Организация работы на базах районных объединений
«Райагропромсервис»
Поступившие в адрес районного объединения «Райагропромсервис» удобрения должны быть оприходованы в день прибытия.
Прием начинают с осмотра железнодорожных вагонов, пломб станций отправления или отправителя. При осмотре должен присутствовать представитель транспортной организации. Продукция приходуется по документам завода-изготовителя, железной дороги или составляется приемный акт. При поступлении недоброкачественной (даже по внешнему виду) продукции, недостаче или других возможных нарушениях требований стандарта составляется акт-рекламация, для чего из партии удобрений отбираются арбитражные пробы. Анализ арбитражных проб выполняют областные проектно-изыскательские станции химизации сельского хозяйства. Он должен быть проведен в пятидневный срок, так как претензии на нестандартную продукцию предъявляются не позднее 10 дней после составления акта о приеме. Проектно-изыскательская станция химизации отправляет получателю удобрений справку, в которой указываются отклонения от стандарта удобрений, выявленные в результате анализа, а также заключение о недоброкачественности продукции. На основании этих документов принимающая удобрения организация составляет акт-рекламацию, в котором указываются результаты анализа арбитражных проб, высылает его заводу-поставщику. Поставщик обязан рассмотреть претензию в десятидневный срок, удовлетворить обоснованные и правильно оформленные требования и сообщить об этом получателю. Если в течение 10 дней последний не получит ответа или завод-изготовитель необоснованно откажется удовлетворять претензию, то получатель обязан обратиться в Госарбитраж.
Минеральные и известковые удобрения выгружаются из вагонов в прирельсовые склады, а пылевидные и жидкие (доломитовая мука, КАС) – в специальные емкости. Выгрузка удобрений на открытые необорудованные площадки категорически запрещается. Удобрения, поступающие в таре (кроме аммонийной селитры), должны аккуратно укладываться на плоские или стоячие поддоны в три яруса по пять рядов в каждом поддоне (всего 15 рядов) и храниться в специальных складах. На складах общего назначения каждому виду удобрений отводится свое место.
Склады, не имеющие постоянных секций, условно делят на две части. В одной части хранят затаренные удобрения, в другой – незатаренные. В складах, разделенных на секции, мелкие секции целесообразно использовать для хранения затаренных удобрений, крупные – для незатаренных.
Аммонийная селитра огнеопасна, поэтому ее хранят в отдельных складах или в изолированных секциях, которые должны быть отделены от остальной части склада глухой противопожарной кирпичной стеной. Хранят аммонийную селитру на стоячных поддонах в антикоррозийном исполнении в 10 рядов (в два яруса по пять рядов в каждом поддоне). Разрешается временное складирование аммонийной селитры на плоских поддонах высотой 2 м. Расстояние от штабеля до стены 1 м, между штабелями – до 3 м. Вместимость секции не должна превышать 1 200 т. Категорически запрещается хранить аммонийную селитру (даже временно) под навесами или на открытых площадках, а также вместе с горючими веществами.
Другие виды минеральных удобрений, затаренные в мешки, можно хранить в более высоких штабелях, на плоских или стоячных поддонах. Для выгрузки затаренных минеральных удобрений, уложенных на поддоны, из железнодорожных вагонов в склад, а также погрузки их в транспортные средства используются аккумуляторные погрузчики ЭПВ-1, ЭП-103-1,8, ЭП-103-2,8, ЭП-103-4,5, ЭПВ-104/105-4,5 и автопогрузчик марки 4022. Можно также применять ленточные (лучше рифленые) транспортеры.
Незатаренные удобрения хранятся навалом слоем не более 4 м (гранулированный суперфосфат до 5 м). Каждый вид удобрения выгружается в отведенный для него отсек, отгороженный передвижными железобетонными или деревянными щитами, с указанием на табличке вида и качества тука, содержания в нем питательных элементов и влаги, даты получения.
Для транспортировки незатаренных удобрений из железнодорожных вагонов в склад и погрузки их позже из складов в автотранспорт используются машины непрерывного действия с ленточными конвейерами. Самой распространенной такой машиной является МВС-3М и ее модификация МВС-4. В комплексе с ними применяют четыре-пять ленточных передвижных конвейеров типа КЛП-400-5 (С-948М) или три-четыре транспортера типа ЛТ/6. Применяется также вагоноразгрузочная машина марки МГУ (производительность 30 т в час, высота отгрузки – 1,5–2,4).
Под навесами и в складах с открытыми воротами для погрузки незатаренных минеральных удобрений в автотранспорт используется высокопроизводительный элеваторный погрузчик Д-565 (в закрытых складах его можно применять только с нейтрализатором выхлопных газов), а также автопогрузчики с навесным ковшом 4045 и 4022, погрузчики Д-660, Т-18 и др.
В ясную и сухую погоду складские помещения проветривают, в сырую и дождливую двери тщательно закрывают. Максимально допустимая влажность удобрений при хранении в типовых прирельсовых складах: суперфосфат гранулированный двойной (начальная влажность 4%) – 6%; сульфат аммония (незатаренный) – основная масса 2%; поверхностный слой – 3%; мочевина (незатаренная) – соответственно 1,5 и 2%; затаренная – 1%; хлористый калий (незатаренный) – 3 и 4%; нитрофоска (затаренная) – 5%; аммонийная селитра (затаренная) – 2%.
Транспортировка пылевидных известковых удобрений из завода изготовителя ОАО «Доломит» до прирельсового склада районного объединения «Агросервис» производится железнодорожными вагонами-цементовозами С-825 грузоподъемностью 58 т.
Пылевидные удобрения из вагонов-цементовозов выгружаются в прирельсовые склады силосного типа (705-1-42, 705-1-43, 705-1-44, 705-1-72), включающие 2, 4 или 6 силосных емкостей 500 т каждая, компрессорную станцию, приемное устройство, площадку с твердым покрытием для проезда автотранспорта под загрузку.
Из жидких удобрений сельскохозяйственные предприятия республики применяют в основном КАС. Эти удобрения поступают в хранилища прирельсового склада с азотнотукового завода в железнодорожных цистернах, оборудованных нижним сливом, и разгружаются через сливные стояки с помощью центробежных насосов. Сливные стояки оборудованы ручными поршневыми насосами с трубой со шлангом.
Хранится КАС в вертикальных цилиндрических резервуарах вместимостью 50, 100 и 300 м3. В прирельсовые склады КАС входят также: насосная, укомплектованная центробежными насосами с электрическим приводом; сливные стояки для разгрузки железнодорожных цистерн; наливные стояки для заполнения КАС автоцистерн; бытовые помещения. Люки емкостей должны быть плотно закрытыми.
Удобрения и другую химическую продукцию хозяйства могут получать непосредственно от химических заводов или со складов районного объединения «Райагропромсервис». Удобрения перевозятся как обычным автотранспортом, так и специальными автомашинами контейнерного типа АП-7. На каждую машину выписывается товарно-транспортная накладная, в которой указывается масса груза, а на партию удобрений выдается копия сертификата с указанием вида, формы и показателей качества удобрения.