Йад индрийа-притайа апрноти
На садху манйе йата атмано 'йам
Асанн апи клешада аса дехах
«Материалисты, которые только ради удовлетворения своих чувств работают, выбиваясь из сил, подобно собакам и свиньям, в сущности являются сумасшедшими. Они стремятся к одному — удовлетворению собственных чувств, и ради этого готовы на любые, самые отвратительные поступки. Разумному человеку не подобает заниматься материальной деятельностью, ибо в результате он получит новое материальное тело, исполненное страданий». Цель человеческой жизни — избавиться от тройственных страданий — непременных спутников материального существования. К сожалению, карми помешаны на деньгах и временных материальных удобствах и ради этого готовы на все. В результате они рискуют деградировать в низшие формы жизни. Стремясь к счастью в материальном мире, они строят всевозможные нелепые планы. Им некогда остановиться и задуматься над тем, что у них в запасе осталось не так много времени, большую часть которого им придется потратить на добывание денег для удовлетворения своих чувств, пока смерть не положит конец всей их деятельности. Материалисты не задумываются над тем, что, оставив свое нынешнее тело, они могут получить тела низших животных, деревьев или растений. Таким образом, они делают все возможное для того, чтобы не достичь истинной цели жизни. Они не только рождаются в невежестве, но и действуют в невежестве, считая, что небоскребы, роскошные автомобили, высокие посты и т.д. являются залогом их материального благополучия. Материалистам невдомек, что в следующей жизни их ожидает деградация и что вся их деятельность не принесет им ничего, кроме парабхавы (поражения). Таково заключение «Шримад Бхагаватам» (5.5.5): парабхавас тавад абодха-джатах.
Вот почему необходимо стремиться постичь науку о душе (атма-таттву). До тех пор, пока человек не достигнет уровня атма-таттвы и не поймет, что по своей сути он — душа, а не тело, он будет пребывать в невежестве. Из тысяч и даже миллионов невежественных людей, которые впустую растрачивают время на чувственные наслаждения, едва ли один может обрести знание и постичь высшие ценности жизни. Такого человека называют джнани. Джнани понимает, что кармическая деятельность только привязывает его к материальному существованию и является причиной его перехода из одного тела в другое. Термин шарира-бандха (прикованный к телесному существованию), употребляемый в «Шримад Бхагаватам», указывает, что пока человек в той или иной форме привязан к чувственным наслаждениям, его мысли будут поглощены только кармой, деятельностью ради ее плодов, иэто заставит его переселяться из одного тела в другое.
Таким образом, джнани стоит выше карми, потому что он по крайней мере не принимает участия в слепой погоне за чувственными наслаждениями. Так утверждает Верховная Личность Бога. Однако пока джнани, избавившийся от невежества, присущего карми, не достигнет уровня преданного служения, он будет оставаться в невежестве (авидйе). Даже если его считают джнани — достигшим высот знания, его знание остается нечистым, поскольку, не ведая о преданном служении, он не поклоняется непосредственно лотоснымстопам Верховной Личности Бога.
Джнани, который обращается к преданному служению, поднимается над уровнем обыкновенных джнани. Такого возвышенного человека описывают словами джнана-вимукта-бхакти-парама. О том, как джнани начинает преданное служение, рассказывается в «Бхагавад-гите» (7.19), где Кришна говорит:
Бахунам джанманам анте
Джнанаван мам прападйате
Васудевах сарвам ити
Са махатма судурлабхах
«После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, предается Мне, зная, что Я — причина всех причин, Я — все сущее. Но редко встречается такая великая душа». Понастоящему мудр лишь тот, кто предается лотосным стопам Кришны, но такая великая душа, махатма, встречается крайне редко.
Занимаясь преданным служением в соответствии с регулирующими принципами, человек может достичь уровня спонтанной любви к Богу, следуя примеру таких великих преданных, как Нарада или Санака и Санатана. Тогда Верховная Личность Бога признает его великим преданным. Преданные, развившие в себе любовь кБогу, вневсякого сомнения, находятся наочень высоком уровне.
Однако выше всех преданных стоят гопи, которые не имеют никаких других желаний, кроме желания доставлять удовольствие Кришне, и при этом не ждут от Кришны ничего взамен. Кришна, время от времени покидая гопи, причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его. Когда Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, гопи погрузились в глубокую печаль и провели остаток своих дней в слезах из-за разлуки с Кришной. Это значит, что в каком-то смысле они никогда не расставались с Ним. Ведь помнить о Кришне — все равно что общаться с Ним. Более того, випраламбха-сева — размышлять о Кришне в разлуке с Ним, как делал это Шри Чаитанйа Махапрабху, — гораздо лучше, чем непосредственно служить Кришне. Таким образом, из всех преданных, развивших в себе беспримесную любовь к Кришне, самыми возвышенными являются гопи, и лучшая среди них — Шримати Радхарани. Никто не может превзойти Шримати Радхарани в преданном служении Господу. Даже Сам Кришна не в состоянии постичь отношения к Нему Шримати Радхарани, вот почему Он, стремясь понять Ее трансцендентные эмоции, занял Ее положение и явился в образе Шри Чаитанйи Махапрабху.
Таким образом, Шрила Рупа Госвами постепенно подводит нас к выводу, что Шримати Радхарани является самой возвышенной из всех преданных Кришны, а Ее кунда (озеро), Шри Радха-кунда, — самым возвышенным из всех мест на земле. Это подтверждает цитата из «Лагху-бхагаватамриты» (Уттара-кханда, 45), приведенная в «Чаитанйа-чаритамрите»:
Йатха радха прийа вишнос