Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности
Направление подготовки/специальность:
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Уровень образования:
БАКАЛАВРИАТ
Форма обучения:
очная
Ростов-на-Дону
2016 год
Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки ______________________________________, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» _____________ 20_____ г. № _____
Составитель:
______________________ Мавренкова Елена Анатольевна
подпись ФИО
______________________ Разогреева Анна Михайловна
подпись ФИО
«____» _____________ 20_____ г.
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________________
«____» _____________ 20_____ г., протокол № _____
Заведующий кафедрой:
______________________ Артеменко Наталья Викторовна
подпись ФИО
«____» _____________ 20_____ г.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» связаны с формированием практических компетенций в области работы с информацией и поддержкой актуальной теоретической рамки на стыке теории медиа, юриспрудении и IT-технологий, также формирование профессиональных компетенций, позволяющих получить фундаментальную подготовку в области знаний о специфике и правовых основах профессиональной этики юриста, в области умений применять этические нормы в повседневной практической деятельности.
Задачи:
· ознакомление с этическими нормами , регламентирующими деятельность юриста на территории Российской Федерации;
· приобретение навыков нравственного анализа проблем в деятельности юриста;
· расширение представлений о справедливости, долге, чести, достоинстве;
· уяснение места стандартов антикоррупционного поведения и их соотношения с этическими нормами;
· овладение навыками применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
· в области теории – сформировать базовую рамку для анализа информационных процессов в поле юриспруденции;
· в области законодательного материала – обеспечить на выходе знание базовых актов в области регулирования обращения информации в РФ;
· в области практических навыков – предложить алгоритм поиска юридически-значимой информации, познакомить студента с основными справочно-поисковыми системами в области права, научить пользоваться интернет-ресурсами.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» относится к базовой обязательной части информационного цикла дисциплин.
2.2.Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.2.1. «Теория государства и права»
Знания: механизм государства; система права в Российской Федерации; механизм и средства правового регулирования; формы реализации права; роль государства и права в общественной жизни; организация и функционирование системы органов государства и местного самоуправления в Российской Федерации; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов; виды правонарушений и юридической ответственности.
Умения: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; применять на практике нормы различных отраслей права.
Навыки: работа с правовыми актами; анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализ правоприменительной и правоохранительной практики; разрешение правовых проблем и коллизий.
2.2.2. «Правоохранительные органы и основы ОРД»
Знания: цели, задачи, правовые основы правоохранительной деятельности; принципы организации и деятельности правоохранительных органов, состав и компетенцию их звеньев; действующее законодательство о системе правоохранительных органов; полномочия, структуру, порядок образования и деятельности правоохранительных органов.
Умения: объяснять и свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами, категориями, определяющими содержание функций и полномочий правоохранительных органов; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, их взаимодействие между собой; анализировать материалы практики организации и деятельности правоохранительных органов, работы с законодательством о правоохранительных органах и связанной с ним правоприменительной практикой.
Навыки: предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования правонарушений; защиты частной, государственной, муниципальной им иных форм собственности.
2.3Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Гражданское право РФ
Уголовное право РФ
Административное право РФ
Дисциплина «Этические и информационные основы профессиональной юридической деятельности» формирует базовые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности юриста (работа с СПС, составление документов, основы юридического документооборота), а также для научно-исследовательской деятельности (поиск и анализ первичных данных, статистической информации и научных источников).
Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь общее представление о праве, государстве, системе правоохранительных органов РФ, уметь осуществлять поиск в сети интернет и работать с полученной информацией.
Освоение данной дисциплины необходимо для изучение базовых дисциплин ООП в части поиска и анализа необходимой информации (статистических данных, судебных решений, а также иной юридически значимой информации). Данные навыки необходимы для написания курсовых и дипломных работ
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).
ОПК-1 - способность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ;
ОПК-4-способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу;
ОПК-5-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ПК-2-способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК-7-владением навыками подготовки юридических документов;
ПК-12-способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению;
ПК-13-способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-1 - способность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативно-правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ | Знания: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации; их иерархию и юридическую силу |
Умения: правильно толковать нормативные правовые акты, строить свою профессиональную деятельность на основе Конституции РФ и действующего законодательства; | |
Навыки:владеть методами принятия юридически значимых решений и выполнения юридических действий только при неукоснительном соблюдении Конституции РФ и действующего законодательства. | |
ОПЕС-4-способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу; | Знания: ценностные ориентиры будущей профессии; основу формирования профессиональной морали; важность сохранения и укрепления доверия общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества; положение профессии юриста в обществе, основные социально-психологические требования, предъявляемые к юридическому труду и личности руководителя в системе гражданско-правовых служб и правоохранительных органов; законы конкуренции на рынке юридического труда; теорию и практику профессионального риска |
Умения:применять положения профессиональной этики в юридической деятельности; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, не допуская проявлений бюрократизма и волокиты, в установленные сроки принимать по обращениям необходимые меры; применять профессионально значимые качества личности юриста в процессе управления, использовать социально-психологические закономерности профессионального общения | |
Навыки:владеть методикой различных видов профессионального общения и принятия решений в правоохранительной деятельности; методами оценки способностей к юридической деятельности по социально-психологическим качествам личности; навыками анализа текущих изменений законодательства; методами сохранения и укрепления доверие общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества; навыками использования положений профессиональной этики в юридической деятельности; владение навыками работы с обращениями граждан, учета общественного мнения в своей профессиональной деятельности и участия в организационно-правовом обеспечении использования форм непосредственной демократии в целях учета мнения населения при принятии решений государственными органами, органами | |
ОПК-5-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знания:сущность информации, основные свойства информации и закономерности развития современного информационного общества; основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; |
Умения:распознавать опасности и угрозы, возникающие в процессе работы с секретной информацией; применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; | |
Навыки: владеть навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; навыками обработки конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную тайну, в соответствии со всеми требованиями по защите информации. | |
Профессиональные компетенции (ПК) | |
ПК-2-способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знания: положения должностных инструкций основных направлений профессиональной деятельности юриста |
Умения:обосновывать и принимать в пределах должностных полномочий решения, совершать действия, связанные с реализацией правовых норм; обосновывать законность и правопорядок, осуществлять правовую пропаганду и правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. | |
Навыки:разрешения конфликтов при соблюдении соответствующих этических требований | |
ПК-7-владением навыками подготовки юридических документов; | Знания:положения действующего законодательства, основы юридической техники, правила подготовки юридических документов; |
Умения:применять правила, средства и приемы юридической техники; составлять официальные письменные документы, порождающие определенные юридические последствия, создающие определенные юридические состояния и направленные на регулирование определенных отношений; уяснять содержание документов, составленных другими лицами | |
Навыки:владеть методикой подготовки юридических документов; навыка сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности | |
ПК-12-способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению; | Знания: сущность коррупции и ее связь с другими видами преступности; знает законодательство, направленное на борьбу с коррупцией, способы выявления ее проявлений; |
Умения:организовать работу по противодействию коррупционных проявлений через блоки мероприятий, включающие меры по усилению надзора за исполнением законодательных актов, совершенствование системы государственного контроля, оптимизации методов противодействия со стороны правоохранительных органов и общественных объединений | |
Навыки: владеть методикой выявления и дачи правильных оценок коррупционного поведения, способен проводить антикоррупционную экспертизу законов и других нормативных актов, в том числе регионального характера. | |
ПК-13-способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; | Знания:правила, средства и приемы разработки, оформления и систематизации юридических документов, формальные и неформальные требования к разным видам документов Умеет: |
Умения:использовать юридическую и иную терминологию при составлении юридических и иных документов | |
Навыки:навыками подготовки юридических значимых документов; приемами оформления и систематизации профессиональной докцументации; спецификой оформления официальных и неофициальных материалов. |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов,
в том числе 5 зачетных единиц ,_______часов на экзамен (при наличии)
Форма отчетности: зачет
4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Контактная работа преподавателя с обучающимися | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | Лабораторные занятия | |||||
Модуль 1.Основы профессиональной этики юриста. | |||||||
1.1 | Тема 1. Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология. | ||||||
1.2. | Тема 2. Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим. | ||||||
1.3. | Тема 3. Судейская этика и этика прокурорских работников. | ||||||
1.4. | Тема 4. Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов. | ||||||
1.5. | Тема 5. Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика. | ||||||
Модуль 2 Технологии сбора, обработки и анализа правовой информации |
Понятие и виды информации. Основные теории информации |
Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации | |||||||
Медиа и медиатехнологии в юридической работе | |||||||
Понятие и виды правовой информации | |||||||
. Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ | |||||||
Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ | |||||||
Статистическая информации и ее значение в юриспруденции | |||||||
Исследовательская активность: виды, формы, источники информации | |||||||
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.) | |||||||
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.) | |||||||
Информационная безопасности и защита информации | |||||||
Электронные базы данных нормативно-правовых актов и справочные-правовые системы («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.) | |||||||
Банки данных судебных решений и способы работы с ними | |||||||
Как писать нормативно-правовой акт: основы юридической техники | |||||||
Как составлять юридические документы (образцы процессуальных документов и договоров) | |||||||
Как правильно работать с библиографией | |||||||
Итого часов |
План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Семестр | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | ||||
Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология. | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим. | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Судейская этика и этика прокурорских работников. | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов. | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика. | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Понятие и виды информации. Основные теории информации | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Медиа и медиатехнологии в юридической работе | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Понятие и виды правовой информации | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
. Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Статистическая информации и ее значение в юриспруденции | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | Обсуждение в социальных сетях | |||
Исследовательская активность: виды, формы, источники информации | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.) | Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях | 1 неделя | ||||
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.) | Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях | 1 неделя | ||||
Информационная безопасности и защита информации | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Электронные базы данных нормативно-правовых актов и справочные-правовые системы («Консультант-Плюс», «Гарант» и др.) | Изучение специальной литературы и законодательства. работа в сети Интернет и социальных сетях | 1 неделя | ||||
Банки данных судебных решений и способы работы с ними | Изучение специальной литературы и законодательства. Работа в сети Интернет и социальных сетях | 1 неделя | ||||
Как писать нормативно-правовой акт: основы юридической техники | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Как составлять юридические документы (образцы процессуальных документов и договоров) | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Как правильно работать с библиографией | Изучение специальной литературы и законодательства | 1 неделя | ||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Содержание учебного материала
Тема 1. Общефилософские и теоретические основы профессиональной этики. Юридическая этика и юридическая деонтология.
Тема 2. Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим.
Тема 3. Судейская этика и этика прокурорских работников.
Тема 4. Этические требования к деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Тема 5. Этические требования к деятельности лиц, занимающихся частной юридической практикой. Адвокатская и нотариальная этика.
Тема 6. Понятие и виды информации. Основные теории информации
Тема7. Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации
Тема8. Медиа и медиатехнологии в юридической работе
Тема9. Понятие и виды правовой информации
Тема10. Правовая регламентация информации и информатизаии в РФ
Тема11. Концепция электронного государства и способы ее реализации в РФ
Тема12. Статистическая информации и ее значение в юриспруденции
Тема13. Исследовательская активность: виды, формы, источники информации
Тема14 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (библиотеки, базы данных, дистанционные формы обучения и т.д.)
Тема15. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной юридической деятельности (портал государственных услуг, сайты государственных органов и т.п.)
Тема16. Информационная безопасности и защита информации
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1. Для проведения лекционных занятий будут использованы следующие образовательные технологии:
· презентации
· интерактивные обсуждения проблемных ситуаций
· разбор примеров и случаев
· демонстрация видеоматериалов
· лекции-дискуссии
5.2 Для проведения практических занятий будут использованы следующие образовательные технологии:
· поиск и анализ нормативных актов
· анализ статистических баз данных
· поиск и анализ судебных решений
· практикум по освоению методов поиска, обработки и анализа информации
· работа в проектах и проектные формы обучения
· разработка проектов нормативных актов
· подготовка образцов официальных документов и договоров
· семинары с методами анализа конкретных ситуаций,
· деловые игры и круглые столы
5.3. Для организации самостоятельной работы студентов будет использована платформа социальных сетей, в специально созданном сообществе будет проводиться обсуждение актуальных для освоения курса проблем, размещение дополнительной литературы и заданий.
Интерактивные формы занятий составляют не менее 50% курса.
Наименование тем занятий с использованием активных форм обучения:
№ | Тема занятия | Вид занятия | Форма / Методы интерактивного обучения | Кол-во часов |
Институционализация морали и нравственности и кодексы этики. Этические требования к государственным и муниципальным служащим | семинар | Круглый стол | ||
Судейская этика и этика прокурорских работников. | семинар | Деловая игра | ||
Понятие и виды коммуникации. Основные теории коммуникации | семинар | Круглый стол | ||
Медиа и медиатехнологии в юридической работе | семинар | Круглый стол | ||
Статистическая информации и ее значение в юриспруденции | семинар | Решение кейсов | ||
Итого часов |
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ