Понятие иннов предпринимательства. Иннов деят-ть в странах Зап Европы
Иннов предпринимательство – общественный технико-экономический процесс, направленный на создание лучших по своим свойствам товаров, услуг, технологий путем практического использования нововведений.
Т.о. задача предпринимателя-новатора – реформировать и революционировать способ произ-ва путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использования новых технологических возможностей для произв-ва принципиально новых товаров или произ-ва старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
В экон литературе выделяют три основных вида иннов предпринимательства:
· Инновация продукции - процесс обновления сбытового потенциала п/п, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
· Инновация технологии - процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные инф-ные системы.
· Социальные инновации - общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы п/п. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал п/п на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам п/п перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа орг-ии иннов процесса в фирме можно выделить три модели иннов предпринимательства:
1) иннов предпринимательство на основе внутр орг-ии, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по иннов проекту;
2) иннов предпринимательство на основе внеш орг-ии при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними орг-ми;
3) иннов предпринимательство на основе внеш орг-ии при помощи венчуров, когда фирма для реализации иннов проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнит сторонние средства.
Иннов политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть гос средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% гос дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация фин ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в др отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
Одной из главных особенностей западноевропейской научнотех-нической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало гос регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межъевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях.
К основным направлениям иннов политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
• Поощрение малого наукоемкого бизнеса;
• Единое антимонопольное законодательство;
• Приобретение новейшей техники;
• Система ускоренной амортизации оборудования;
• Льготное налогообложение НИОКР;
• Прямое финансирование п/п, осуществляющих иннов проекты в области новейших технологий;
• Кооперация университетской науки и п/п, производящих наукоемкую продукцию.