Примеров брэндов, которые я выбрал 7 страница
В 1971-м компания перестаёт находиться в семейном владении Ватсонов, после того как Ватсон-младший оставил пост президента компании. Между тем компания не прекращает расширяться, поглощая разные предприятия и затем адаптируя их для производства в сфере высоких компьютерных технологий.
В 1981 году IBM и компьютерная индустрия вошли в новую фазу своего развития, связанную с представлением компанией персонального компьютера — ПК. Значение ПК было таким же, как и значимость Ford Т. Как и в истории с Ford Т, ПК не был первой моделью персонального компьютера. Несколькими годами раньше компания выпустила дорогую модель Apple's 1. ПК стал более дешёвой моделью для запуска в массовое производство для широкого потребителя. Но эта же модель чуть не погубила в то время нерасторопную из-за своих размеров компанию, поскольку на рынке установилась следующая ситуация, которой воспользовались молодые конкуренты IBM: маленькие по размеру ПК (компьютеры-клиенты) были связаны с более крупными (компьютерами-серверами, собиравшими данные и отправлявшими запросы к ПК). В результате изменений, произошедших в связи с появлением двух типов в новой продукции, изменилась конъюнктура рынка, которая в свою очередь изменила способы покупки и продажи. Теперь решения принимались отдельными лицами и обычными компьютерными магазинами, с которыми IBM никогда не имела дела раньше.
С этого момента компания начинает терять свою долю на рынке. Но самое главное — компания, не имея узконаправленной специализации в производстве и сбыте продукции, не представляет себе, что ей нужно выпускать: компьютеры, программное обеспечение или же сервисное оснащение для компьютеров. Некоторые акционеры предложили закрыть компанию. Однако этого не произошло. В 1993 году президентом распадающегося гиганта становится, впервые за всю историю компании, человек из ниоткуда, а именно — бывший президент другой компании, Nabisko, — Льюис Гёрстнер. Благодаря полёту его мысли размер IBM вновь становится престижной статьёй для компании. Гёрстнер понял, что благодаря своему размеру компания, в отличие от своих малых конкурентов, может продавать всем остальным интегрированные компьютерные решения — инновации в сфере высоких технологий.
В течение 1990 года компания стала продвигаться в направлении, касающемся обретения узкой специализации на рынке. Решение приобрести свою Узнаваемость у потребителя стало очевидным в 1994 году, когда IBM сконцентрировала всю свою рекламную кампанию на единственном агентстве Ogilvy & Mather.
В следующем году на ярмарке в Лас-Вегасе новая направленность стала понятна потенциальным потребителям компании. Стремительному взлёту компании способствовали такие технологии, как Интернет и Веб, поскольку именно они стали ядром стратегии IBM, что на самом деле для компании, не принимавшей годами таких дерзких решений, было чем-то из ряда вон выходящим.
Дерзость компании окупилась, к 1996 году, когда другие компании увидели реальную ценность компьютерных технологий, цена IBM подскочила до 50 миллиардов долларов.
Случай помог IBM восстановить свой имидж, когда в 2000 году, в канун милленниума, произошла так называемая дот-ком катастрофа, связанная с запущенным вирусом, отключившим компьютеры, подключенные к Интернету по всему миру.
В настоящее время активные международные рекламные кампании, продвигающие на рынок идею востребованности электронного бизнеса и поддерживающие тем самым статус IBM как брэнда, продающего инновационные решения, нашли своего потребителя, принеся немалый доход компании.
По мнению исследовательской компании Interbrand, IBM является третьим наиболее дорогим брэндом в мире, после Coca-Cola и Microsoft.
Секреты успеха
• Рекламное обращение. IBM могла объединить вокруг себя самые крупные корпорации в мире, сделав лишь единственное рекламное обращение по | поводу того, что она стала компанией, продающей инновационные решения в сфере высоких технологий.
• Доверие. В сфере продаж высокотехнологических идей доверие и уверенность в ценности разработок, предлагаемых IBM, сформировались благодаря опыту компании, который в конце концов превратился в характеризующий её признак постоянного качества, выразившийся в небесно-синем цвете надёжности и рассудительности.
• Узковыраженная специализация в стратегии компании. IBM переключилась с широкотоварного производства к созданию узконаправленного брэнда, что явилось ключом к перерождению компании в 1990-х. По замечанию Business Week: «На рынке высоких технологий IBM превратилась в образец для подражания». (Статья «Наиболее преуспевающие в мире брэнды», август 2001.)
Краткая информация о компании
Сайт: www.ibm.com
Дата основания: 1896 г. Страна-производитель: США.
Торгово-экономическая деятельность компании:
1. IBM — самая крупная компания в сфере информационных технологий.
2. В 2002 году компания подписала контракты на общую сумму 53 миллиарда долларов, из которых 42 договора на 100 миллионов долларов и 5 превышают 1 миллиард американских долларов.
3. Компания обладает значительным количеством патентов и изобретений в сфере высоких технологий.
4. У компании приобретаются в розницу её инновационные решения более чем 60 мировыми предприятиями розничной торговли, входящими в сотню лидеров данной отрасли.
28. Wal-Mart: оптово-розничный брэнд
Оптово-розничная сеть магазинов со скидками Wal-Mart — компания, пользующаяся огромным успехом у потребителей, с прочно устоявшимися позициями на рынке. Компания включена в список, опубликованный в журнале Fortune, куда вошли 500 корпораций с ежегодным доходом около 250 миллиардов долларов.
В своей книге «Произведённый в Америке», в томе под названием «Моя история» (1992), основатель компании Wal-Mart Сэм Волтон рассказал, как он начал строить свой бизнес в 1945 году в Арканзасе (когда ему было лишь 27 лет) и со временем превратил его в брэнд-гигант. Во главе его философии бизнес-успеха было неуклонное решение о хорошем отношении к потребителю.
И в самом деле, восьмое правило построения собственного бизнеса гласит: «Сделай так, чтобы клиенты поняли, что их ценят».
Компания Wal-Mart практически применила это правило и убедилась в его эффективности. Несмотря на гигантские размеры организации, компания создала по-домашнему привлекательный для всех американцев имидж своего брэнда. Для этого компания применила различные маркетинговые стратегии, включая так называемую стратегию помощника покупателя, в обязанности которого входило приветствовать покупателя при встрече и помогать ему с рекомендациями при выборе покупок.
Человеческий элемент маркетинговой стратегии подкреплялся новыми маркетинговыми технологиями. Wal-Mart одной из первых применила сканнеры наличности, видеокамеры в своих торговых павильонах для наблюдения за поведением покупателей. Сейчас компания использует современное программное обеспечение во всех своих магазинах, для того чтобы оценивать расходы покупателей на приобретение продукции в магазинах компании. Впоследствии эта информация передаётся поставщикам продукции и используется компанией для принятия конкретных решений о том, что следует закупать, а что не следует.
Однако ключевым моментом коммерческого успеха компании является оптовый сбыт продукции клиентам. Компания заботится о том, чтобы покупатели при выборе покупок были сопровождаемы помощниками, поскольку их магазины очень больших размеров. Иногда они в два или три раза больше магазинов своих конкурентов. Такое пространство торговых помещений обеспечивает условия для оптовых продаж продукции, а следовательно, её себестоимость за единицу товара дешевле. Большие оптовые продажи способствуют тому, чтобы цены на товары каждый день оставались низкими, даже ниже, чем у конкурентов в других магазинах.
К тому же с каждым годом количество оптовой продукции увеличивается, как и размеры торговых павильонов, где размещается продукция. Площадь одного из самых больших по размерам магазинов составляет 200 000 квадратных футов. Спрос на такого рода монополистическую политику увеличивается с 1990-х годов. В результате менее крупные компании вытесняются с рынка, что в свою очередь приводит к превращению сети Wal-Mart в глобальный оптовый склад продукции.
Ещё одна проблема, которая до определённой степени причиняет вред имиджу брэнда — это бесконечные диспуты по поводу дискриминации в выплатах заработной платы мужчинам и женщинам, где женщинам за равноценный труд платят меньше, чем мужчинам.
Вряд ли можно отрицать то, что экономическая стратегия, выбранная Wal-Mart оправдывается с финансовой точки зрения. Покупка британской компании Asda, несомненно, укрепила позиции брэнда на международном рынке, и инвестиции в современные технологии и оплату труда помощников клиентов не могут сравниться с ростом продаж компании. Wal-Mart сейчас — крупная торговая сеть магазинов (3000 больших коробок из стекла и бетона, расположенных в пригородных зонах), разветвлённая по всей территории Соединённых' Штатов и в восьми других странах.
Секреты успеха
• Оптовая торговля. Огромные размеры магазинов соответствуют огромным размерам скидок на продукцию от производителей и низким ценам, устраивающим потребителя.
• Маркетинговая стратегия, направленная на тесные отношения между продавцом и покупателем. Учитывая огромные размеры своей империи, компания старается использовать человеческий фактор для эффективности продаж посредством создания таких вакансий, как помощник покупателя, и других маркетинговых технологий.
Краткая информация о компании
Сайт: www.walmart.com Дата основания: 1962 г. Страна-производитель: США.
Торгово-экономическая деятельность компании:
1. В 1962 году, ко времени основания компании, у неё выработались три основополагающих пункта, способствующих успеху брэнда: уважение к отдельно взятому человеку, обеспечение клиентуры достойным сервисом, стремление к постоянному совершенству.
2. В 2003 году журналом Fortune Wal-Mart была названа самой почитаемой компанией в Америке.
3. Более чем 100 миллионов клиентов по всему миру посещают сеть магазинов Wal-Mart каждую неделю.
29. McDonald's: брэнд с широким спектром услуг для своих клиентов
По мнению большинства людей, McDonald's остаётся крупнейшим брэндом. Мало торговых марок узнаются людьми так быстро, как McDonald's. И в самом деле, справедливо высказывание о том, что золотые аркообразные буквы логотипа McDonald's стали более известным символом, чем христианское распятие. И это не вызывает удивления, поскольку свыше 80 000 действующих в настоящее время ресторанов этой компании существуют по всему миру.
Не секрет, что имиджу компании настолько повредили антиглобалисты, чиновники, чрезмерно пекущиеся о физическом здоровье нации, разные юристы, конкуренты компании и родители подростков, страдающих по своей вине ожирением, что в конце концов брэнд может оказаться в положении банкрота. Но причины такой ситуации лежат глубже указанных следствий. Прежде чем пролить на них свет, нужно выяснить, каким образом McDonald's достигла своих сегодняшних размеров.
В 1948 году два брата, Дик и Морис МакДональд, открыли в Сан-Бернар-дио (Калифорния) ресторан, продававший свежеприготовленные гамбургеры. Братья достаточно ясно представляли, что хотят их посетители: быстро приготовленную и простую еду. Гамбургеры, напитки из солода и жареные изделия были основными предложениями. Рыночная ниша для такого рода бизнеса не была заполнена. Создание торгового знака с золотыми аркообразными буквами, который бы находился на скоростном шоссе или вблизи ресторанов, возведённых семьёй МакДональд, сыграло бы положительную роль в имидже брэнда.
Со временем их бизнес расширился, и братья открыли семь аналогичных ресторанов по всей Калифорнии. В 1954 году небольшая ещё сеть ресторанов McDonald's заинтересовала Рэя Крока. Крок был моряком, продававшим молочные изделия. У него было достаточно денег, чтобы приобрести McDonald's. К 1961 году он становится единственным обладателем этой фирмы.
Для того чтобы понять, каким образом McDonald's превратился в гиганта, необходимо понять, каким человеком являлся сам Рэй Крок. Крок был человеком, любившим деньги, а также любившим их потратить. Иногда ему хотелось похвастаться на пресс-конференциях своими последними приобретениями: яхтами, арабскими рысаками и фермой с крупным рогатым скотом. Короче говоря, он был очень амбициозен и очень агрессивен к своим конкурентам. «До чего же приятно мне стало бы, если бы я увидел конкурента тонущим, —как-то признался он. — Я бы тогда засунул в его глотку живого разъярённого коня».
Крок, безусловно, обладал способностями к бизнесу. При каждом удобном случае он ссылался на промышленность Форда. Крок был уверен в единственно правильной формуле успеха, которая превратилась для служащих McDonald's в своего рода заклинание: «Качество заключается в опрятности предлагаемых клиенту услуг». Начиная с 1967 года Крок открыл международную сеть ресторанов по всему миру, обойдя местных конкурентов. К 1990 году McDonald's превратился в обыденное явление для многих стран. Брэнд McDonald's появляется даже в Москве, где люди выстраиваются в огромные очереди длиной в квартал, чтобы вкусно поесть в ресторане компании.
Расширившись по всему миру так, что не осталось свободных рынков сбыта своих услуг, гигант испытал на себе снижение темпов своего производства. Крок и его помощники не знал, что делать дальше.
1990-е стали началом испытаний для брэнда. Поскольку компания уже не могла расширяться географически, руководство решило расширять ассортимент в меню. В самом начале в меню включались лишь 11 блюд. В 1990-х их число выросло до семидесяти. При всё еще быстром сервисе клиенту требовалось 20 минут, чтобы выбрать из предложенного то, что он желает.
Затем появилась вторая проблема — повсеместное распространение ожирения в США. В то же самое время из-за ещё более разнообразного меню увеличился приток посетителей в McDonald's. Клиенты, приходившие в фирменную сеть вкусно поесть, начинают через суд предъявлять обвинения компании, связанные с проблемами увеличения их веса. Сегодня ожирение приобрело масштабы международного кризиса. По заявлению Международной организации здравоохранения: «Ожирение является прерогативой молодого поколения и ведет к ухудшению его здоровья на всей планете, а западные страны стоят самыми первыми в этом списке».
McDonald's была поставлена в самый центр дебатов, связанных с ожирением. Компанию критиковали за то, что она прекратила приготовлять пищу на овощном масле и перешла к использованию высоконасыщенного животными жирами пальмового масла. Затем компанию обвинили в предумышленной рекламации детям обогащённой жирами пищи посредством привлечения к участию таких компаний, как Disney, или включения в рекламу школьных товаров своих рекламных знаков.
Но больше всего McDonald's критиковали за гигантские размеры продаваемых ею блюд. Идея такого размера блюд изначально принадлежала одному из директоров компании Дэвиду Валлерштайну. В своей книге «Страна толстяков» (2003) Грег Кристер объясняет причину таких больших порций. «Работая в McDonald's с середины 1970-х, Валлерштайн столкнулся с одной проблемой: клиенты всё чаще стали считать свои центы и реже приходить в рестораны. Хуже всего, когда они всё-таки приходили. Получалось так, что клиент покупал или небольшую баночку Coca-Cola и гамбургер, или, что ещё хуже, всего лишь гамбургер, в результате чистой прибыли оставалось всего ничего. Каким же образом можно было бы заставить людей покупать более дорогую жареную пищу? Продавать им огромных размеров пакет с хрустящими полуфабрикатами». Иронизируя над подобной идеей, Рэй Крок сразу же отнёсся к ней скептически. В книге Джона Ф. Лова «Жизнь МакДональдс за арками» (1985) разгорелась жаркая полемика между двумя мужчинами. Крок совершенно не понимал сути идеи: «Если люди захотят съесть большее количество жареной пищи, они могут купить два пакета». Валлерштайн незамедлительно ответил: «Но, Рэй, они не хотят съедать по два пакета, они не хотят выглядеть обжорами». Сомнения Крока по этому поводу не прекращались. И только когда Валлерштайном были проведены исследования поведения клиентов, которые убедили Крока в правильной стратегии, доходы вновь взлетели. Справедливость тех исследований, которые могли быть засвидетельствованы лишь невероятными размерами порций из сказки об Алисе из Страны чудес, способствовала регулярному пополнению кассы McDonald's деньгами.
С одной стороны, суперразмеры порций помогали получать хорошую прибыль, однако с другой — McDonald's стала к тому времени восприниматься как компания, пища которой не является достаточно здоровой, и поэтому явно заинтересованная лишь в зарабатывании денег.
Крок был абсолютно уверен, что американцы в своем большинстве являются любителями говядины. Возможно, для определённого временного отрезка это и было правдивым наблюдением. Но в США, как и во всём мире, начало появляться осознание полезности здоровой вегетарианской пищи.
Некоторые эксперты считают, что проблема ожирения клиентов McDonald's кроется в реальной проблеме ожирения брэнда компании. Некоторые говорят, что McDonald's расширился настолько, что компания, занимающая центральное положение на рынке, не способна в её сегодняшнем громоздком состоянии развиваться должным образом.
Профессор Гарвардской бизнес-школы Дэвид Аптон сделал следующее заявление для BBC's Money Programme: «Вероятно, компания уже достигла пределов своего роста. Она не может открывать новые McDonald's слишком близко друг от друга».
Рита Клифтон, глава Interbrand, считает: «Если они не внесут новое слово в создание ещё лучшего гамбургера, то компания начнёт расшатываться».
Выйти за пределы изготовления простого гамбургера не так-то просто. Компания McDonald's никогда не занималась внедрением инноваций. Ее попытки готовить здоровую вегетарианскую пищу не привели компанию к каким-нибудь результатам. Усилия компании модернизировать стандартный гамбургер, связанные с созданием злополучной марки Arch Deluxe, провалились с треском.
Причиной всех неприятностей компании стало негативное восприятие брэнда окружающими, которое вдобавок раздувалось движением антиглобалистов и судебными разбирательствами с компанией McLibel Trial, которая зарабатывает на скандалах. Британские защитники окружающей среды понесли крупные финансовые потери в результате судебного разбирательства из-за того, что «зелёными» были изданы листовки, направленные против McLibel Trial. Кстати, McLibel Trial является одним из крупных негодяев среди всего движения антиглобалистов, и, в частности, в корпорации Naomi Klein's No Logo, в которую она входит.
Существует также проблема конкуренции. В течение многих лет у McDonald's имелся главный противник Burger King. Сейчас проблема конкуренции выглядит для компании в несколько ином свете. По словам профессора Дэвида Аптона: «Даже если McDonald's проведёт модернизацию, другие люди сделают это быстрее». Когда профессор упоминал о «других людях», им подразумевался брэнд Subway, который сконцентрировался на приготовлении сэндвичей-подлодок, обладая при этом имиджем брэнда по приготовлению вкусной и здоровой пищи. Многие другие эксперты считают, что сеть фаст-фудов по приготовлению сэндвичей представляет главную угрозу для McDonald's. Несмотря на это, у McDonald's разработана тактика, направленная на нейтрализацию своих конкурентов в Европе. Например, компания намеревается открыть 2000 своих ресторанов в Великобритании к 2010 году.
Рассматривая всех противников компании в качестве естественных стимуляторов, способствующих её эволюции, в настоящее время трудно предсказать её будущее. Если, например, компания начнёт изменять меню или проведёт ряд предупредительных для клиентов акций, доказывая, что пища является вполне здоровой, то в будущем они получат имидж компании, легально распространяющей населению некачественное питание. Таким путём пошла крупнейшая компания Philip Morris производящая табачную продукцию. Многие согласятся в одном: компании следует провести разного рода преобразования для того, чтобы выжить в XXI столетии.
Как и многие другие брэнды, McDonald's стала жертвой своего успешного роста. Как отметил однажды Крок, произнеся это изречение для самого себя: «Когда вы зелены, то растёте, но как только созреваете, то начинаете загнивать». Эти слова остаются очевидны для McDonald's.
Секреты успеха
• Фамильярность. Фамильярность порождает осуждение, но не только — она же может превратиться в удобство. McDonald's преуспевала из-за того, что люди знали, чего ожидать от компании: быстрого сервиса и чистых ресторанов.
• Гордость. Крок гордился и самой компанией, и тем, как она функционировала. Об этом он высказался так: «Нужно обладать особым складом ума, чтобы увидеть красоту в гамбургере».
• Настойчивость. У Крока никогда не иссякали амбиции. Настойчивость и способность к принятию твёрдых решений делают его всесильным.
Краткая информация о компании
Сайт: www.mcdonalds.com Дата основания: 1954 г. Страна-производитель: США.
Торгово-экономическая деятельность компании:
1. McDonald's — ведущее в мире предприятие розничной торговли.
2. Компания владеет более 30 000 ресторанами в 119 странах.
3. В день McDonald's обслуживает более 47 миллионов человек.
30. Nike: брэнд по производству продукции для различных видов спорта
Если вы начнёте перечислять различные спортивные брэнды, то, скорее всего, на ум придёт Nike. Nike была основана в 1964 году бегуном Филиппом Найком и его университетским тренером Биллом Бауверманом. Оставив учёбу в Орегонском университете, в филиале бизнес-школы Стендфорда, Филипп захотел воплотить в реальность свою задумку, заключавшуюся в основании собственной компании, которая занималась бы производством кроссовок для профессиональных бегунов.
В течение первых лет существования основным отправным пунктом её успешного развития была цена. Обувь, которая производилась компанией, требовала затрат дешёвой рабочей силы, а посему она была не такой дорогой, как обувь, производимая уже всемирно известной Adidas. Nike ничего не произвела нового, чтобы её можно было бы назвать инноватором. Она производила стандартные изделия по низким ценам. Но прорыв произошёл после продолжительных экспериментов Баувермана с резиновой подошвой нового типа обуви, предназначенной для бега. Инновация, введённая Nike, была ключом к успеху компании. Когда компания столкнулась с конкурентами, она достойно справилась с ними, закрепившись на рынке. Сейчас она продолжает оставаться лидером, продолжая вводить свои инновации в выпускаемую продукцию. Например, в 1979 году она производит Nike Air — кроссовки, внутри которых имеются в подошвах маленькие подушечки, заполняющиеся воздухом при сжатии и разжатии их ступнями ног. В 1980-х выпускается серия кроссовок с эмблемами марок известных автомобильных компаний, таких как Audi и Fiat, Pegasus (1988), Air Max (1987), расположенными на внешней стороне. Впоследствии появился Nike Air Jordan, пользующийся огромной популярностью за свои качества.
Michael Jordan — супермарка, выпущенная Nike, остаётся своеобразным ключом компании к своей рыночной славе и повсеместному признанию. Сейчас эта марка принадлежит Тайгеру Вудсу, которому Nike помогла стать самым высокооплачиваемым спортсменом всех времён.
Компания хотела, чтобы она ассоциировалась с таким всемирно признанным видом спорта, как футбол. Поэтому она взяла на себя обязанность спонсировать Кубок мира, а также отдельных игроков, таких как Рональдо.
Большая часть мультимиллиардного бюджета компании уходит на спонсирование отдельных атлетов. Очевидно, такое спонсирование придаёт больший смысл рыночному существованию брэнда из-за спортивных ассоциаций у потребителя. Однако существует и обратная сторона медали, связанная со спонсированием звёзд мирового спорта. Прежде всего нужно учесть, что Майкл Джордан, Тайгер Вудс, Рональде являются в мире маркетинговых отношений брэндами во плоти. В некоторых случаях вышеупомянутые звёзды являются продуктами одобрения массовым потребителем — их поклонниками. В таком случае возникает вопрос: работают ли спортгерои на Nike или Nike работает на них?
Во-вторых, негативным фактором подобной стратегии является её антисоциальная направленность. В то время как ежегодно тратятся миллионы на покупку имён спортидолов, труд рабочих на фабриках Индонезии и Вьетнама недостаточно хорошо оплачивается. Человеческие права, о которых спорят в международных организациях, с упомянутой точки зрения выглядят в свете самого едкого сарказма на организацию, выбирающую фабрику для производства своей продукции на основе дешёвой рабочей силы. Впоследствии та же самая организация выделяет большую часть своего маркетингового бюджета для того, чтобы потратить его на выбор выгодных ей спортсменов. Вот что заявила одна из таких организаций — The San Francisco-based Global Exchange — в своём обширном докладе в сентябре 1998 года под названием «Заработная плата и расходы на жизненные нужды рабочих Nike в Индонезии». Доклад начинается с сообщения о том, что индонезийским рабочим Nike оплачивается эквивалент заработной платы в день, равный 80 центам валюты США, и организацией делается запрос для того, чтобы удвоить зарплату индонезийской рабочей силе. Это бы стоило Nike 20 миллионов долларов — ежегодная сумма, выплачиваемая Майклу Джордану для того, чтобы он оставался посланником брэнда.
Этот доклад подливал масло в огонь на фоне протестующих против подобной политики Nike. Эти же демонстранты уже принимали участие в мероприятиях подобного рода перед окнами основного здания Nike Town store, находящегося на 5-й Авеню в Нью-Йорке, где подросткового возраста потребители высказали своё мнение перед камерам телеканала новостей компании Fox: «Nike, мы тебя «сделали», мы «обломали» тебя».
Их гнев — результат ценовой политики Nike, чьи цены на продукцию гораздо выше, чем в других магазинах спортивной обуви. Однако истинные корни подобной агрессии заложены в чётко обозначенном социальном неравенстве, выходящем из беднейших районов мегаполисов по всей Америке. И в Реальности в конце 90-х происходили случаи, когда детей избивали на улице из-за того, что на них были кроссовки престижного брэнда. Один из таких случаев произошёл с 14-летним подростком из Нью-Йорка, который был избит возле своего дома за свои Air Jordans и оставлен на железнодорожном полотне без сознания, с тем чтобы проезжающий состав переехал его.
Такие истории, конечно же, сильно вредят репутации Nike. Даже сам Фил Найк прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что его компания многими воспринимается не лучшим образом, и к тому же ему известно, что о нём самом говорят как о последнем негодяе настоящего времени.
Однако следует быть объективным, когда говоришь о том или ином явлении, поэтому мне бы хотелось сказать несколько слов в защиту Nike.
Прежде всего Nike — компания, которая готова учитывать мнения о своей
деятельности со стороны критикующих. Она избавилась от облика всепоглощающего монстра, приняв облик дружественной людям индустрии. В следующем докладе Global Exchange отметили, что компания все-таки повысила заработную плату рабочим предприятий, расположенных в Индонезии. Компания к тому же улучшила условия труда на своих предприятиях во всём азиатском регионе, а также пообещала не нанимать на своё производство тех, кому не исполнилось 18 лет.
В 2003 году в документальном фильме, выпущенном британским Channel Four, названном «Зачем же нужна глобализация», Nike даже приглашает журналистов на свою главную фабрику во Вьетнаме. Журналисты увидели там чистые и безопасные производственные помещения, наполненные сыто выглядевшими рабочими, многие из которых ранее были безработными. Конечно же, неизвестно, такое положение дел обстоит на нескольких фабриках или же повсеместно. Но это существенно смягчает негативный имидж бесчеловечной эксплуатации в странах второго и третьего мира.
Во-вторых, вряд ли можно обвинить Nike за высокий уровень преступности в беднейших районах больших городов, что будет равнозначно обвинениям издателей журналов мод за анорексию или любвеобильных песен Бритни Спирс за подростковую беременность. По крайней мере, аргумент, который утверждает, что маркетинг несёт прямую ответственность за поведение отдельного человека, однозначно неубедителен и примитизирован. Пара дорогих кроссовок может послужить мотивом для криминального преступления, но не может считаться корнем зла. Конечно же, приходится учитывать влияние разрастающихся до размеров вселенской бездуховности урбанизированных районов на морально-психические установки, вырабатывающиеся в поведении молодого поколения, часто лишь с малым количеством позитивных образцов поведения. С этой точки зрения Nike может принять на вооружение подобный аргумент, чтобы создать рекламного героя из Тайгера Вудса или Микаэля Джордана, которым станут поклоняться за противостояние насилию, как подобным образом был использован имидж такой звёзды, как Эминем.
Что же касается обвинений в адрес компании за слишком высокие цены, которые не соответствуют затратам на продукцию Nike, то здесь действительно кроется вина компании. Затраты на изготовление их кроссовок составляют лишь несколько долларов, в то время как они реализуются в магазинах более чем за одну сотню долларов.
Nike с восхищением признаёт, что стоимость брэндов значительно дороже стоимости готового продукта. Скотт Бэдберри, прежний вице-президент маркетингового отдела Nike, являющийся в настоящее время вице-президентом маркетингового отдела Starbucks, в своей статье «Девять способов спасти неперспективный брэнд», напечатанной в издании Fast Company, пишет о том, что процесс создания имиджа брэнда, благодаря различным рекламным стратегиям, выходит за пределы стоимости конкретного продукта и является базисом для обеспечения высокого рейтинга его популярности у потребителя. В результате высокая цена на такой продукт становится закономерным явлением, поскольку предложение больше, чем продукт. «Создайте ореол узнаваемости вокруг такого продукта, а затем уделите внимание его свойствам».