Социальные/эмоциональные/игровые навыки
Опросник для родителей детей в возрасте 0-3 лет
Крупная моторика
Мой ребёнок:
· не переворачивается на живот к 7 месяцам;
· не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам;
· не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам;
· не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам;
· не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам;
· не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам;
· не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам;
· не может самостоятельно стоять к 14 месяцам;
· не может ходить к 18 месяцам;
· не прыгает к 30 месяцам;
· не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам;
· опирается руками на тело, чтобы встать;
· ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню;
· часто падает/спотыкается без явных причин;
· продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам;
· необычно ползает.
Мелкая моторика
Мой ребёнок:
· часто держит руки в кулачках после 6 месяцев;
· не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам;
· не сталкивает объекты к 10 месяцам;
· не хлопает в ладоши к 12 месяцам;
· не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам;
· не может наклонить и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам;
· к 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой;
· не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам;
· не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам;
· не может работать ножницами к 30 месяцам;
· использует только одну руку, чтобы выполнить задания;
· не может двигать/разжать пальцы на одной руке;
· пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания;
· совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий;
· делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые.
Когнитивные способности
Мой ребенок:
· не имитирует движения тела на кукле к 15 месяцам (поцеловать куклу, покормить куклу);
· не может рассортировать два набора предметов по группам к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
· не может повторить действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
· не может рассортировать два набора объектов по цвету к 31 месяцу;
· испытывает трудности с решением задач во время игр, по сравнению со сверстниками;
· не замечает изменений в окружении и распорядке дня.
Сенсорная информация
Мой ребенок:
· очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий;
· часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна;
· избирателен в еде;
· не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на повреждение);
· боится качаться/двигательной активности; не любит быть перевёрнутым вверх ногами;
с трудом учится новым движениям (планирование моторных функций);
· тяжело успокаивается;
· постоянно находится в движении, даже когда сидит;
· не имеет совсем или имеет слабый зрительный контакт;
· часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы;
· ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других;
· постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей;
· имеет сниженный тонус (вялое тело, как тряпка);
· с трудом переключается с занятия на занятие или с места на место;
· чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей;
· не любит купание и гигиенические процедуры (чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей);
· боится/испытывает отвращение/избегает трогать такие объекты и предметы как трава, песок, ковер, краска, пластилин и т.д.
Зрение
Мой ребёнок:
· не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз;
· не тянется к близко расположенному объекту.
Слух
Мой ребёнок:
· не откликается на голос знакомых ему людей;
· не реагирует на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки;
· не реагирует должным образом на шумы разной громкости;
· не лепечет.
Навыки самообслуживания
Мой ребёнок:
· испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи;
· долго жует и/или глотает;
· регулярно закашливается/давится во время или после еды;
· изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или похрипывает при разговоре);
· с трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому;
· не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам;
· не пытается использовать ложку к 15 месяцам;
· не берет в руки и не пьёт из обычной открытой чашки к 15 месяцам;
· не может снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам;
· не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам;
· не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам;
· не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам.
Социальные/эмоциональные/игровые навыки
Мой ребёнок:
· не улыбается в возрасте 4 месяца;
· не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми;
· не предпринимает действий для завоевания социального внимания к 12 месяцам;
· не имитирует чужие действия и движения к 24 месяцам;
· не играет в ролевые игры к 24 месяцам;
· не демонстрирует навыки правильной игры с объектом (т.е. вместо тоо, чтобы вынимать предметы из контейнера, оставляет их в контейнере и перебирает их пальчиками);
· испытывает большие трудности с выполнением заданий;
· чрезмерно расстраивается при смене или переходе от одной активности к другой.