Вопрос 38. Правила техники безопасности при эксплуатации автотранспорта.
Автомобиль является наиболее универсальным и экономичным транспортным средством. Безопасность работы автотранспорта зависит, в первую очередь, от его исправности. Ответственность за исправность автомобиля несет администрация автохозяйства.
В целях безопасного выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ предприятие устраивается в полном соответствии со строительным генеральным планом, в котором предусматриваются:
· дороги с твердым покрытием кольцевой системы необходимой ширины с площадками для погрузки - разгрузки и разворота транспорта;
· складские площадки вблизи дорог и подъемно-транспортных средств, выровненные (с уклоном не более 5о) и утрамбованные, а в зимнее время - очищенные от льда и снега;
· сигнальные и ограничительные надписи и знаки для транспортных средств и пешеходов;
· рациональные и безопасные пересечения путей движения автотранспорта с другими видами транспорта и технологическими коммуникациями.
Ширина проезжей части дороги должна быть 3,5 м при движении транспортных средств в одном направлении и 6 м - при движении в двух направлениях. Радиусы закругления временных дорог принимают не менее 10 м, а при движении крупногабаритных машин - не менее 12 м. Для устройства временных дорог применяют железобетонные плиты, при их отсутствии устраивают песчано-шлаковое, гравийное или щебеночно-грунтовое покрытие.
При необходимости пересечения с рельсовыми путями надо стремиться, чтобы их количество было минимальным.
В целях безопасности ведения транспортных операций на объекте должны быть вывешены знаки разрешающего, запрещающего, предупреждающего, напоминающего характера с четкими надписями, указывающие въезды и выезды транспорта, направления движения, разворота, разъезда, стоянки при погрузке и разгрузке, скорость движения, границы опасных зон, участки движения пешеходов и т. д.
Анализ причин производственного травматизма на автотранспорте позволяет выделить основные:
· нарушения правил движения и эксплуатации транспорта;
· неподготовленность или недостаточная квалификация персонала, управляющего транспортом;
· нарушения требований безопасности водителя;
· эксплуатация транспорта в неисправном состоянии;
· неправильная укладка и крепление перевозимых грузов;
· влияние факторов внешней среды (погодные условия, состояние дорожного полотна и т. д.).
Особенно опасны происшествия и аварии автотранспорта, происходящие при перевозке людей, так как они влекут за собой, как правило, тяжелые последствия. Поэтому к автотранспорту предъявляются повышенные требования безопасности:
· грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, оборудуют в соответствии с требованиями правил дорожного движения;
· в путевом листе водителя автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должна быть отметка автохозяйства "Годен для перевозки людей" и указано максимально возможное число перевозимых пассажиров;
· путевый лист при этом подписывает ответственный за безопасную эксплуатацию данного автомобиля;
· при перевозке людей водителю необходимо определить маршрут движения автомобиля с указанием опасных участков дорог;
· не разрешается перевозка людей в кузове автосамосвалов, на прицепах, полуприцепах и цистернах, а также в кузовах бортовых автомобилей, которые специально для этого не оборудованных;
· для безопасной посадки и высадки людей с автотранспорта применяют специально оборудованные площадки или другие устройства (лестницы, трапы и т.д.).
Вопрос 39. Прогнозирование вариантов развития цивилизации.
В глобальном масштабе для нашей цивилизации (цивилизации потребления) характерно усложнение призводства, все большее количество используемых средств труда, а значит и ресурсов. Так не может быть вечно, все имеет свои границы и пределы. В том числе ограничены и возможности - ресурсы планеты Зем-ля. Рассмотрим возможные прогнозные варианты развития цивилиза-ции потребления - ее численности населения в зависимости от времени и имеющихся ресурсов. Современная наука рассматривает 4 возможных варианта:
1. Вариант - будет и далее стихийно расти оснащение технических систем техническими средствами, отсюда следует, что потреб-ление природных ресурсов будет расти. Такой стихийный рост приведет к глобальному кризису(т.1 - т.3 на графике) - исо-щение ресурсов к 2025г.приведет к обвальному падению числен-ности населения Планеты и даже уничтожению жизни на Земле.То что это не исключено доказывает потребление кислорода, счи-тается что запасы его в атмосфере снизятся до степени (ме-нее - 12%) делающей невозможным выживание человека. Назовем такой вариант - 1в.- "Стихийным - обвальным".
рисунок.
2. Вариант - естественно регулированная обвальная убыль населения. Назовем его "Квотированным", т.к. в этом случае для разных стран будут установлены квоты населения, большие для развитых стран, меньшие для развивающихся стран. Для России такая квота м.б.предположительно в 50 млн.чел.,т.е. выжить у нас сможет каждый третий. Всего же может выжить от 1 до 1,5 млрд. чел.
3. Вариант - сознательная и добровольная стабилизация народонаселения и потребляемых ресурсов. Назовем его "Устойчивого развития" при введении сознательных и добровольных ограничений. В этом случае Земля "прокормит" от 8 до 12 млрд. чел. предположительно.
4. Вариант - Ноосфера по Вернадскому или Космос по Циолковскому. Предполагает использование разума, ресурсов Космоса для нужд землян. Для этого необходимо объединение интеллектуальных и материальных ресурсов мирового содружества. Например, создание космической станции "Альфа", предназначенной не столько для проживания на ней сколько для отработки космических технологий, используемых затем на Земле. Вопрос - хватит ли нам времени,чтобы не проскочить т.2 - точку выбора. К 2025г. - возможно исчезнет кислород, будет заметна нехватка продуктов и ресурсов.
Т1 - зона глобального кризиса (настоящее время)
Т2 - зона сознательного перехода к устойчивому развитию
Т3 - предел роста стихийного развития, начало обвального падения численности населения, истощения ресурсов.
Вывод:
· Человечество должно изменить характер своей жизнедеятельности, перейти к жизни с ограниченным достатком.Сознательно и добровольно отказаться от растущих материальных потребностей.
· Рассчитать "коридор" развития цивилизации в соответствии с объективными границами биосферы.
Граница этого коридора:
§ стабилизация населения в зависимости от выбранного варианта развития 1 - 4в.,5 - 8 млрд.чел. это реально.
§ ограничение потребления ресурсов: 1% биоты, а сейчас в Т1 - 10% - плохо!
§ отказаться от отношения к биосфере только как к кладовой ре-сурсов.
· Обеспечить себе выход в третье измерение (космос).
1. Ограниченность времени для реализации;
2. Судьбоносность последующих 30 - 40 лет;
3. Отсутствие проработанной и общепризнанной стратегии мирового развития;
4. Большинство равнодушно, не информировано, число знающих - 5%,по данным ООН, 3/4 населения Планеты понятия не имеет о том что безопасность его жизнедеятельности не обеспечена.