Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы
Новосибирск 2013
Кафедра информатики
Информационные технологии: программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы / [сост.: ст. преп. Е. А. Дейнеко, ст. преп. И. А. Мельникова]; НОУ ВПО Центросоюза РФ, СибУПК. – Новосибирск: СибУПК, 2013. – 43 с.
Рецензент В. В. Аксенов, д-р физ.-мат. наук, профессор
Программа, методические указания и задания рекомендованы к изданию кафедрой информатики, протокол от 11 марта 2013 г. № 10.
© Сибирский университет
потребительской кооперации, 2013
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы предназначены для студентов заочной формы обучения направления 080100.62 Экономика, выполняющихконтрольную работу по дисциплине «Информационные технологии». В работе содержатся тематический план дисциплины, таблица выбора заданий контрольной работы и методические указания, как по оформлению контрольной работы, так и по выполнению практических заданий, список рекомендуемой литературы, а также задания для самостоятельной работы.
Дисциплина «Информационные технологии» является основой для дальнейшего изучения дисциплин «Информационные системы в экономике», «Бухгалтерские информационные системы», изучаемых студентами на старших курсах.
Основной целью изучения дисциплины «Информационные технологии» в системе высшего профессионального образования является получение знаний в области информационных технологий и их применения в практической деятельности экономиста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить основные понятия информационных технологий, составляющие основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологий (ИТ);
· выработать навыки применения средств ИТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы, используемые в экономике; организацию деятельности с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ) в локальных и отраслевых сетях.
Уметь осуществлять деятельность с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ) в локальных и отраслевых сетях.
Владеть методами современных информационных технологий для решения своих профессиональных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
по формам и срокам обучения (ч)
Срок обучения - 4 года 6 месяцев
Вид занятия | 1 Курс |
Аудиторные занятия: | |
лекции | |
лабораторные | |
Контрольная работа | + |
Самостоятельная работа | |
Зачетные единицы: всего, в том числе без экзамена | |
Общая трудоемкость | 180 |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Срок обучения – 3 года 6 месяцев
Вид занятия | 1 Курс |
Аудиторные занятия: | |
лекции | |
лабораторные | |
Контрольная работа | + |
Самостоятельная работа | |
Зачетные единицы: всего, в том числе без экзамена | |
Общая трудоемкость | 180 |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Тематический план
Срок обучения – 4 года 6 месяцев
№ п/п | Тема дисциплины | Количество часов на изучение | |||
всего | в том числе | ||||
лекции | лабораторные занятия | СРС | |||
Информация. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы | – | – | |||
Принципы обработки информации компьютером. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий | – | – | |||
Информационные технологии и информационные системы в экономике. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности. | – | ||||
Информационные технологии MS Office. Их использование в информационных системах | |||||
Базы данных и системы управления базами данных как основа автоматизированных информационных технологий и информационных систем | |||||
Экспертные системы. Технологии, интегрируемые с технологией экспертных систем: объектно-ориентированная и нейросетевая | – | ||||
Автоматизированные рабочие места (АРМ) | – | ||||
Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | – | ||||
Всего |
Срок обучения – 3 года 6 месяцев
№ п/п | Тема дисциплины | Количество часов на изучение | |||
всего | в том числе | ||||
лекции | лабораторные занятия | СРС | |||
Информация. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы | – | – | |||
Принципы обработки информации компьютером. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий | – | – | |||
Информационные технологии и информационные системы в экономике. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности. | – | ||||
Информационные технологии MS Office. Их использование в информационных системах | |||||
Базы данных и системы управления базами данных как основа автоматизированных информационных технологий и информационных систем | |||||
Экспертные системы. Технологии, интегрируемые с технологией экспертных систем: объектно-ориентированная и нейросетевая | – | – | |||
Автоматизированные рабочие места (АРМ) | – | – | |||
Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | – | – | |||
Всего |
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Информация. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы
Информация. Данные как форма представления информации. Информационные ресурсы общества. Пути и проблемы создания информационного общества. Экономическая, коммерческая и социальная информация. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Тема 2. Принципы обработки информации компьютером. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий
Средства и алгоритмы представления, хранения и обработки информации.
Понятие информационной технологии: основные принципы, методы, свойства. Продукты, поддерживающие информационные технологии.
Истоки и этапы развития информационных технологий. Технология и методы обработки экономической информации. Основные классы технологий.
Структура базовой информационной технологии: концептуальный уровень описания (содержательный аспект), логический уровень (формализованное модельное описание), физический уровень (программно-аппаратная реализация).
Жизненный цикл информационной технологии и продуктов ее поддерживающих: технических средств, программного обеспечения и информации.
История развития информационных технологий. Бумажная технология. Безбумажная технология. Новые информационные технологии.
Технология предоставления информационно–вычислительных услуг на рабочем месте. Концепции создания рынка информационных услуг. Рынок информационных услуг: структура, организация и ценообразование.
CASE-технологии.
Организационно-правовое обеспечение новых информационных технологий.
Тема 3. Информационные технологии и информационные системы
в экономике. Проблемно-ориентированные пакеты
прикладных программ по отраслям и сферам деятельности
Технологии и методы обработки экономической информации. Эволюция ИТ в экономической деятельности. Автоматизированные информационные технологии.
Понятие информационной системы (ИС). Роль и место информационных систем в экономике. Виды информационных систем и принципы их создания. Функциональные подсистемы ИС. Обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы ИС предприятия. Модули: технико-экономического планирования, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, технической подготовки производства, логистики, управления персоналом; учета трудозатрат и расчета заработной платы, управления проектами.
Пакет анализа. Анализ распределения данных. Прогнозирование. Построение трендов. Регрессионный анализ. Оптимизационные задачи и их классификация.
Тема 4. Информационные технологии MS Office.
Их использование в информационных системах
Приложение MS Office. Средства и технология разработки. Язык Visual Basic для приложений. Инструментальная среда разработки. Объектные модели MS Office. Событийная модель.
Приложения на базе MS Word. Среда моделирования и построения моделей в MS MS Excel. Приложения для финансово-экономического анализа на базе MS MS Excel.
Тема 5. Базы данных и системы управления базами данных
как основа автоматизированных
информационных технологий и информационных систем
База данных как способ организации и доступа к информации внутри информационной системы. Система управления базами данных (СУБД). Распределенные базы данных.
Основы построения баз данных. Предметная область. Описание предметной области. Последовательность создания информационной модели: определение требований; концептуальная модель; логическая модель; физическая модель. Взаимосвязи: один к одному, один ко многим, многие ко многим. Модель данных. Типы моделей. Иерархическая модель. Сетевая модель. Реляционная модель.
Основные принципы проектирования баз данных. Целостность данных. Целостность объектов и связей. Ограничение целостности. Ключевой элемент. Первичный и альтернативный ключи. Иерархия пользователей. Краткая история баз данных.
СУБД Access. Объекты MS Access: таблица, запрос, форма, отчет, макрос, модуль. Взаимосвязь основных объектов MS Accesss. Справочная система. Окно базы данных.
Назначение форм. Конструктор форм. Сложные формы.
Назначение запросов. Типы запросов. Конструктор запросов. Язык SQL.
Отчеты. Конструктор отчетов. Группировка и сортировка данных в отчетах.
Макросы. Задание бизнес-правил и бизнес-процедур с помощью макросов. Отладка макросов.
Создание интерфейса пользователя информационной системы с помощью средств СУДБ Access. Главная кнопочная форма. Организация доступа к данным. MS Access как средство разработки приложений для решения задач управления.
Тема 6. Экспертные системы. Технологии, интегрируемые
с технологией экспертных систем:
объектно-ориентированная и нейросетевая
Экспертные системы. Назначение экспертных систем. Архитектура экспертных систем. Этапы разработки экспертной системы. Классификация экспертных систем и инструментальных средств, области применения. Примеры применения экспертных систем в экономике и управлении.
Технологии, интегрируемые с технологией экспертных систем. Объектно-ориентированная технология. Классы и инкапсуляция. Встраивание. Наследование. Объектные модели MS Office. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ.
Нейросетевая технология. Нейроподобная сеть. Достоинства и место в системах обработки информации.
Тема 7. Автоматизированные рабочие места (АРМ)
АРМ специалиста экономического профиля. Принципы организации. Обзор программных продуктов АРМ специалистов экономического профиля.
Организация рабочего места. Объединение АРМ в автоматизированную систему. Офисные информационные системы.
Тема 8. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Организация коллективной деятельности
в глобальных и локальных компьютерных сетях
Компьютерные комплексы и сети. Локальные и глобальные сети. Средства и способы передачи данных в сети.
Внедрение новых услуг в соответствии с современными технологиями Internet. Международная система обмена информацией.
Комплексный подход. Возможности построения корпоративных глобальных сетей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Теоретический курс включает восемь тем.
Контрольная работа включает:
· письменные ответы на два теоретических вопроса;
· решение задачи, которое должно быть выполнено с использованием персонального компьютера;
· список использованной литературы.
Номера теоретических вопросов и практического задания контрольной работы выбираются по таблице 1 в соответствии с двумя последними цифрами номера зачетной книжки студента (шифра): первые две соответствуют номерам теоретических вопросов, а третья строка - номеру задачи. Например, шифр студента ЭБ-11-25. Ему соответствует ячейка в таблице 1 с номерами вопросов 25 и 28 и задачей 10.
Для оформления контрольной работы предпочтительно использование текстового редактора.
Выполненная работа направляется на проверку и рецензирование. При положительной рецензии студент допускается к собеседованию, в ходе которого проверяются его знания и умения по излагаемым вопросам. В случае отрицательной рецензии контрольная работа возвращается студенту для доработки. При повторном представлении работы на проверку прилагается и первоначальный вариант с рецензией. Собеседование по контрольной работе проводится во время экзаменационной сессии.
Таблица 1
Таблица определения номеров вопросов и задач контрольной работы