Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности

Направление подготовки/специальность:

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уровень образования:

БАКАЛАВРИАТ

Форма обучения:

очная

Ростов-на-Дону

2016 год

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки ______________________________________, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» _____________ 20_____ г. № _____

Составитель:

______________________ Мавренкова Елена Анатольевна

подпись ФИО

______________________ Разогреева Анна Михайловна

подпись ФИО

«____» _____________ 20_____ г.

Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________________

«____» _____________ 20_____ г., протокол № _____

Заведующий кафедрой:

______________________ Артеменко Наталья Викторовна

подпись ФИО

«____» _____________ 20_____ г.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» связаны с формированием практических компетенций в области работы с информацией и поддержкой актуальной теоретической рамки на стыке теории медиа, юриспрудении и IT-технологий, также формирование профессиональных компетенций, позволяющих получить фундаментальную подготовку в области знаний о специфике и правовых основах профессиональной этики юриста, в области умений применять этические нормы в повседневной практической деятельности.

Задачи:

· ознакомление с этическими нормами , регламентирующими деятельность юриста на территории Российской Федерации;

· приобретение навыков нравственного анализа проблем в деятельности юриста;

· расширение представлений о справедливости, долге, чести, достоинстве;

· уяснение места стандартов антикоррупционного поведения и их соотношения с этическими нормами;

· овладение навыками применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

· в области теории – сформировать базовую рамку для анализа информационных процессов в поле юриспруденции;

· в области законодательного материала – обеспечить на выходе знание базовых актов в области регулирования обращения информации в РФ;

· в области практических навыков – предложить алгоритм поиска юридически-значимой информации, познакомить студента с основными справочно-поисковыми системами в области права, научить пользоваться интернет-ресурсами.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» относится к базовой обязательной части информационного цикла дисциплин.

2.2.Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.2.1. «Теория государства и права»

Знания: механизм государства; система права в Российской Федерации; механизм и средства правового регулирования; формы реализации права; роль государства и права в общественной жизни; организация и функционирование системы органов государства и местного самоуправления в Российской Федерации; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов; виды правонарушений и юридической ответственности.

Умения: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; применять на практике нормы различных отраслей права.

Навыки: работа с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализ правоприменительной и правоохранительной практики; разрешение правовых проблем и коллизий.

2.2.2. «Правоохранительные органы и основы ОРД»

Знания: цели, задачи, правовые основы правоохранительной деятельности; принципы организации и деятельности правоохранительных органов, состав и компетенцию их звеньев; действующее законодательство о системе правоохранительных органов; полномочия, структуру, порядок образования и деятельности правоохранительных органов.

Умения: объяснять и свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами, категориями, определяющими содержание функций и полномочий правоохранительных органов; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, их взаимодействие между собой; анализировать материалы практики организации и деятельности правоохранительных органов, работы с законодательством о правоохранительных органах и связанной с ним правоприменительной практикой.

Навыки: предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования правонарушений; защиты частной, государственной, муниципальной им иных форм собственности.

2.3Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Гражданское право РФ

Уголовное право РФ

Административное право РФ

Дисциплина «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» формирует базовые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности юриста (работа с СПС, составление документов, основы юридического документооборота), а также для научно-исследовательской деятельности (поиск и анализ первичных данных, статистической информации и научных источников).

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь общее представление о праве, государстве, системе правоохранительных органов РФ, уметь осуществлять поиск в сети интернет и работать с полученной информацией.

Освоение данной дисциплины необходимо для изучение базовых дисциплин ООП в части поиска и анализа необходимой информации (статистических данных, судебных решений, а также иной юридически значимой информации). Данные навыки необходимы для написания курсовых и дипломных работ

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).

ОПК-1 - способность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ;

ОПК-4-способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу;

ОПК-5-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

ПК-2-способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-7-владением навыками подготовки юридических документов;

ПК-12-способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению;

ПК-13-способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-1 - способность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ Знания: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации; их иерархию и юридическую силу
Умения: правильно толковать нормативные правовые акты, строить свою профессиональную деятельность на основе Конституции РФ и действующего законодательства;
Навыки:владеть методами принятия юридически значимых решений и выполнения юридических действий только при неукоснительном соблюдении Конституции РФ и действующего законодательства.
ОПЕС-4-способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу; Знания: ценностные ориентиры будущей профессии; основу формирования профессиональной морали; важность сохранения и укрепления доверия общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества; положение профессии юриста в обществе, основные социально-психологические требования, предъявляемые к юридическому труду и личности руководителя в системе гражданско-правовых служб и правоохранительных органов; законы конкуренции на рынке юридического труда; теорию и практику профессионального риска
Умения:применять положения профессиональной этики в юридической деятельности; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, не допуская проявлений бюрократизма и волокиты, в установленные сроки принимать по обращениям необходимые меры; применять профессионально значимые качества личности юриста в процессе управления, использовать социально-психологические закономерности профессионального общения
Навыки:владеть методикой различных видов профессионального общения и принятия решений в правоохранительной деятельности; методами оценки способностей к юридической деятельности по социально-психологическим качествам личности; навыками анализа текущих изменений законодательства; методами сохранения и укрепления доверие общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества; навыками использования положений профессиональной этики в юридической деятельности; владение навыками работы с обращениями граждан, учета общественного мнения в своей профессиональной деятельности и участия в организационно-правовом обеспечении использования форм непосредственной демократии в целях учета мнения населения при принятии решений государственными органами, органами
ОПК-5-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знания:сущность информации, основные свойства информации и закономерности развития современного информационного общества; основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;
Умения:распознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе работы с секретной информацией; применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
Навыки: владеть навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; навыками обработки конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную тайну, в соответствии со всеми требованиями по защите информации.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-2-способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Знания: положения должностных инструкций основных направлений профессиональной деятельности юриста
Умения:обосновывать и принимать в пределах должностных полномочий решения, совершать действия, связанные с реализацией правовых норм; обосновывать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности.
Навыки:разрешения конфликтов при соблюдении соответствующих этических требований
ПК-7-владением навыками подготовки юридических документов; Знания:положения действующего законодательства, основы юридической техники, правила подготовки юридических документов;
Умения:применять правила, средства и приемы юридической техники; составлять официальные письменные документы, порождающие определенные юридические последствия, создающие определенные юридические состояния и направленные на регулирование определенных отношений; уяснять содержание документов, составленных другими лицами
Навыки:владеть методикой подготовки юридических документов; навыка сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности
ПК-12-способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению; Знания: сущность коррупции и ее связь с другими видами преступности; знает законодательство, направленное на борьбу с коррупцией, способы выявления ее проявлений;
Умения:организовать работу по противодействию коррупционных проявлений через блоки мероприятий, включающие меры по усилению надзора за исполнением законодательных актов, совершенствование системы государственного контроля, оптимизации методов противодействия со стороны правоохранительных органов и общественных объединений
Навыки: владеть методикой выявления и дачи правильных оценок коррупционного поведения, способен проводить антикоррупционную экспертизу законов и других нормативных актов, в том числе регионального характера.
ПК-13-способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; Знания:правила, средства и приемы разработки, оформления и систематизации юридических документов, формальные и неформальные требования к разным видам документов Умеет:
Умения:использовать юридическую и иную терминологию при составлении юридических и иных документов
Навыки:навыками подготовки юридических значимых документов; приемами оформления и систематизации профессиональной докцументации; спецификой оформления официальных и неофициальных материалов.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов,

в том числе 5 зачетных единиц ,_______часов на экзамен (при наличии)

Форма отчетности: зачет

4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п Раздел дисциплины/темы Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа преподавателя с обучающимися Самостоятельная работа
Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
Модуль 1.Основы профессиональной этики юриста.          
1.1 Тема 1. Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология.      
1.2. Тема 2. Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим.      
1.3. Тема 3. Судейская этика и этика прокурорских работников.      
1.4. Тема 4. Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов.      
1.5. Тема 5. Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика.      
Модуль 2 Технологии сбора, обработки и анализа правовой информации          

  Понятие и виды информации. Основные теории информации        

  Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации        
  Медиа и медиатехнологии в юридической работе        
  Понятие и виды правовой информации      
  . Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ      
  Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ      
  Статистическая информации и ее значение в юриспруденции      
  Исследовательская активность: виды, формы, источники информации      
  Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.)      
  Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.)      
  Информационная безопасности и защита информации      
  Электронные базы данных нормативно-правовых актов и справочные-правовые системы («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.)        
  Банки данных судебных решений и способы работы с ними        
  Как писать нормативно-правовой акт: основы юридической техники        
  Как составлять юридические документы (образцы процессуальных документов и договоров)        
  Как правильно работать с библиографией        
Итого часов      

План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Семестр Название раздела, темы Самостоятельная работа обучающихся Оценочное средство Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология. Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим. Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Судейская этика и этика прокурорских работников. Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов. Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика. Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Понятие и виды информации. Основные теории информации Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Медиа и медиатехнологии в юридической работе Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Понятие и виды правовой информации Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
. Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Статистическая информации и ее значение в юриспруденции Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя Обсуждение в социальных сетях  
Исследовательская активность: виды, формы, источники информации Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.) Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях 1 неделя    
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.) Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях 1 неделя    
Информационная безопасности и защита информации Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Электронные базы данных нормативно-правовых актов и справочные-правовые системы («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.) Изучение специальной литературы и законодательства. работа в сети Интернет и социальных сетях 1 неделя    
Банки данных судебных решений и способы работы с ними Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях 1 неделя    
Как писать нормативно-правовой акт: основы юридической техники Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Как составлять юридические документы (образцы процессуальных документов и договоров) Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Как правильно работать с библиографией Изучение специальной литературы и законодательства 1 неделя    
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)    

Содержание учебного материала

Тема 1. Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология.

Тема 2. Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим.

Тема 3. Судейская этика и этика прокурорских работников.

Тема 4. Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Тема 5. Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика.

Тема 6. Понятие и виды информации. Основные теории информации

Тема7. Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации

Тема8. Медиа и медиатехнологии в юридической работе

Тема9. Понятие и виды правовой информации

Тема10. Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ

Тема11. Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ

Тема12. Статистическая информации и ее значение в юриспруденции

Тема13. Исследовательская активность: виды, формы, источники информации

Тема14 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.)

Тема15. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.)

Тема16. Информационная безопасности и защита информации

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. Для проведения лекционных занятий будут использованы следующие образовательные технологии:

· презентации

· интерактивные обсуждения проблемных ситуаций

· разбор примеров и случаев

· демонстрация видеоматериалов

· лекции-дискуссии

5.2 Для проведения практических занятий будут использованы следующие образовательные технологии:

· поиск и анализ нормативных актов

· анализ статистических баз данных

· поиск и анализ судебных решений

· практикум по освоению методов поиска, обработки и анализа информации

· работа в проектах и проектные формы обучения

· разработка проектов нормативных актов

· подготовка образцов официальных документов и договоров

· семинары с методами анализа конкретных ситуаций,

· деловые игры и круглые столы

5.3. Для организации самостоятельной работы студентов будет использована платформа социальных сетей, в специально созданном сообществе будет проводиться обсуждение актуальных для освоения курса проблем, размещение дополнительной литературы и заданий.

Интерактивные формы занятий составляют не менее 50% курса.

Наименование тем занятий с использованием активных форм обучения:

Тема занятия Вид занятия Форма / Методы интерактивного обучения Кол-во часов
Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим семинар Круглый стол
Судейская этика и этика прокурорских работников. семинар Деловая игра
Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации семинар Круглый стол
Медиа и медиатехнологии в юридической работе семинар Круглый стол
Статистическая информации и ее значение в юриспруденции семинар Решение кейсов
Итого часов

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Наши рекомендации