Целью деятельности фирмы является максимизация прибыли.
Прибыль ( ) – это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (ТС) фирмы: Pr = TR – ТС.
Как совокупный доход, так и совокупные издержки фирмы есть функция выпуска Q. Поскольку рыночная цена не доподконтрольна конкурентной фирме, ее основная задача состоит в определении оптимального объема выпуска, при котором она может максимизировать прибыль.
Равновесный выпуск есть объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна.
Существует два метода определения оптимального объема выпуска, при котором конкурентная фирма будет максимизировать прибыль:
1) метод сопоставления совокупного дохода и совокупных издержек (TR и ТС);
2) метод сопоставления предельного дохода и предельных издержек (MR и МС).
При использовании второго метода определяются и сравниваются две величины: предельный доход (MR) и предельные издержки (МС).
Пока предельный доход превышает предельные издержки (MR > МС), фирме следует расширять производство, так как, увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска (а не только на предельную единицу). Но как только предельные издержки превысят предельный доход (MR < MC), фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.
Таким образом, конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14):
MR = MC.
Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.
Так как для рынка совершенной конкуренции MR = P, то данное равенство примет вид:
MR = P = МС.
Рис. 14. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы
Определив равновесный выпуск, можно подсчитать размер прибыли, который конкурентная фирма может получать исходя из размера своих средних издержек. Для этого необходимо сравнить цену товара (Р) со средними издержками (AC).
Фирма получает прибыль в том случае, когда доход на единицу продукции, т. е. AR, превосходит издержки на единицу продукции, т. е. АС. Но поскольку AR = P, то это равносильно утверждению, что фирма всякий раз получает экономическую прибыль, когда рыночная цена товара превосходит средние суммарные издержки, т. е. Р > АС.
В краткосрочном периоде все фирмы окажутся разделенными на четыре группы:
– фирмы, получающие положительную экономическую прибыль;
– фирмы, получающие нормальную прибыль (нулевую экономичес-кую прибыль);
– фирмы, минимизирующие убытки;
– фирмы, прекращающие производство.
Кривая предложения фирмыв краткосрочном периоде – это выражение связи между рыночной ценой и объемами предлагаемого товара (рис. 15).
Рис. 15. Кривая предложения конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде
При цене Р1 и объеме выпуска Q1 фирма получает экономическую прибыль, так как Р1 > АТС. При цене Р2 и объеме выпуска Q2 фирма получает нормальную прибыль(возмещаются все затраты), так как Р2 АТС. Точку Е2 называют точкой безубыточности. При цене Р3 и объеме выпуска Q3 фирма минимизирует свои убытки, так как АТС > Р3 > AVC. При цене Р4 и объеме выпуска Q4 фирма несетубытки, равные ее постоянным издержкам, так как Р4 > AVC. Фирме безразлично – производить продукцию или закрытья. Точку Е4 называют точкой закрытия. При цене Р5 и объеме выпуска Q5 фирма не будет производить, так как Р4 =
min AVC.
Поскольку при цене Р1, Р2, Р3, Р4, фирма будет осуществлять выпуск продукции, а при цене Р5 предпочтет закрытие, то можно сделать следующий вывод: Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки min AVC.
Поскольку количество фирм в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции неизменно (по определению краткосрочного периода), то для каждой из них можно аналогичным образом построить кривые предложения. Тогда кривую предложения отрасли можно получить, просуммировав по горизонтали индивидуальные кривые предложения фирмы.