Технология STEALTH в радиолокации
Технология STEALTH появилась на свет благодаря развитию радиолокационной техники. Радиолокаторы существенно повлияли на тактику и стратегию ВВС. В начале Второй Мировой воины локатор сыграл судьбоносную роль для Великобритании, которая благодаря ему смогла выиграть Битву за Англию. Радиолокационная сеть позволяла обнаруживать самолеты, летевшие с Германии, еще над Ла-Маншем, что позволяло вовремя взлетать британским ВВС на перехват противника. Многие авиационные эксперты в один глосс утверждают, что уникальные маневры российских самолетов – колокол, хук, кобра – в реальном бою попросту бесполезны, мало того, в реальном бою они приведут к поражению. Большой проблемой во время Вьетнамской воины для американской авиации стали советские РЛС. Первые годы вьетнамской войны прошли с тотальным превосходством советских зенитчиков над американскими летчиками. Американским пилотам пришлось научиться летать на сверхмалых высотах, на которых радары были бессильны. Однако при этом резко возрастала опасность столкновения с землей. Полеты на малой высоте существенно снижали дальность полета, так как у самой земли плотность воздуха высока, что приводило к увеличенному расходу топлива. В начале 70-х годов появился переносной ЗРК, который с успехом работал с низколетящими целями [12].
Радиоэлектронная борьба
РЭБ (Радиоэлектронная Борьба) – стала одной из специфических форм ведения боевых действий. Еще во времена Второй Мировой войны английские и американские летчики во время бомбардировок Германии сбрасывали полоски фольги, которые давали сплошную засветку на немецких локаторах. Широкое применение средства РЭБ также получили во время вьетнамской войны, когда авиация США, понесла существенные потери от советских зенитно-ракетных комплексов С-75 [14].
Активное использование помех и радиолокационные ракеты позволили снизить эффективность средств ПВО Северного Вьетнама. В ходе антитеррористической операции в Ираке, американские средства РЭБ полностью подавили противовоздушную оборону Ирака. Также и израильские военные, активно используя силы РЭБ, смогли нанести сокрушительное поражение сирийской армии в долине Бека.
Американские военные всеми силами старались подавить силы РЛС, для этого было создано множество средств радиоэлектронной борьбы. Но ни одно из них не стало панацеей. От алюминиевой фольги и других пассивных способов научились защищаться при помощи селекции движущихся целей. С активными помехами боролись при помощи увеличения мощности и перенастройки частоты РЛС. Установка ложных излучателей помогала от противорадиолокационных ракет. ПВО становилось главной целью авиации, а это означало, что ПВО полностью справлялось со своей задачей. Чем больше средств и сил уходило на борьбу с ПВО, тем меньше сил оставалось на решение основных задач [14].
В конце концов, американские военные решили пойти кардинально другим путем, и решили создать невидимый для радаров самолет. Для этого потребовалось уменьшить площадь рассеивания (ЭПР). Основная работа по снижению ЭПР была проведена в передней части самолета, так как именно фюзеляж «подставляет» самолет, приближаясь к локатору. При создании самолета невидимки потребовалось решить множество самых разнообразных задач – сгладить все острые углы в самолете, которые хорошо отражают радиоволны. Убрать все вооружение с внешних подфюзеляжных и подкрыльевых узлов во внутренние отсеки. Сделать крылья и фюзеляж из материалов, не отражающих, а рассеивающих радиоволны.
Обшивка самолета-невидимки должна быть максимально гладкой, фюзеляж и крыло должны быть, или в максимальной степени сопряжены друг с другом, либо вообще быть единым целым. Поверхность самолета должны иметь фасеточную форму, образуемую при помощи множества плоских граней, которые предназначены для рассеивания радиолокационных лучей в разные стороны. Воздухозаборники двигателя также должны быть утоплены в фюзеляже и иметь такую конструкцию, которая бы предотвращала попадание излучения вражеского локатора сквозь воздухозаборник на компрессор двигателя, который дает сильное отражение.
Сверхсложная конструкция сделала самолет чрезвычайно дорогим, кроме того в жертву была принесена маневренность самолета и уменьшена боевая мощь самолета-невидимки, так как в фюзеляж помещалось всего несколько ракет. Топливные баки самолета невидимки размещены внутри корпуса, что также повлияло на дальность полета самолета. Однако, несмотря на все вышеописанные минусы, данный самолет имел один огромный плюс – он был незаметен для радаров противника [10].