Организация облуживания основного производства
Вспомогательное и обслуживающее производство на ОАО «Знамя Индустриализации» оказывает услуги основному производству по ремонту оборудования, обеспечивает предприятие всеми видами энергии, а также осуществляет ремонтно-строительные работы.
Организацией ремонта оборудования занимается отдел главного механика. В состав службы входит ведущий инженер и ремонтно- механический цех. Эта служба подчиняется главному механику. Отдел занимается разработкой нормативов капитального и текущего ремонта. Он обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию оборудования, осмотры, испытания и профилактический ремонт оборудования. Отдел проводит замену оборудования на более производительное, ликвидирует неиспользуемое оборудование. Здесь проводят изучение условий работы оборудования, отдельных узлов и деталей и осуществляют мероприятия по предупреждению неплановых остановок оборудования, продлению сроков службы узлов и деталей, межремонтных периодов, улучшению сохранности оборудования, повышению его надёжности в эксплуатации.
Капитальный ремонт на фабрике производится с периодичностью в 5 лет, а средний ремонт в каждом пошивочном цехе – через 6 месяцев. Нормативы на ремонт машин разрабатываются концерном. Для каждого класса машин используется своя категория сложности, и она учитывается при ремонте.
Служба главного механика (СГМ) ведет свою работу на основании стандарта «Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования» (СТП ЗИ-Д-7.5.1-02-2004).
Цель СГМ: обеспечить безотказную работу оборудования с минимальными потерями в производстве и минимальными затратами.
Энергетическое хозяйство занимается обеспечением фабрики всеми видами энергетических ресурсов (водой, газом, теплом, электроэнергией). Также в его обязанности входит поддержание в рабочем состоянии пожарной сигнализации, телефонов, радиосвязи. Отдел обеспечивает технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства всеми видами энергии. Им заключаются договоры со сторонними организациями на снабжение предприятия энергией. Осуществляется контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, инструкций по эксплуатации энергоустановок и использованию электрооборудования и сетей. Отдел главного энергетика отвечает за внедрение более экономичных, безопасных и надёжных энергоустановок. Предприятию на год отводится лимит по потреблению электроэнергии и газа. В связи с этим разрабатываются удельные нормы расходования топливно-энергетических ресурсов. Удельная норма - расход ресурса на единицу продукции. На основе норм лимиты доводятся всем цехам в зависимости от мощностей. На предприятии ведется поцеховой учет электроэнергии. Каждый цех имеет свою подстанцию.
Начальники цехов несут ответственность за соблюдение норм расхода. Энергетическое хозяйство предприятия состоит из паросилового хозяйства и электроцеха.
Источником теплоснабжения ОАО «ЗИ» служит собственная котельная, расположенная на территории предприятия.
Котельная обеспечивает технологические нагрузки, нагрузки системы отопления, вентиляции, горячего водоснабжения предприятия, а также производит отпуск тепла сторонним потребителям.
На предприятии существуют системы технического и хозяйственно-бытового водоснабжения. Система технического водоснабжения предназначена для обеспечения нужд котельной и компрессорной. Источником системы хозяйственно-бытового водоснабжения является скважина, расположенная на территории предприятия.
Энергослужба предприятия возглавляется главный энергетиком, который назначен приказом лицом ответственным за энергохозяйство ОАО «ЗИ».
Предприятием заключены договора на снабжение электрической энергией с «Энергообытом» РУП «Витебокэнерго», на снабжение газом о УП «Витебскгаз».
Один раз в три года на предприятии разрабатывается энергетический баланс и рассчитываются нормы удельного потребления топлива, тепловой и электрической энергии на единицу продукции. На основании этого планируется расход энергоресурсов на следующие года, с учетом снижения расхода ТЭР за счет внедренных мероприятий по энергосбережению, которые разрабатываются ежегодно.
Содержание ремонтно-механического и строительного цехов на предприятии нерентабельно, поэтому существует только ремонтно-строительный участок. Он отвечает за техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений предприятия. Здесь разрабатывают перспективные и годовые планы ремонта основных фондов предприятия. Цех стремится к снижению стоимости ремонта и строительства при высоком качестве работ, к эффективному использованию основных и оборотных фондов. Здесь также ведётся работа по организации производства, его технологии, механизации и автоматизации производственных процессов.
Непосредственным исполнителем материально технического обеспечения является складское хозяйство. Его основные задачи:
1) организация параллельного питания производства материальными ресурсами;
2) обеспечение их сохранности и максимальное сокращение затрат, связанных со складскими операциями.
Рациональная организация работы складов оказывает большое влияние на ритмичность работы основных цехов предприятия и на всю систему производства в целом, путем снижения затрат на погрузочно-разгрузочные операции. Правильная организация складского хозяйства должно обеспечивать полную сохранность материальных ценностей и не допускать потерь, недостачь. Большинство материалов хранят в закрытых складских помещениях. Широко используется стеллажи. Для обеспечения нормальной работы склады оснащаются различными подъемно-транспортными средствами (краны, автокраны). При хранении надо осуществлять большое количество погрузо-разгрузочных работ, и большое значение имеет механизация и автоматизация складских операций.
Размеры складских помещений определяют с учетом условий и порядка снабжения сырьем и материалами, с учетом норм запасов материальных ресурсов, а также с учетом условий сбыта готовой продукции. Основным показателем, характеризующим складское помещение, является размер общей площади склада. Она состоит из 3 элементов: полезная площадь, оперативная площадь (проходы, проезды), конструктивная площадь (особенности конструкции помещения - колонны).
На фабрике «ЗИ» существуют склады следующих видов:
1) склад сырья:
- склад шерсти;
- склад х/б;
- склад ширпотреба;
2) склад готовой продукции;
3) склад фурнитуры;
4) технологический склад;
5) склад канцелярских принадлежностей;
6) склад подготовительного цеха.
Склад готовой продукции на предприятии «ЗИ» включает в себя четыре склада приблизительно одинаковой площади. На каждом складе находится свой ассортимент продукции.
Продукция поступает на склад из швейных цехов. Ее принимает кладовщик по количеству, размерам согласно маршрутным листам и оформляет соответствующие документы.
Комплектовщик принимает продукцию от кладовщика, проверяет качество, маркировки. Готовые изделия развешиваются на передвижных тележках. На сладе применяется двухъярусная система подвесного вида, т.е. изделия, которые находятся на втором ярусе, с помощью подъемника на скалках движутся вверх, вниз, вправо и влево. Затем кладовщик снимает изделие с вешалки и укладывает в тележку, а комплектовщик заполняет комплектовочный лист пред отправкой продукции со склада.
Склады располагаются с учетом обеспечения прямолинейности грузопотока, поэтому материальные и сбытовые склады располагаются ближе к цехам, которые выпускают готовую продукцию. Рациональная организация работы складов оказывает большое влияние на ритмичность работы основных цехов предприятия и на всю систему производства в целом. Это достигается путем снижения затрат на погрузочно-разгрузочные операции.
Организация транспортного хозяйства связана с применением следующих транспортных средств: тракторы (Т-40М, МТЗ-80), автокран МКА-10М, автопогрузчики (40-45, 40-81), экскаватор ( ГАЗ-52-04, , ГАЗ-2411, ГАЗ-3110,), КАМАЗ-5320 4шт, прицепы 875, 2101, ВАЗ-2106, УАЗ-315, микроавтобусы РАФ-2203-01 , автобусы КАВЗ-3976, КАВЗ-689.
Предприятие работает по заявкам. В заявке указывается, сколько машин направить, и куда поставить продукцию. На предприятии используются журнал выхода автотранспорта на линию, который представлен в форме таблицы, где указываются: № транспортного средства, ФИО водителя, время выхода и время возврата транспорта, маршрут поездки. Журнал составляется каждый день и заполняется начальником транспортного хозяйства.
Работа транспорта на предприятии планируется согласно полученным заявкам от цехов, отделов и других подразделений предприятия.