Обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. 3 страница
--------------------------------
<11> См.: Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая литература, 1974. С. 11.
<12> См.: Беляев В.П. К вопросу оптимизации контрольной деятельности // Законодательство. 2006. N 6.
Исходя из анализа полномочий федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в комментируемой статье, а также принципов самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий и самостоятельности осуществления своих полномочий органами местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), следует сделать вывод, что федеральным органам исполнительной власти, перечисленным в комментируемой статье, в сфере теплоснабжения по отношению к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поселений, городских округов присущи лишь надзорные полномочия, поскольку последние не находятся в непосредственном подчинении у федеральных органов власти, не подведомственны им, а федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, не вправе вмешиваться непосредственно в оперативно-хозяйственную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, применять к ним меры ответственности.
В случае выявления нарушений требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять функции по привлечению виновных к ответственности в порядке, установленном действующим административным или процессуальным законодательством.
10. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ комментируемая статья была дополнена частью 6, согласно которой Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в случаях и в порядке, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, устанавливает предельные (минимальные или максимальные) индексы роста цен (тарифов), учитываемые при переходе к государственному регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования).
Данные предельные (минимальные или максимальные) индексы применяются в отношении цен (тарифов), рассчитываемых на каждый год долгосрочного периода регулирования в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, при переходе к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования). Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075.
Предельные индексы на второй долгосрочный период регулирования и последующие долгосрочные периоды регулирования определяются с учетом обеспечения возврата и доходности капитала, инвестированного в течение предыдущего долгосрочного периода регулирования или предыдущих долгосрочных периодов регулирования в соответствии с принятыми органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления поселения или городского округа решениями об установлении тарифов или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении") до 31 декабря 2017 года вводится режим, при котором теплоснабжающим организациям дается право предоставлять потребителям тепловой энергии скидки по отношению к установленному тарифу. Начиная с 1 января 2018 года регулирование данных тарифов отменяется полностью, за исключением тарифов для потребителей, приобретающих тепловую энергию, произведенную на источнике с установленной мощностью до 10 Гкал/ч, или потребляющих менее 50 тыс. Гкал в год. Для таких потребителей дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства РФ.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ является одним из этапов реализации распоряжения Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1949-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии".
План мероприятий "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии" направлен на принципиальное изменение подхода к системе отношений и модели ценообразования в сфере теплоснабжения, создающее экономические стимулы для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения. В результате выполнения "дорожной карты" планируется:
- отмена регулирования цен на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, цен на теплоноситель в виде пара и цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии;
- внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации (метод "альтернативной котельной");
- повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации путем предоставления более значительных полномочий и закрепления ответственности за ней в отрасли;
- усиление надежности и качества теплоснабжения;
- повышение эффективности отрасли теплоснабжения в части учета, ресурсосбережения, платежной дисциплины и др.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения
Комментарий к статье 5
1. В продолжение предыдущей статьи комментируемый Закон посвящает данную статью полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основным моментом первой части, на который стоит обратить внимание, является указание на то, что иные федеральные законы могут также устанавливать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования и контроля сферы теплоснабжения. Очевидно, что речь в статье 5 комментируемого Закона идет об исполнительных органах, в частности об органах тарифного регулирования.
2. Список полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации перечислен в ч. 2 комментируемой статьи. Следует отметить, что перечень этот не является исчерпывающим, и исходя из части первой можно сделать вывод, что дополнительно полномочия могут устанавливаться иными федеральными законами:
1) полномочия в области регулирования тарифов (цен). Указывая на существование таких полномочий, комментируемый Закон отсылает нас к ч. 3 ст. 7. Прежде всего, необходимо выяснить, какие именно тарифы могут устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
- предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
- предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
- плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Порядок установления тарифов определен ст. 10 комментируемого Закона. Помимо непосредственно установления тарифов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за их применением. Для этого указанным органам предоставлено право проводить проверки предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в части применения тарифов. Кроме того, одновременно с установлением тарифов органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе их отменять;
2) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Напомним, что к технологическим потерям можно отнести потери при производстве и транспортировке тепловой энергии, которые вызваны физическими свойствами последней (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ). Комментируемый Закон неоднократно подчеркивает разницу между регулированием процесса теплоснабжения в городах, численность которых превышает пятьсот тысяч человек, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, и городах с меньшей численностью населения.
Применительно к вопросу об утверждении технологических потерь такое разделение представляется целесообразным, т.к. технологические потери в крупных городах имеют больший объем и свою специфику, которая обусловлена, во-первых, протяженностью сетей, и во-вторых, подключением большого количества абонентских установок без промежуточных узлов управления, что приводит к тому, что по сетям проходит большее количество теплоносителя, в-третьих, при подключении большого количества абонентских установок с разным качеством подача теплоносителя зависит от наиболее низкого уровня качества последних.
Полномочия по утверждению нормативов технологических потерь в городах федерального значения и городах, численность которых превышает пятьсот тысяч человек, отнесены ч. 2 ст. 4 комментируемого Закона к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям. Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки. Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии разрабатываются по следующим показателям:
- потери и затраты теплоносителей (пар, конденсат, вода);
- потери тепловой энергии в тепловых сетях теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов и с потерями и затратами теплоносителей (пар, конденсат, вода);
- затраты электрической энергии на передачу тепловой энергии;
3) утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением комбинированной выработки с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2008 г. N 323.
Нормативы удельных расходов топлива определяются для каждой тепловой электростанции (ТЭС) и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы). Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации. Под нормативом удельных расходов топлива (НУР) понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час, килограммах условного топлива на одну гигакалорию с дифференциацией по месяцам.
В соответствии с положениями комментируемой статьи в субъектах РФ нормативы устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Так, например, Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2013 г. N 24-нп были утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии ОАО "Советские коммунальные системы" г. Советский на 2014 год.
Нормативы удельного расхода топлива устанавливаются региональными энергетическими комиссиями. Порядок определения и установления такого расхода включает в себя:
- контрольно-аналитические мероприятия, которые заключаются в сборе и анализе данных по расходу топлива за определенный период времени;
- получение экспертного заключения о соответствии указанных выше данных потенциальным возможностям системы;
- рассмотрение контрольно-аналитической информации, экспертного заключения на заседании региональной энергетической комиссии;
- издание приказа об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Напомним, что к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены полномочия по установлению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, кроме источников тепловой энергии, работающих в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более. В отношении источников тепловой энергии, работающих в режиме комбинированной выработки с мощностью производства более 25 мегаватт, полномочиями по утверждению нормативов удельного расхода топлива наделены федеральные органы исполнительной власти;
4) утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации комментируемым Законом отнесены полномочия по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии. Прежде всего, это означает, что такие запасы должны быть. Поскольку комментируемым Законом предусмотрено обязательно наличие запасов топлива на источниках тепловой энергии, должна быть предусмотрена и ответственность за нарушение данного требования. Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей" внес дополнения в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ в виде ст. 46.1, которая названа "Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций".
Данная статья устанавливает, что собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.
На тепловых электростанциях, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, запасы топлива создаются в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства. Собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ и осуществляющих электроснабжение и (или) теплоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, вправе создавать и использовать запасы иных видов топлива с учетом проектной документации на строительство, реконструкцию тепловой электростанции.
В случае невозможности использования в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию тепловой электростанции иного вида топлива собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ, обязаны обеспечить наличие иного источника электроснабжения и (или) теплоснабжения в объеме, необходимом для потребления объектами жилищно-коммунального хозяйства.
Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно Федеральным законом от 26 июля 2010 г. N 189-ФЗ были внесены изменения в КоАП РФ. Так, ст. 9.17 устанавливает, что нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
При этом согласно ст. 9.17 КоАП РФ под стоимостью предмета административного правонарушения для целей настоящей статьи понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива на тепловой электростанции. Указанная стоимость топлива определяется исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию. В случае если указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию, цена топлива устанавливается исходя из рыночной цены данного вида топлива, определяемой в соответствии с официальными источниками информации о рыночных ценах и (или) биржевых котировках.
Порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 22 августа 2013 г. N 469;
5) утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Под инвестиционными программами действующее законодательство понимает программу финансирования мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и строительству источников тепловой энергии.
Инвестиционные программы разрабатываются организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем (системы) коммунальной инфраструктуры муниципального образования, используемых (используемой) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 10 октября 2007 г. N 99 были разработаны Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. В соответствии с п. 9 указанных Методических рекомендаций в инвестиционную программу рекомендуется включать:
- цели и задачи инвестиционной программы;
- анализ существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (в случае отсутствия программы комплексного развития);
- план технических мероприятий, направленных на возведение производственных или имущественных элементов систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и мероприятий, направленных на улучшение технических и экономических характеристик (мощность, производительность, надежность, долговечность, экономичность, ремонтопригодность, условия обслуживания и безопасности и иные характеристики) систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, путем внесения частичных изменений и усовершенствований в их схемы и конструкции, а для сетей - изменение способа прокладки (мероприятия по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов);
- объем финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы;
- план финансирования инвестиционной программы с указанием источников ее финансирования;
- иные сведения.
Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 410.
В соответствии с данными Правилами инвестиционная программа должна содержать плановые значения следующих показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (в зависимости от состава мероприятий):
- удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя;
- удельный расход условного топлива на выработку единицы тепловой энергии и (или) теплоносителя;
- объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей;
- процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации инвестиционной программы (процентов);
- потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (Гкал в год и процентов от полезного отпуска тепловой энергии);
- потери теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (тонн в год для воды и куб. м в год для пара);
- показатели экологической эффективности систем централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;
- показатели надежности объектов системы централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с правилами определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, правилами расчета их фактических значений, а также правилами определения достижения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утверждаемыми Правительством РФ;
6) определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения. Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.
Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения, что обосновывается в схеме теплоснабжения. Прежде всего, отметим, что надежность теплоснабжения подразумевает такое состояние системы, при котором качественные характеристики будут находиться в равновесии с характеристиками безопасности. Обеспечению надежности теплоснабжения посвящена глава 5 комментируемого Закона. В качестве мер, непосредственно поименованных в нем, предлагаются проверка готовности к отопительному периоду, вывод источников тепловой энергии в ремонт из эксплуатации. Помимо этого, можно указать на иные мероприятия, способствующие безопасному производству и передаче тепловой энергии:
- уменьшение нагрузки на тепловые сети путем прокладки новых сетей;
- преобразование подземных сетей в надземные в проблемных случаях, исходя из того, что срок службы надземных сетей несколько больше;
- ограничение срока службы трубопровода, которое заключается в перекладывании проблемных участков сетей, ранее подверженных местному ремонту, затоплениям, с выявленными коррозионными дефектами поверхности.
Система мер должна быть определена и закреплена в надлежащей форме органами государственной власти субъектов Российской Федерации, она должна также соответствовать правилам организации теплоснабжения. В связи с тем, что в настоящее время правила организации теплоснабжения во исполнение требований комментируемого Закона Правительством РФ не приняты, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не ограничены в своей деятельности по определению системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения;
7) составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации.
Топливно-энергетический баланс отражает объем потребления и производства энергетических ресурсов, это показатели, характеризующие объем, территориальное размещение и структуру добычи, производства, распределения и использования топлива. Очевидно, что необходимость составления такого баланса вызвана необходимостью прогнозирования возможных проблем, вызванных переизбытком или нехваткой теплоэнергии и планированием предполагаемых путей решения возможных проблем. О необходимости планирования и подготовки топливно-энергетического баланса говорится и в Государственной программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р). Более того, в зависимость от наличия такого баланса поставлена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ по энергосбережению.
Как правило, топливно-энергетический баланс содержит в себе сведения о трех категориях:
- ресурсы (добыча, ввоз-вывоз, запасы);
- изменение ресурсов (возможность их преобразования из одного в другой, а также необходимость такого преобразования);
- потребление (конечное потребление в различных сферах деятельности, а также результаты такого потребления).
Правительством РФ были утверждены Правила согласования цен (тарифов) в области теплоснабжения в том случае, если источник тепловой энергии и теплопотребляющая установка расположены в разных субъектах Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. N 706 "Об утверждении правил согласования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), если теплопотребляющая установка и источник тепловой энергии расположены в разных субъектах Российской Федерации").
Наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области регулирования тарифов на теплоснабжение, законодатель предполагал возможность установления различных тарифов, в пределах их максимальных и минимальных величин, в разных субъектах Российской Федерации. Именно это и вызвало необходимость издания отдельного акта, который бы урегулировал вопросы, возникающие в связи с нахождение источника тепловой энергии и теплопотребляющей установки в разных субъектах Российской Федерации, что вполне возможно, учитывая протяженность сетей и территорию страны. Несмотря на подведомственность установления тарифов в области теплоснабжения субъектам Российской Федерации, в описанных выше случаях согласование производится Федеральной службой по тарифам на основании обращения органа регулирования.