Распределительный диктант. 1. Тренировочное задание.

I. РАБОТА ПО ТЕМЕ

1. Тренировочное задание.

Составьте словосочетания или предложения со словами:
фонетика, фонема, магнитофон, телефон, фонограмма, фоно­тека, симфония, какофония.

2. Работа с учебником.
Упражнение 90(с.70).

Прослушивание текста.

- Правильное понимание фонетики и графики, их законов очень важно для любого человека, будь то взрослый или ребе­нок. (Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Буква „ты"».)

Л.Пантелеев: Рассказы и сказки (о понимании).
Буква „ты"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква — «я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует её рассмотреть и сказал:

− А это вот, Иринушка, буква «я».

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

− Ты?

− Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».

− Буква « ты »?

− Да не «ты», а «я».

Она ещё больше удивилась и говорит:

− Я и говорю: ты.

− Да не я, а буква «я».

− Не ты, а буква «ты»?

− Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это буква так называется: «я»?

− Нет, — говорит, — почему не понимаю? Я понимаю.

− Что ты понимаешь?

− Это не ты, а это буква так называется: « ты ».

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я — это не я, ты — не ты, она — не она и что вообще «я» — это только буква?

− Ну, вот что, — сказал я наконец, — ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

− Говорить?

− Ну-ну... конечно.

Вижу — молчит. Опустила голову. Губами шевелит. Я говорю:

− Ну, что же ты?

− Я сказала.

− А я не слышал, что ты сказала.

− Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

− Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шёпотом — на ухо мне:

− Ты!

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверное, было стыдно, что она такая бестолковая.

Но и мне тоже было стыдно, что я, большой человек, не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:

− Это кто?

Она говорит:

− Это я.

− Ну вот... Понимаешь? А это буква «я».

Она говорит:

− Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился — вот-вот заплачет.

− Что же ты, — я спрашиваю, — понимаешь?

− Понимаю, — говорит, — что это я.

− Правильно. Молодец. А это вот буква «я».

− Ясно?

− Ясно, — говорит. — Это буква «ты».

− Да не «ты», а «я»!

− Не я, а ты.

− Не я, а буква «я»!

− Не ты, а буква «ты»!

− Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

− Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты».

− Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

− Нет такой буквы! — закричал я. — Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь! Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

− Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.

− Хорошо, — сказал я. — Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня хватит. Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»? «Ладно, — решил я. — Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет». И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

− А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем, и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:

− Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

− Что такое?! Какому Тыкову? Какое тыблоко?

− Что ещё за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко». Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

− Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

− Яблоко? Так, значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну, конечно, «я». А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я» — значит, опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».
И я сказал:

− Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко» — тыблоко, вместо «ярмарка» — тырмарка, вместо «якорь» — тыкорь и вместо «язык» — тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Беседа.

− На какие группы делятся все звуки русского языка?

− Каких звуков больше: гласных или согласных? Сколько тех и других?

(В случае необходимости можно обратиться к теоретическо­му материалу — с. 94.)

− Чем отличаются друг от друга гласные и согласные звуки?

Распределительный диктант.

− Выпишите в левую колонку все буквы, обозначающие со­гласные звуки, а в правую — все буквы, обозначающие глас­ные звуки.

Луна, астра, глобус, дом, уют.

− Запишите скороговорку, постарайтесь повторить ее не­сколько раз, выполните синтаксический разбор предложения.

Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

II. ИТОГ УРОКА

Беседа.

− Что такое фонетика? Что изучает эта наука?

− Какие слова являются однокоренными к слову фонети­ка? В чем их сходство?

− На какие группы делятся звуки русского языка? В чем разница между ними?

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Выучить § 16-17 (с. 69 —72 );

2) Переписать упражнение 93 (I часть), подчеркнуть все буквы, обозначающие гласные звуки, одной чертой, а согласные — двумя.

Наши рекомендации