студенты должны:
- рассчитать показатели цикла операций по обработке технологического маршрута руды, поступающей для выгрузки на металлургический комбинат;
- построить технологический график обработки груженых вагонов на подъездном пути металлургического комбината перед их подачей к вагоноопрокидывателю;
- рассчитать экономические эффекты и дополнительные затраты, возникающие в транспортно–производственной системе «железная дорога – металлургический комбинат», функционирующей по принципу «точно в срок».
Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки, включающей текстовой, графический и табличный материал:
- пояснительная записка оформляется на бумаге стандартного формата А-4 на одной стороне листа, четко и разборчиво, с оставлением полей, все страницы должны быть пронумерованы (нумерация сквозная), сокращения слов кроме общепринятых, не допускаются;
- текст должен быть набран шрифтом TimesNewRoman;
- если рукопись курсового проекта набрана на компьютере, то при распечатке лучше использовать лазерный или струйный принтер (шрифт № 12, 14; полуторный междустрочный интервал), для бумаги формата А-4 необходимо соблюдать следующие поля: левое – 2,0 см, правое -2,0 см, верхнее -2,0 см, нижнее -2,0 см;
- таблицы, рисунки (графический и другой иллюстративный материал) должны иметь тематические заголовки и соответствующие номера. На них в тексте пояснительной записки должны быть ссылки и при необходимости пояснения;
- формулы должны иметь сквозную нумерацию, номер формулы проставляется в круглых скобках справа от нее. Смысл и значение всех входящих в формулы элементов должны быть расшифрованы либо в предшествующем тексте, либо в экспликации (т. е. раскрыты условные обозначения), непосредственно следующей за формулой и начинающейся со слова «где», без двоеточия после него;
- в пояснительной записке обязательны библиографические ссылки на источники цитат и заимствований, представленных в списке использованной литературы;
-титульный лист курсового проекта оформляется в соответствии с приложением 1;
- в список литературы включаются все использованные при подготовке курсового проекта источники, а не только те, на которые имеются ссылки в тексте курсового проекта;
- приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, заголовок каждого приложения должен иметь следующий вид: слово «Приложение», его порядковый номер и тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения;
- общий объем пояснительной записки -25-30 страниц.
Содержание курсового проекта
Учитывая специфику данного курсового проекта, рекомендуется следующие его основные разделы: введение, информационно-аналитическая часть, методическая часть, проектно-расчетная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Введение. В этом разделе раскрывается актуальность темы курсового проекта, излагается его цель, задачи, объект и предмет.
Информационно-аналитическая часть является результатом работы студента над литературными источниками, отражающими отечественный и зарубежный опыт развития логистики, включая её концепцию.
В данной части проекта студент должен показать умение критически подходить к рассмотрению вопросов, вытекающих из целей и задач курсового проекта, раскрыть сущность рассматриваемых вопросов.
Информационно-аналитическую часть рекомендуется озаглавить следующим образом: «Логистика как форма оптимизации рыночных связей». В ней целесообразно выделить три параграфа. Первый параграф должен быть посвящен развитию общей концепции логистики, ее принципам и задачам; второй - основным вехам развития транспортной логистики в России, управлению транспортными потоками на принципах логистики; третий – взаимодействию промышленного и магистрального транспорта, включающему такие вопросы, как роль и значение промышленного транспорта, формы организационного взаимодействия и условия взаимоотношений промышленного и магистрального транспорта, синхронный режим работы транспорта и промышленного предприятия.
Раскрывая сущность логистики, необходимо обратить внимание на ее отличие от традиционных способов управления потоковыми процессами. Отметить, что находя баланс интересов между различными структурными подразделениями фирм, а впоследствии и между всеми участниками процесса товародвижения, применение принципов логистики способствует сокращению затрат, связанных с доставкой грузов, улучшению качества обслуживания клиентуры, экономии времени и повышению конкурентоспособности фирм на рынке логистических услуг. В настоящее время ни одна из имеющих устойчивое положение на рынке фирм не обходится без применения логистического инструментария и учета логистического фактора при разработке, как общей рыночной стратегии, так и конкретных проектов.
Показать, что переход российской экономики к рынку актуализирует проблему оптимизации рыночных связей. В недавнем прошлом в нашей стране традиционно в центре плановой практики находилась фаза производства, не учитывалось должным образом значение и необходимость ее сопряженности с предшествующими и последующими стадиями сферы обращения на уровне предприятий, т. е. на микроуровне. В настоящее время сферы производства, обращения и потребления все еще в значительной мере продолжают функционировать изолированно. В результате предприятия и народное хозяйство в целом несут существенные потери в форме упущенных выгод. Между тем рационализация работы транспорта как внутри самой отрасли, так и в сопряженных с ней сферах скрывает в себе большие резервы экономии материальных и трудовых ресурсов, снижения стоимости продукции и услуг, включая транспортные.
Сущность логистической концепции правильнее всего рассматривать сквозь призму системного подхода и категорию экономических компромиссов. Именно системный подход дает возможность сконцентрировать внимание на всех участниках и фазах товародвижения как на едином организме, устремленном на получение экономического результата.
Что касается экономических компромиссов, то гармонизация взаимоотношений партнеров по доставке товаров стала возможной лишь с помощью данной категории, так как на ее основе достигается эффект, устраивающий всех участников потокового процесса, включая перевозчиков.
В информационно-аналитической части курсового проекта, относящейся к транспортной логистике, материал следует излагать в увязке с развитием теории управления транспортными потоками в царской России, СССР и постсоветской России, а также в сравнении отечественного и зарубежного опыта управления.
Методическая часть –в ней основное внимание уделяется методическим вопросам разработки и построения технологического графика обработки маршрута на подъездных путях промышленного предприятия, способам определения экономических эффектов, возникающих на железной дороге и металлургическом комбинате.
Проектно-расчетная часть курсового проекта посвящена построению технологического графика обработки маршрута на металлургическом комбинате, расчёту экономических эффектов и дополнительных расходов, возникающих в транспортно-производственной логистической системе «железная дорога- металлургический комбинат», функционирующей по принципу «точно в срок».
Пояснительная записка
Для согласования работы станций примыкания и железнодорожного транспорта промышленного предприятия (например, металлургического комбината) разрабатывается технологический график обработки маршрута. Схема взаимного расположения станции примыкания (СП) и устройств железнодорожного транспорта металлургического комбината, а также расстояния между элементами, входящими в технологическую цепочку показаны на рис. 1.
Рис. 1. Принципиальная схема размещения устройств железнодорожного магистрального и промышленного транспорта в узле:
1- вагоноопрокидыватель;
2- фронт погрузки грузов;
3- фронт выгрузки грузов;
4- фронт выгрузки руды;
5- РП - районный парк.
Цикл операций по обработке технологического маршрута руды, поступающей для выгрузки на металлургический комбинат, включает:
- подачу состава к вагоноопрокидывателю;
-надвиг состава на вагоноопрокидыватель;
- выгрузку;
-уборку вагонов от вагоноопрокидывателя на пути очистки;
- очистку вагонов;
-осмотр вагонов после очистки;
-накопление вагонов;
-перестановку вагонов с пути накопления в районный парк;
-передвижение состава от районного парка до станции примыкания.
Уборка порожних вагонов от вагоноопрокидываетля на пути очистки включает два полурейса:
-первый - вытягивание маневрового состава с пути вагоноопрокидываетля на вытяжной путь;
- второй – осаживание вагонов с вытяжного пути на путь очистки.
При разработке технологического графика следует обратить внимание на возможность совмещения операций. Обычно после выгрузки вагоны на путях вагоноопрокидывателя накапливаются группами, а затем переставляются на пути очистки. При такой организации работы все операции по обработке отдельных групп вагонов (перестановка на пути очистки, очистка вагонов, осмотр после очистки, накопление) могут выполняться одновременно с разгрузкой последующих вагонов. Это должно быть отражено на графике обработки маршрута, построенного на основании времени о выполнении операций, приведенных на рис. 2. Однако по окончании выгрузки последней группы вагонов все операции, связанные с ее обработкой, будут выполняться последовательно одна за другой, что повлияет на общую продолжительность нахождения вагонов на металлургическом комбинате. После завершения накопления вагонов на путях очистки состав выставляется в районный парк и далее передаётся на станцию примыкания для отправления порожнего маршрута на магистральную сеть.
№ | Наименование операций цикла | Время, мин | |||||||
40 80 120 160 200 240 280 | |||||||||
Следование маршрута от станции примыкания до районного парка | |||||||||
Прицепка маневрового локомотива и подача состава на вагоноопрокидыватель | |||||||||
Выгрузка вагонов с учетом их надвига на пути вагоноопрокидываетля | |||||||||
Накопление порожних вагонов на пути вагоноопрокидываетля | |||||||||
Соединение и перестановка вагонов с пути вагоноопрокидываетля на пути очистки | |||||||||
Очистка вагонов | |||||||||
Осмотр после очистки вагонов | |||||||||
Накопление вагонов на путях очистки | |||||||||
Соединение групп вагонов и перестановка в районный парк | |||||||||
Прицепка маневрового локомотива и следование состава от районного парка до станции примыкания | |||||||||
Общая продолжительность |
Рис. 2. Технологический график обработки маршрута на металлургическом комбинате
Время продвижения состава от станции примыкания до районного парка (и обратно) вычисляется по формуле:
tрп=Iп*60/Vn+tм, (1)
где Iп – расстояние от станции примыкания до районного парка;
tм– время на прицепку маневрового локомотива ;
Vn- скорость движения передач между станцией примыкания и районным парком .
Время подачи (уборки) состава из районного парка к вагоноопрокидывателю определяется по формуле:
tпод=Iрп*60/Vрп+tм+tрз, (2)
где Iрп– расстояние от районного парка до вагоноопрокидывателя ;
Vрп – скорость подачи состава из районного парка к вагоноопрокидывателю ;
tм – время на прицепку маневрового локомотива;
tрз – время на разгон и замедление состава.
Количество вагонов в составе приведено в задании (таблица 1).
Скорость движения передач между станциями примыкания и районным парком установлена на уровне 20-50 км/ч (шаговая разница 1км/ч).
Скорость подачи вагонов к вагоноопрокидывателю- 15 км/ч.
Время выгрузки одного вагона на вагоноопрокидывателе – 0,07 ч.
Время подготовки состава к выгрузке - 15 минут.
Время на смену вагонов на опрокидывателе -3 минуты.
Время накопления вагонов равно времени их выгрузки.
Время на подачу группы вагонов от вагоноопрокидывателя на пути накопления – 4,2 мин.
Время на разгон и замедление состава – 3 минуты.
Время на очистку группы из 10 вагонов - 8 минут.
Время на осмотр очищенных вагонов – 2 минуты.
Время на прицепку маневрового локомотива – 3 минуты.
Время на соединение группы вагонов в состав для перестановки – 5 минут.
Расстояние для полурейсов указано на рис. 1.
Рассматриваемая в дипломном проекте транспортно- производственная система ориентирована на удовлетворение предпочтений металлургического комбината со стороны железной дороги. Работа системы по принципу «точно в срок» предполагает обеспечение комбината железорудным сырьем путем организации технологических маршрутов, т.е. подстраиванием железной дороги под технологический процесс предприятия. В результате поступления сырья непосредственно «с колес» в бункер металлургического комбината сокращается потребность в складских площадях, уменьшаются объемы связаного капитала (запасы), сводятся до минимума погрузочно-разгрузочные операции, железнодорожный подвижной состав функционирует по принципу «вертушек» и т.д. Все это приводит к получению соответствующих эффектов, возникающих как на металлургическом комбинате, так и на железной дороге.
Построение технологического графика обработки маршрута основывается на данных, приведенных в пояснительной записке. Величина транспортной партии груза определяется двумя способами:
- исходя из объёма поставок руды и количества вагонов в составе поезда;
- по формуле, выведенной студентами в ходе анализа модели синхронного режима работы транспорта и промышленного предприятия.
Расчёт эффектов, возникающих на предприятии
1. Экономия капитальных затрат на строительство складов снабжения и сбыта в результате сокращения уровня запасов:
R1= q/p* Cскл* (A1+E)*Q, (3)
где A1 – среднее значение отчислений на амортизацию, ремонт склада и его техническое оснащение;
Cскл– стоимость строительства склада с учетом коммуникаций, отнесенная на 1 кв.м площади, руб/кв.м;
E – коэффициент эффективности капитальных вложений;
q – коэффициент, учитывающий расходы сырья на 1 т продукции;
p – средняя нагрузка на 1 кв.м площади;
Q –объем производства металла, млн. т. в год.
2. Экономия за счет сокращения затрат на учет и хранение запасов
R1=Cx*Q*q*∆tx, (4)
где Cx– удельная стоимость хранения груза на складе предприятия, отнесенная к 1 часу или 1 суткам;
∆tx- сокращение времени хранения на складе.
3. Экономический эффект в результате снижения потерь концентрата при доставке и применении профилактических мер
R3 = Cк*(Q*q)/qст*∆qп, (5)
где Cк – средняя цена 1 т концентрата;
qст– средняя статическая нагрузка вагона при перевозке концентрата;
∆qп - снижение потерь железнодорожного концентрата.
4. Возможный эффект за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных операций при передаче сырья в производство непосредственно с колес
R4 = Cr* n0*Q*q, (6)
где Cr – стоимость переработки 1 т груза на складе;
n0 – уменьшение количества грузовых операций на предприятии в результате выполнения требований доставки сырья во время.
Расчёт эффектов и дополнительных затрат, возникающих на железной дороге
5. Экономия за счет уменьшения количества вагонов в составе поезда в результате сокращения времени доставки железорудного сырья
R5 = (N1-N2)*KВ*A2, (7)
N2=N1 /(tg1/tg2), при tg1/tg2 =1,1, (8)
где N1, N2 – количество вагонов в составе поезда до и после применения системы «Ритм»;
KВ – отпускная цена вагона, руб;
A2 – коэффициент амортизации подвижного состава.
6. Дополнительные расходы за счет увеличения порожнего пробега
Z1 = (Q*q)/qcт*IВ*∆an*Cn, (9)
где IВ – полный рейс (пробег) вагона, км;
∆an – удельный вес дополнительного порожнего пробега;
Cn – расходная ставка порожнего пробега на 1 вагоно- км.
7.Дополнительные затраты на документирование перевозок
Z2 = (Q*q/qcт*N2)-(Q*q/qcт*N1)*Cд, (10)
Cд - средняя стоимость документального оформления, приходящаяся на одну повагонную отправку.
Эффект на железной дороге = R5-Z1-Z2
Эффект на предприятии = R1+R2+R3+R4