Установить электронные фильтры, предусмотренные программой-браузером для работы с Интернетом;
7) не сообщать адрес своей электронной почты всем подряд, делая исключение лишь для тех, кто состоит с вами в постоянных деловых отношениях (при этом вам отнюдь не запрещается иметь для обмена информацией несколько-«почтовых ящиков», один из которых должен быть предназначен для приема и отправки исключительно деловой корреспонденции).
3. Содержать в порядке книгу электронных адресов ваших респондентов. Это обстоятельство приобретает особое значение, если вам вдруг необходимо осуществить циркулярную рассылку какой-либо деловой информации. Впрочем, будет лучше, если ваша книга электронных адресов будет содержаться в порядке постоянно, а не от случая к случаю — например, сокращая (при наличии веских на то оснований) число записей, вы одновременно минимизируете опасность для «бывших» абонентов» на случай очередной масштабной вирусной атаки.
Для этого следует: 1) своевременно удалять из нее сведения об абонентах, переставших по тем или иным причинам поддерживать с вами постоянные контакты по электронной почте; 2) внося в адресную книгу новую запись, тщательно проверять написание адреса e-mail; 3) избегать выбора сходных по написанию сокращенных обозначений фамилии и имени для «быстрого» вызова того или иного абонента во избежание ошибок при адресации сообщений e-mail
4. Создать комфортные условия для общения посредством электронной почты для всех его участников, для этого необходимо:
1) избегать спешки в процессе подготовки сообщений e-mail, причем в особенности это касается написания адресных сведений, обращений к респондентам (путаница и опечатки в написании имен и отчеств ваших партнеров просто недопустимы!), а также формулировки темы электронного письма;
2) при передаче оперативной информации оставлять адресату достаточно времени для ответа;
3) при передаче информации, обладающей в силу тех или иных обстоятельств особой значимостью, запрашивать у адресата (в одной из последних строк электронного письма) подтверждение о получении.
5. Не злоупотреблять возможностями электронной почты. Не все партнеры имеют возможность для онлайнового интернет-общения — большинство предпочитает просматривать электронную деловую корреспонденцию два-три раза в день, приберегая ответы на конец дня. Со своей стороны, не оставляйте без должного внимания ни одно электронное письмо, отправленное вам человеком, взаимоотношениями с которым вы дорожите. Вот заключительные рекомендации:
- избегать пространных электронных писем — это оперативный вид деловой коммуникации, и потому включайте в бланк сообщения e-mail ровно столько информации, сколько ее на самом деле необходимо для понимания существа излагаемого в письме вопроса;
- приложенным файлом высылать лишь ту информацию, которую иным образом при помощи электронной почты передать не представляется возможным, при этом всегда находите возможность для минимизации объема вложения, используя для этого, например, программы-архиваторы;
- не располагая в момент получения входящего электронного письма достаточным временем для подготовки ответа, сразу же подтверждать получение, одновременно указывая и предполагаемое время ответа по существу.
Ранее мы упоминали о необходимости соблюдения этики в процессе электронной деловой переписки. Ниже читатели найдут сведения об основных этических правилах ее ведения.*
В заключение заметим, что в свете изложенных выше правил специфика функционального назначения сообщений e-mail допускает (наряду с традиционными словарными единицами) использование в их тексте некоторых англоязычных сокращений, предназначенных для обозначения наиболее распространенных словосочетаний и идиоматических выражений и позволяющих при определенных обстоя-