Чего начинать процесс автоматизации в библиотеке? Каким, по-вашему, должен быть первый шаг?
Я.Л.Шрайберг поясняет: «Система автоматизации библиотеки состоит, как правило, из ряда этапов, и выбор последовательности их разработки, адаптации и реализации зависит целиком от потребностей библиотеки.
Чаще всего на первом этапе начинают создавать электронный каталог. Но такая очередность – скорее общая тенденция, чем правило… Не следует бросать все усилия, чтобы сразу создавать электронный каталог или рваться в Интернет, если на поверхности лежат более нужные библиотеке и ее пользователям задачи» [2].
• Надо ли начинать автоматизировать сразу все сферы библиотечной деятельности?
Отвечает Б.И.Маршак: «Нет смысла в начале пути автоматизации, при недостатке средств и техники, стремиться охватить все сферы библиотечной автоматизации. Последовательное наращивание мощности автоматизированной системы всегда себя оправдает. Поэтому мне кажутся привлекательными те системы автоматизации библиотек, которые имеют облегченные версии и позволяют начать работать с малого за небольшие деньги» [4].
акую автоматизированную библиотечную систему приобретать?
В ответе на данный вопрос г-н Маршак лаконичен – на какую хватит денег. Тем не менее система должна отвечать ряду необходимых требований: «Функции системы складываются из переосмысленных и переложенных на автоматизированную платформу традиционных библиотечных технологий… Требования, которые предъявляются к АИБС, выставляются той библиотекой, которая ее приобретает» [5].
Б.И.Маршак обращает внимание на то, что ключевым принципом построения автоматизированной библиотечной системы является модульный. Основные модули – автоматизированные рабочие места (АРМы) – должны выполнять следующие функции:
– администрирование системы, включающее в себя функции ее настройки, модификации и поддержки;
– комплектование фонда;
– ввод данных, создание библиографического описания и каталогов;
– информационный поиск и заказ изданий;
– обслуживание читателя;
– создание Интернет/Интранет серверов и обеспечение удаленных функций поиска, заказа и каталогизации;
– обеспечение корпоративных технологий [5].
редположим, АИБС мы купим. Кто научит нас работать с системой?
Поясняет Б.И.Маршак: «Здесь можно идти по двум направлениям. Первое – сразу предложить поучиться работать с системой у производителя или его представителя. Второе – при наличии хорошей документации в печатном и электронном виде, некоторое время самим поработать с системой, а потом пойти первым путем» [5].
Прекрасно понимая, что вопросы еще далеко не исчерпаны, я не буду ставить точку. Оставим эту часть материала открытой для последующих публикаций…
Елена Иванова
внедрении новых информационных технологий в образовательную деятельность школы (конечно, при самом деятельном участии сотрудников школьной библиотеки) читайте в следующем номере нашей газеты.
Источники:
1. http://www.iis.ru
2. Шрайберг Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Междунар. конф. «Крым-98»: Труды конф. – Судак, 1998. – Т. 1. – С. 107.
3. Карауш А.С. Модели построения и функционирования корпоративной информационной сети муниципальных библиотек //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-я Междунар. конф. «Крым-2002»: Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 2. – С. 913.
4. Маршак Б.И. Универсальный подход к автоматизации библиотек //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 5-я Междунар. конф. «Крым-98»: Труды конф. – Судак, 1998. – Т. 1. – С. 133.
5. Маршак Б.И. Современные проблемы разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем: системный подход и оценка программного окружения //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 9-я Междунар. конф. «Крым-2002»: Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 1. – С. 69–70.