Малхут не оставляет решимо
6) Но свет малхут, после того как выходит, не оставляет решимо в своем кли (6) , потому как нет ниже нее никакой сфиры, что получала бы от нее. И хотя впоследствии будут находиться под ней остальные миры, получающие от нее, он (свет) совершенно иного рода, и нет у нее с ними слияния (7) , подобно слиянию, существующему с 10 сфирот каждого из миров.
- Ор пними -
6. Это свет нэкева, которая получает для себя, а не отдает, и потому ее 10 сфирот заканчивают ступень, т.к. свет нэкева – О”Х. Поэтому не оставляет решимо – ведь решимо это не что иное, как остатки от распространения прямого света (О”Я), оставшегося там, как уже говорилось у Ари. И также не прекращается здесь высший свет, потому что нижнему необходим высший, но высший не нуждается в нижнем.
7. Потому что приходят они в виде обновленной формы авиют, поэтому не находится она в слиянии с ними. Ведь слияние означает подобие свойств, а разделение – различие свойств, как известно.
Все сфирот оставляют решимот вместо себя после своего выхода, кроме малхут
Получается, что все эти сфирот оставляют вместо себя решимо в своих келим, когда желают выйти и подняться, но свет малхут не оставляет решимо в своем кли. Только от решимо, что оставил свет есод в его кли, оттуда приходит свечение к кли малхут после исхода ее света.
Из-за того что малхут не оставляет решимо, зовется она «бедной», потому как нет у нее ничего своего
8) А вот иная причина, по которой малхут называется «бедной, не имеющей ничего своего», или же зовется «зеркало, которое не светит» (8) . Кли малхут, во время ее (малхут) поднятия, когда вышел из него свет, нет в нем никакого свечения, т.к. не остался в нем никакой свет, даже в виде решимо. И даже оживляется это кли не от своего света, а всего-навсего от решимо, что осталось в кли есод. Оттуда оживляет и светит в кли малхут. И об этом сказано: «Нет у нее своего ничего».
- Ор пними -
8. Ари уже писал о том, почему о малхут говорится, что «нет у нее свечения». Это потому, что в итпаштут бэт продолжились 10 сфирот только на уровне ступени хохма, а свет кэтэр остался сокрытым в пэ. Получается, таким образом, что свет хохма приходит в кли дэ-кэтэр, а свет бина – в кли дэ-хохма, свет З”А – в кли дэ-бина и свет малхут – в кли дэ-З”А. Кли малхут, соответственно, остается без света. Поэтому зовется «зеркалом, которое не светит». Здесь Ари добавляет еще одну причину: потому что малхут не оставила после себя решимо в итпаштут алеф.
Возникает вопрос: если в результате итпаштут бэт скрылся свет кэтэр, то должен был, казалось бы, оставить там кли кэтэр без света. Почему же приводит это к смене светов: пусть бы свет хохма вошел в кли кэтэр и оставался бы там, а кли малхут при этом была бы пустой. Это происходит потому, что света, в соответствии со своей природой, облачаются только в наиболее светлые келим парцуфа. И если есть там только свет нэфеш, то облачается он только в самое высокое кли – кли кэтэр. Девять нижних (келим) при этом остаются без света.
2 вида света остаются в кли после исторжения: 1) О”Х, который является «дин»; 2) решимот, т.е. прямой свет (О”Я) и рахамим
9) С помощью двух этих введений мы выяснили, каким образом келим сфирот, хотя происходит возвращение их светов и исхода к Творцу, при всем том есть в них 2 вида света (9) : 1) называется «отраженным светом» (О”Х) – и это «дин»; 2) свет, оставшийся в кли, называется «решимо» – это «прямой свет» (О”Я), и он – «рахамим», оставшийся там от свойств светов, которые вышли сверху вниз как прямой свет.
- Ор пними -
9. Первое распространение – итпаштут алеф, которое происходит с помощью расширения малхут от нее и далее в 10 сфирот до малхут дэ-гуф, когда распространяется она сверху вниз, в качестве итлабшут – облачение, это распространение называется «прямой свет (О”Я) рахамим». Так же и все решимот, что остались от этих 10 сфирот после того, как удалился этот свет, они также «прямой свет рахамим», только в виде небольшого свечения, которое и называется «решимо». Однако все те уровни, выходящие от зивугим дэ-акаа по пути подъема малхут и утоньшения, высветления ее от ступени к ступени снизу вверх, пока не исчез весь свет, все эти уровни ступеней называются «отраженный свет (О”Х) дин», будучи уровнями, которые уменьшаются и уходят, до полного исчезновения.
Более плотный свет, что не удаляется, становится кли, в котором остаются О”Х и решимот
10) Таким образом, в этом мире Акудим, хотя и не закончилась еще в то время работа над келим, при всем том их свойства и действительность, из которых произошли, – плотный свет, соединенный с более тонким, – это уже было там. И по возвращении тонкого света вверх плотный свет остался внизу, став свойством самих келим (10) . И там, в этом плотном свете (20) , что являет собой состояние кли, там оставили тонкие света два вышеназванных качества: 1) прямой свет, решимо; 2) отраженный свет.
- Ор пними -
10. Когда свет распространяется от малхут дэ-рош вниз – в гуф, свет этот включает в себя О”Я и О”Х в том виде, как одеваются они один на другой в рош. Прямой свет при этом называется «ор зах – тонкий свет», а отраженный свет – «ор ав – плотный свет», потому что он происходит от силы авиют и цимцум, заключенные в экране малхут рош. И хотя вверху в рош авиют никак не проявляется, потому что рош поднимает и одевает 9 первых сфирот, что от экрана и вверх, а сила авиют совершенно никак не может действовать выше того места, где она раскрылась и проявляется. Однако позже, когда отраженный свет распространяется, опускаясь вместе с прямым светом в нем, от малхут рош и вниз, конечно же авиют экрана уже правит в нем. Но это совершенно не определяется как нечто более худшее, ведь в авиют заключается все его величие, без него не было бы в парцуфе никакого света. И лишь в конечном итоге, после того как удалился свет из парцуфа, а авиют освободилась от прямого света, что был в нее облачен, тогда раскрылось свойство той авиют как тяжелое и низкое в сравнении с прямым светом.
Ари пишет: «...а он остался внизу», – после того как опустел тонкий свет от плотного света – «ор зах» от «ор ав», – т.е. после того как О”Я удалился и был отделен от О”Х, который одевался на него, остался плотный свет – ор ав, внизу. Раскрылась, таким образом, ущербность О”Х по отношению к О”Я. Как сказано, что этот ор ав – плотный свет, оставшийся внизу после возвращения вверх ор зах – тонкого света, «стал свойством самих келим. Это значит, что тот О”Х, который освободился от О”Я после его первого распространения, итпаштут алеф, он является материалом келим этого парцуфа, который называется парцуфом первого распространения Адама Кадмон – «итпаштут алеф дэ-А”К». Или парцуф Гальгальта дэ-А”К. А внутрь него оделись решимо и ницуцин от О”Х а-ёред (опускающийся отраженный свет). Эти решимо и ницуцин, относящиеся к О”Х, превратились, получив исправление, в келим для последующего парцуфа, который называется «итпаштут бэт» или А”Б.
20. Это отраженный свет, оставшийся после удаления из него О”Я. Однако необходимо хорошо разобраться в вопросе подъема светов, о котором мы говорили, и точно понять, что поднялось, что получило утоньшение, а что осталось внизу, обратившись в келим. Как известно, масах означает «силу сопротивления высшему свету, чтобы не распространился (свет) внутрь 4 свойств авиют, существующих в бхине далет – малхут».
По вопросу подъема малхут к З”А Ари пишет, что только ее масах и О”Х являются причиной того, что оба они зовутся в записях Ари по имени «свет малхут» и называются именем «свет», потому что иного света нет в малхут со времени Цимцума и далее. Но кли самой малхут не может подняться к З”А, ведь подъем означает утоньшение, высветление – «издахехут». А это может происходить только в масахе, но никак не в келим, потому что сами келим совершенно никак не могут стать тоньше, чище. Та же величина авиют, присущая келим в каждом парцуфе, остается постоянной и существует вечно, пока не получит соответствующее им исправление.
Утоньшение экрана с бхины далет (4) до бхины гимэл (3) означает, что из-за битуш внутреннего и окружающего светов в масах – О”П и О”М, скрывается и исчезает из него последнее из свойств авиют, включенное в его силу сопротивления. Таким образом, теперь масах отталкивает высший свет от его облачения в бхину гимэл (3) той авиют, которая осталась в нем, т.к. бхина далет, что в далет, больше не включена в него. Поэтому теперь отталкивает и возвращает высший свет только от 3 свойств авиют, которые остались включенными в нем от бхины далет. И этот О”Х, отраженный от 3 этих бхинот, достаточен для одевания О”Я только до хохмы, не доходя в своем облачении до кэтэр. И потому само собой разумеется, что из парцуфа исчезает свет кэтэр, потому что не распространяется свет в парцуф без (соответствующего ему) облачения и кли.
Выясняется, таким образом, что подъем и высветление относятся к масаху, а не к келим. А келим, оставшиеся на своих местах после исчезновения прямого света, который Ари называет «ор ав» – плотный, более грубый свет, – это 4 свойства авиют, включенные в тот же О”Х, уже участвовавший в облачении, когда происходило одеяние 10 сфирот дэ-гуф, опустевших сейчас от своих светов.
Глава 3
Выясняет 4 вида светов: таамим, некудот, тагин и отиёт. 1. Первое распространение от пэ до табур – это таамим. 2. Ступени, выходящие во время исторжения, называются некудот. 3. Решимот называются тагин. 4. Свет, рождающийся из ударения решимот и О”Х а-ёред друг в друга, называется отиёт. В ней 13 пунктов:
1. Когда поднимается есод, оставляет он решимо в месте, где находился, чтобы светить малхут. 2. Решимо – это то, что осталось от света акудим – первого, протянувшегося сверху вниз в виде ёшер (прямой), рахамим. 3. Первое распространение акудим – итпаштут ришона – светило сверху вниз к получающим (его). Ступени, которые родились в процессе исторжения, светили снизу вверх. 4. При подъеме кэтэр к Творцу светил он обратной своей стороной к созданиям. 5. Света, относящиеся к паним, – это рахамим, а ахораим – это диним и называются О”Х. 6. Хохма получает от 1 обратной стороны, бина – от 2 и малхут – от 9 ахораим (обратных сторон). 7. Еще существуют изменения в зависимости от качества сфиры. Так, тифэрэт получает от ахораим гвуры, а это тяжелые ахораим. 8. Каковы изменения в свойствах сфирот, таким будет и проводимый свет: дин слабый, средний или сильный. 9. 3 Вида света: а) первое распространение акудим от пэ до табура; б) решимот, оставшиеся от этого первого распространения, от рахамим; в) уровни О”Х, исходящие от источника во время удаления светов, и он – дин. 10. От битуш света решимот и О”Х друг в друга рождается четвертый вид света, который называется «ницуцот». 11. Первое распространение акудим называется «таамим». Уровни О”Х называются «некудот». Решимот называются «тагин», и ницуцот называются «отиёт». 12. Ницуцот, которые называются отиёт, – это келим и называются «гуф». 13. Ницуцот только смешались с келим и похожи на РаПа”Х ницуцин, что остались в разбившихся келим дэ-Некудим.