Расскажи, как братец Март совершил чудо.

II ПОЛУГОДИЕ

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

— Конечно, я, ландыш!

— Какие же у тебя цветки?

— Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на мес­те беленьких колокольчиков?

— Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

— Отчего же?

- А они ядовитые!

— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

— Чтобы ты, сладкоежка, не съел! (80 слов)

(Э. Шим)

1.Опиши ландыш, когда он цветёт.

2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые почки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

— Правда ведь, пчела?

— Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

— Нет, ты живи! Долго живи!

— Не дано мне долгой-то жизни...

— И сколько же тебе жизни отпущено?

— Чуть побольше месяца. Всего-навсего! (116 слов)

Э. Шим

1. Как трудится пчёлка целый день?

2. Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3. Что интересного ты узнал о пчеле?

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница постави­ла пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка был очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, вол­шебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец Андрей, правильно понял. Эта музыка называете «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ве­терок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

А. Аксёнова

1. Что напомнила музыка детям?

2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?

* * *

Мы долго ехали поездом через болотистые места, поросшие лиственницами и соснами.

Особенно запомнился мне один вечер. Мы уже со­бирались ложиться спать, когда отец, выглянув из окна, позвал нас к себе. Я так и замер от изумления. Всю­ду в лесу сияли, мерцали, вертелись какие-то летаю­щие огоньки, похожие на падающие звёзды. Казалось, мы попали в сказочную страну.

Когда поезд промчался дальше и чудесное зрели­ще исчезло, отец объяснил нам, что это были не па­дающие звёзды, а светлячки. (74 слова)

Э. Сетон-Томпсон

1. Что за огоньки мелькали за окном поезда?

2. Какое название ты подобрал бы к этому рассказу?

Дружок*

(Отрывок)

Один раз мы с Мишкой сидели дома.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказался почтальон. Мишка, радостный, вбежал в комнату с письмом в руках.

— Может быть, это про нашего Дружка! — сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями.

Весь конверт был усеян штемпелями и наклейка с надписями.

— Это не нам письмо,— сказал наконец Мишка. Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло... Мама! закричал Мишка.— Тебе письмо от какого-то грамотея!

— Что за грамотей?

— А вот почитай письмо.

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:

— «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю...» Что это? — говорит мама.— Это ведь ты писал!

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел, как варёный рак, и убежал. (153 слова)

Н. Hoсов

1. Почему Мишка не узнал своего письма?

2. Как чувствовал себя Мишка, после того как мама прочла письмо?

4 КЛАСС

I ПОЛУГОДИЕ

* * *

Заблестели черешенки

На зелёной ветке.

Смотрят снизу на черешенки

Детки-малолетки.

И мальчишки, и девчонки

Под деревом скачут,

Тянут к ягодкам ручонки

И чуть-чуть не плачут.

_

Вишни, вишни дразнят око,

Да растут высоко.

Рук до вишен не дотянешь,

Спелых не достанешь.

«Ой, вишенки-черешенки

Налились вы соком!

Отчего же вы растёте

На суку высоком?»

«Кабы выросли пониже,

Мы бы не поспели.

Кабы выросли поближе,

Нас давно бы съели». (69 слов)

Леся Украинка

Что напоминает тебе этот текст: народную песню, считалку или ещё что-то?

Колокольчики

Я очень люблю эти простые цветы— весёлые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный , заросший высокой травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее —лиловые колокольчики.
От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики,знакомые и милые цветы наших лугов и полей.

(75 слов)

И. Соколов- Микитов

1. Чем колокольчики нравятся автору?

2. С какими цветами рядом растёт колокольчик?

О дельфинах

Когда рассказывали о дельфинах, которые помога­ли тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.

Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.

Дельфины «разговаривают» между собой.

Дельфины очень дружны.

Они помогают не только друг другу.

Дельфины выносили на берег тонущих моряков.

В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди кораб­ля и указывал путь между опасными рифами.

А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.

Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов. (86 слов)

Г. Снегирёв

1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?

2. Как изменилось их отношение к ним?

Наши рекомендации