Сочетание дистанционного и очного этапов
Образовательного процесса
Модель образовательного процесса в ИОДО ЮУрГУ предусматривает интеграцию дистанционного и очного этапов организации учебного процесса, при условии четкого распределения функций учебной работы на каждом из этих этапов.
На рисунке 3 представлена схема организации учебного процесса в ИОДОЮУрГУ на дистанционном и очном этапах с учетом способов взаимодействия преподавателей и студентов.
Очные формы учебной работы (в рамках установочных и экзаменационных сессий) предусматривают в зависимости от специфики учебного предмета [5]:
• проведение обобщающих лекций по целым разделам для студентов, изучающих материал дистанционно;
• организацию семинаров по сложным проблемам;
• выполнение лабораторных работ со сложным оборудованием, которые не могут проводиться в дистанционной форме;
• защиту курсовых проектов, государственных экзаменов и дипломных работ;
• проведение контрольных, проверочных работ, тестирование,
квалификационные экзамены.
Дистанционные формы учебной работы с учетом специфики предметной области предусматривает [51:
• лекционный цикл для студентов;
Дистанционный этап
|
Рис. 3. Дистанционный и очный этапы организации учебного процесса в ИОДО ЮУрГУ
• самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность студентов (в том числе с ресурсами Интернета);
• групповую деятельность студентов при необходимости (обмен информацией, распределение или совместное выполнение заданий, главным образом творческого характера в случае коллективной работы, дискуссии и пр.);
• лабораторные, практические, разного рода творческие работы, предусмотренные учебной дисциплиной;
• телеконференции on-line и off-line;
• консультации преподавателя;
• промежуточное тестирование.
•руководство телекоммуникационными учебными проектами.
Цель дистанционного этапа организации учебного процесса — «связать» студента и преподавателя «прочной нитью» обратной связи на всех этапах обучения, компенсировать дефицит очного непосредственного взаимодействия участников образовательного процесса.
Немаловажным является также следующий момент - самостоятельная учебная работа студентов на дистанционном этапе организации учебного процесса планируется и осуществляется таким образом, что студент вовлекается в активную познавательную деятельность не только в периоды сессий, но и равномерно в течение всего семестра. При этом преподаватель с помощью средств ТКТ получает возможность проводить промежуточный контроль результатов учебной деятельности обучаемых, в случае необходимости консультировать студентов, своевременно решать возникающие проблемы, одним словом - постоянно «держать руку на пульсе» всей учебной группы.