Система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации
В Российской Федерации создана система стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), , которая включает в себя следующие элементы:
§ система взаимоувязанных общероссийских классификаторов (ОК), гармонизированных с международными классификациями и стандартами;
§ комплекс нормативной документации, определяющей единые принципы классификации и кодирования информации;
§ программно-технологический комплекс ведения ОК, на основе которого действует автоматизированный банк классификаторов – открытая система информирования пользователей об ОК.
Классификатор технико-экономической и социальной информации - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы делятся на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы организаций.
Гармонизация классификаторов – это процесс установления методологического, структурного и содержательного соответствия национальных классификаторов между собой и с международными классификациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 (с последующими изменениями) утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.
Разработку, ведение и применениеОК обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, ответственные за отдельные ОК. Например, Минэкономразвития России отвечает за ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД), классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и другие; Росстат отвечает за разработку, ведение и применение шести ОК.
Разработка ОК включает в себя создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения классификаторов.
ВедениеОК включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных.
Требования к составу, содержанию работ и мероприятий, выполняемых при разработке ОК, обоснованию необходимости их создания и гармонизации с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации, выбору методов классификации и кодирования информации устанавливаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Это же Агентство осуществляет официальное опубликование ОК и внесенных в них изменений и передает их в автоматизированный банк данных ОК (АБД ОК) Росстата.
Росстат обеспечивает ведение АБД ОК и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.
Применениеобщероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:
прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.