Стандарты по Project Management
Одним из важных моментов, который необходимо иметь в виду при внедрении каких-либо стандартов (ISO 9000, SEI SW-CMM, TickIT, Spice ISO 15504 и т.п.), связан с тем, что структура производства компаний, разрабатывающих программное обеспечение, связана со спецификой продукта. Каждый продукт, разрабатываемый IT-компанией, уникален. И для его разработки, как правило, используется проектный тип организации производства, который тесно связан с матричной структурой управления проектами.
Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.
3 Технологичность конструкции и пути ее улучшения.
В процессе конструкторской подготовки производства должна обеспечиваться максимальная технологичность конструкции деталей, узлов и изделий в целом применительно к конкретным условиям и масштабам производства.
Технологичной называют такую конструкцию детали, узла и изделия в целом, которая при заданных размерах выпуска и при заданных эксплуатационных показателях позволяет применять технологические методы и формы организации производства, обеспечивающие минимальную себестоимость в конкретных условиях данного предприятия. Технологичность не следует смешивать с конструктивностью.
Конструктивность детали – такое ее конструктивное оформление, которое при минимальных затратах на материал обеспечивает выполнение деталью ее назначения в объекте на протяжении расчетного срока службы.
Конструктивность узла – такое его конструктивное оформление, которое, будучи выполнено по наиболее простой кинематической или электрической схеме и притом из наименьшего количества конструктивно оформленных деталей, обеспечивает выполнение узлом (прибором) его функций.
В противоположность технологичности конструктивность почти не зависит от размеров выпуска. Конструкция изделия, разработанная применительно к условиям индивидуального производства, обычно оказывается нетехнологичной при переходе к серийному и тем более к массовому производству.
Технологичность как экономический показатель конструкции изделия имеет значение для всех без исключения стадий технологического процесса: отливки, штамповки, механической обработки, сборки, окраски и даже упаковки. Каждый технологический процесс обладает специфическими особенностями, которые должны быть учтены конструктором при его совместной работе с технологом, чтобы при минимальных материальных и трудовых затратах спроектировать отвечающую своему назначению продукцию.
Следует подчеркнуть динамичность понятия «технологичность конструкции». По мере изменения конкретных условий производства, в частности технологической вооруженности предприятия, изменяется и оценка технологичности конструкции. По мере появления нового оборудования и новых, более совершенных технологических методов, по мере увеличения размеров выпуска и внедрения в производство технико–организационных усовершенствований конструкция должна непрерывно изменяться и улучшаться. Это обязывает конструкторов внимательно следить за новейшими достижениями технологии, хорошо знать технические возможности завода, его оборудование и учитывать все это в своей работе.
Важнейшими факторами, определяющими технологичность конструкции, являются:
· количество деталей в конструкции и их распределение по конструктивному назначению;
· конструктивные формы деталей;
· количество применяемых марок и типоразмеров материалов, их расход на изделие и использование;
· рациональное расчленение изделия на сборочные единицы.
Все указанные факторы непосредственно влияют на объем работ по технической подготовке производства, на длительность цикла подготовки производства, на размеры затрат по ее осуществлению. Поэтому каждая новая конструкция должна обладать определенными показателями, характеризующими ее соответствие прогрессивным направлениям в технологии и организации производства.
Количественное соотношение деталей в конструкции по их конструктивному назначению является также важнейшим фактором технологичности, так как определяет экономичность конструктивной и пространственной компоновки изделий.
Применяемые материалы как фактор технологичности. Выбор материала и заготовок для изделия очень сильно влияет на его технологичность. Конечно, выбор материала определяется в первую очередь технико–эксплуатационными соображениями, т.е. стремлением обеспечить надлежащее качество работы и надежность изделия в эксплуатации. Но если этим требованиям удовлетворяет несколько материалов, то выбрать из них следует тот, который обеспечит наибольшее снижение себестоимости изделий. Таким материалом необязательно окажется самый дешевый из них. Иногда выгоднее применить более дорогой материал, если он легче поддается обработке, поэтому следует учитывать, помимо его технико–эксплуатационных качеств и стоимости, еще и то, насколько велики будут затраты на его обработку.
Большое влияние на стоимость обработки оказывает характер заготовок. Известно, что формообразование деталей происходит на заготовительных операциях значительно быстрее и легче, чем на операциях механической обработки. Поэтому при конструировании изделий надо стремиться к получению возможно более точных заготовок, что позволяет отказаться от черновых операций механической обработки и значительно сократить весь цикл изготовления изделия. Весьма широкие возможности в этом отношении представляют методы заготовительной технологии (кокильное литье, литье под давлением, прессование деталей, холодная штамповка и т.д.).
Существенных результатов в повышении технологичности изделий можно добиться, сократив расход материалов на единицу продукции и уменьшив массу изделия. Для этого надо уменьшить габариты и сечения деталей и узлов, рационально выбрать их электрические и механические параметры. В ряде случаев детали и узлы утяжеляются потому, что конструктор пытается обеспечить стабильность параметров изделия не созданием рациональной конструкции и использованием наиболее подходящих материалов, а более легким путем – увеличением габаритов и применением целого ряда вспомогательных деталей, предназначенных для компенсации нестабильного качества основных деталей. Прочность и жесткость деталей, выполняющих механические функции, часто обеспечивают не подбором наиболее рациональных форм и сечений, а увеличением этих сечений и утолщением стенок. В процессе конструирования не всегда учитывают возможности наивыгоднейшего раскроя.
Важным фактором повышения технологичности является и всемерное сокращение номенклатуры и типоразмеров применяемых материалов. Многообразие наименований и марок материала не только затрудняет материально–техническое обеспечение производства, но и усложняет процесс производства, поскольку разные марки требуют разной термической обработки, различной геометрии инструментов и различных режимов резания. При многообразии наименований и марок применяемых материалов увеличиваются складские запасы.
Важнейшим средством ограничения применения изготовляемых промышленностью марок и сортаментов материалов является использование ограничительных отраслевых стандартов.
В эти ограничительные стандарты каждое предприятие вносит указания по ограничению количества марок и сортамента материала на данном предприятии с учетом специфики изготовляемой им продукции.
Расчлененность конструкции как фактор технологичности. Среди требований, предъявляемых к современным изделиям, имеются такие, как минимальная длительность цикла изготовления, простота сборки, монтажа, обслуживания при эксплуатации и ремонте. Для удовлетворения этих требований конструкция должна быть максимально расчленена на составляющие ее сборочные соединения [12].
Наибольшей расчлененности конструкции можно добиться, применив функционально–узловой принцип конструирования. Степень расчлененности конструкции в значительной степени предопределяет возможные методы сборки. С точки зрения сборки технологичной будет являться такая конструкция, которая расчленена на максимальное количество сборочных единиц, что обеспечивает параллельность и независимость их сборки, функциональную законченность, наименьшее число и наибольшую простоту межузловых связей.
Расчленение конструкции на возможно большее количество сборочных элементов не только ускоряет процесс сборки и открывает путь к его механизации и автоматизации, но и расширяет возможности кооперирования производства на основе организации специализированных предприятий по выпуску отдельных типовых элементов. Одновременно намного облегчаются задачи унификации этих элементов и, стало быть, расширяются возможности их использования в различных изделиях.
Билет