Уквенное обозначение тональностей
бращение интервалов
Обращение – перемещение нижнего звука на октаву ниже, или верхнего звука на октаву ниже. При обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина - на октаву вниз. Таким образом основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые.
Интервал | Его обращение |
1 прима | 8 октава |
2 секунда | 7 септима |
3 терция | 6 секста |
4 кварта | 5 квинта |
5 квинта | 4 кварта |
6 секста | 3 терция |
7 септима | 2 секунда |
8 октава | 1 прима |
6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.
Название | Количество ступеней | Интервал через октаву |
Нона | Секунда | |
Децима | Терция | |
Ундецима | Кварта | |
Дуодецима | Квинта | |
Терцдецима | Секста | |
Квартдецима | Септима | |
Квинтдецима | Октава |
иды мажора и минора
Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.
Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т.
В гармоническом виде повышается VIIступень. В мелодическом вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.
ады народной музыки
Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.
Лидийский лад: 3Т, П, 2Т, П. (по сравнению с нат маж 4 ступень повыш на полутон)
Миксолидийский : 2Т, П. 2Т, П, Т (по сравнению с нат маж 7 ступ пониж на полутон)
Ионийский: 2Т, П, 3Т, П (полностью совпадает с натуральным мажором)
Фригийский: П, 3Т, П, 2Т (по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полтон)
Дорискийкий: Т, П, 3Т, П, Т (по сравнению с нат минором 6 ст поваш на полутон)
Эолийский: Т, П, 2Т, П, 2Т (совпадает с натуральным минором)
При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами.
15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2.
Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени
Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сранению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.
Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях: T53 – I , S53 - IV, D53 - V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные.
В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени d53 становится мажорным- D53.
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени S53 становится минорным – s53.
Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд.
III I T64 – V | VI IV S64 – I | VII V D64 – II |
I V T6 – III | IV I S6 - VI | V II D6 - VII |
V III T53 - I | I VI S53 – IV | II VII D53 – V |
Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64
б3 Б64 = ч4 | м3 М64=ч4 |
ч4 Б6= м3 | ч4М6 = б3 |
м3 Б53=б3 | б3 М53 =м3 |
7.Типы трезвучий:
м3 Б53 = б3 | б3 М53 = м3 |
б3 УВ53 = б3 | м3 УМ53 = м3 |
Увеличенное трезвучие
Интерв состав | Мажор | Разреш | Минор | Разреш |
б3 Ув 53 = б3 | III I VI* (г в) | Т 64 | VII*(г в) V III | t53 |
Уменьшенное трезвучие
Интервальный состав | Мажор | Разреш | Минор | Разреш |
м3 Ум 53 = м3 | IV II VII | б3 I | IV II VII*(г в) | м3 I |
VI* (г в) IV II | м3 III | VI IV II | б3 III |
уквенное обозначение тональностей
Ноты | Обозначение | Исключения | |
До – | С(це) | бемоль b es | |
Ре - | D(дэ) | диез # is | |
Ми – | E(e) | Миb - Es | Мажор - dur |
Фа - | F(эф | Минор - moll | |
Соль- | G(гэ) | ||
Ля – | А(а) | Ляb - As | |
Си - | H(ха) | Сиb - B |
9.Квинтовый круг тональностей -
последовательность тональностей, в которой количество знаков при ключе прибавляется по одному через интервал ч5.
В диезных тональностях количество знаков прибавляется через ч5 при движении вверх.
В бемольных тональностях количество знаков прибавляется через ч5при движении вниз.
Точкой отсчета мажорных тональностей является До мажор.
Точкой отсчета минорных тональностей является ля минор
7b | 6b | 5b | 4b | 3b | 2b | 1b | 1# | 2# | 3# | 4# | 5# | 6# | 7# | |
ДОb | СОЛb | РЕb | ЛЯb | МИb | СИb | ФА | ДО | СОЛЬ | РЕ | ЛЯ | МИ | СИ | ФА# | ДО# |
ляb | миb | сиb | фа | до | соль | ре | ля | ми | си | фа# | до# | соль# | ре# | ля# |
10.Модуляция, отклонение.Отклонение – временное появление новой тональности.
Модуляция – переход в новую тональность.
11.D7, обращения, разрешения. Септаккорд – аккорд из 4х звуков, расположенных по терциям. D7строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре (VIIступ повышена) на V ступени, имеет 3 обращения: D65, D43, D2.
Аккорд | Ступени | Интервальн состав | Разрешение |
D2 (секундаккорд) | II VII* V IV | м3 б3 б2 | Т6 с удвоенной Т (III-V-I-I) |
D43(терцквартаккорд | II IV V VII* | б3 б2 м3 | Полное развернутое Т 53 с удвоенной Т (I-III-V-I) |
D65 (квинтсекстаккорд) | V IV II VII* | б2 м3 м3 | Т53 с удвоенной Т (I-I-III-V) |
D7(септаккорд) | IV II VII* V | м3 м3 б3 | Неполное Т53 с утроенной Т (I-I-I-III) |
водные септаккорды.
Септаккорд – аккорд из 4х звуков, рассоложенных по терциям. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Это малый вводный септаккорд – МVII7, уменьшенный вводный септаккорд -УмVII7.
Аккорд | Ступени | Интервальн состав | Разрешение |
МVII7 (малый вводный септаккорд, натуральный мажор) | VII, II, IV, VI | м3, м3, б3 | Т53 с удв III ступ (I-III- III-V) |
Ум VII7(уменьшенный вводный септаккорд, мажор гарм, минор гарм) | VII, II, IV, VI* VII*, II, IV, VI | м3, м3, м3 | Т53 с удв III ступ (I-III- III-V) |
аблица аккордов
Ступени | Т | S | D | D7 | Вводн |
VII | D6 | D65 | VII7 VII7 | ||
VI | S6 | ||||
V | T64 | D53 | D7 | ||
IV | S53 | D2 | |||
III | T6 | ||||
II | D64 | D43 | |||
I | T53 | S64 |