Федеральная и региональная инновационная политика.
Функции государственных органов в инновационной сфере.
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.
2. Координация инновационной деятельности.
3. Стимулирование инноваций (поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов).
4. Создание правовой базы инновационных процессов.
5. Кадровое обеспечение инноваций.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры.
7. Развитие малого инновационного предпринимательства.
8. Институциональное обеспечение инновационных процессов - создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т.д.
9. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций.
10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.
11. Региональное регулирование инновационных процессов. Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала.
12. Регулирование международных аспектов инновационных процессов
13. Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки.
Создание благоприятных условий нововведений.
Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном уровне и др.
Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.
К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.
Государственные приоритеты.
Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны;
2)работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
3)научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
4)направления НТО; связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Прямые методыгосударственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.
Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.
Правовое регулирование инновационной деятельности.
Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Правовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских правительств и др.
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.