Подведение итогов, выставление оценок
Ознакомление учащихся с видом урока, целью, задачами.
- Сегодня, ребята, у нас урок-обобщение и закрепление изученного по теме Морфемика».
- Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы у нас урок прошёл продуктивно и что мы должны уметь делать? Слайд № 1
Запись в тетрадь даты и темы урока.
4. Работа с эпиграфом.Слайд № 2
1.Чтение эпиграфа учителем.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
5. Фронтальная беседа. 6. Индивидуальная работа по карточкам возле доски /2человека/
- Какой раздел науки о языке изучает части слова? /морфемика/
- Назовите известные вам морфемы.
- Как найти окончание в слове? Приведите пример.
- Какие морфемы могут входить в основу?
- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Индивидуальная работа по карточкам.
Распределите слова в зависимости от того, как можно сказать о слове:
1) оканчивается на…
2) имеет окончание…
Издавна, страна, написала, оттуда, добра, пошла, давно, прошмыгнуло, сегодня, звено, лесник, осторожно, красивого, справа.
Оканчивается на…
Издавна, оттуда, давно, сегодня, осторожно, справа.
Имеет окончание…
Страна, написала, добра, пошла, прошмыгнуло, звено, лесник, красивого.
7.Работа с текстом.Слайд №3
1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Определить тему, найти ключевые слова, дать название.
3. Определить стиль, аргументировать свой ответ /цель стиля, художественные средства выразительности/ .
Художественный стиль, т.к. воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин /картина зимы/
Художественные средства выразительности:
Эпитеты: пушистый снег, падает тихо, шапкой чудной, заснул крепко, непробудно.
Сравнение: точно пеленою всё его одело.
Олицетворение: лес шапкой принакрылся, заснул.
8. Работа в тетрадях.\3-е уч-ся возле доски\
Из первого четверостишия стихотворения выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
- В какой части речи суффикс может стоять после окончания и какой это суффикс? /-ся, -сь/
-Какие части речи не имеют окончание? Приведите примеры. /наречие/
Белый снег, пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Бел ый пуш ист ый круж ит ся
Снег пад а ет лож ит ся
Воздух е
Земл ю
-Какое слово вы не выписали и почему? / ТИХ О /
9. Игра «Составь слово».\1 уч-ся возле доски\
Школьники должны составить слово, взяв из др. слов указанные морфемы.
Приставку из сл. обговорить
Корень из сл. думать
Суффикс из сл. читать
Окончание из сл. петь
Об дум а ть
10.Игра «Кто больше?». Работа по вариантам.Слайд № 4 (1)
-Как убедиться, что корень в слове найден правильно? \Нужно подобрать однокоренные слова\
Игра «Кто больше?» - записать слова с корнями:
I вариант - -говор-;
II вариант - -вод-
11.Игра «Кто лишний?» \устно\ Слайд № 4 (2)
1) Окно, звено, давно, прошмыгнуло ( Давно – наречие, -о- - суффикс.)
2) Лесной, лесного, лесник, лесным. (Лесник, существительное, суффикс - -ник-.)
3) Трава, пошла, красива, справа (Справа – наречие, -а- - суффикс.)
4) Перелесок, передатчик, переделка, переделал. (Все слова, кроме переделка, с нулевым окончанием.)
Подведение итогов, выставление оценок
13. Домашнее задание.Слайд № 5
$ 77, № 404 (1,3 – всем; 2- индивидуально)
Закрепление изученного по теме «Морфемика». 5 кл.
КАРТОЧКА № 1.