Розбирання і зборка автомата
Разборка автомата может быть неполной и полной. Полная разборка автомата производится только для чистки автомата при сильном загрязнении, после того как он находился под дождем, в песке или в снегу, при переходе на другую смазку и при ремонте. Во всех остальных случаях производится неполная разборка. Перед разборкой автомат необходимо осмотреть и убедиться, что он не заряжен. При этом надо проверить, нет ли патрона в магазине и в патроннике.
Разборка и сборка автомата производятся на столе или на чистой подстилке. Части и механизмы при этом нужно укладывать в порядке разборки, обращаться с ними следует осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.
Неполная разборка автомата.
1. Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин, нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего перевести переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
2. Вынуть пенал с принадлежностью. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда приклада так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку, выколотку и шпильку.
У автомата со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов
3. Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол вверх. При отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой.
4. Отделить крышку ствольном коробки Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки, отделить крышку.
5. Отделить возвратный механизм.Удерживая оружие левой рукой за шейку приклада, правой рукой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
6. Отделить затворную рамусзатвором. Продолжая удерживать оружие левой рукой, правой рукой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
7. Отделить затвор от затворной рамы.Взять затворную раму в левую руку затвором кверху, правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
8. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Порядок сборки автомата после неполной разборки.
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и прижать задний конец ствольной накладки к стволу, с помощью пенала принадлежности повернуть замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
2. Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор – в правую; вставить затвор цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы и продвинуть затвор вперед.
3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой рукой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.
4. Присоединить возвратный механизм.Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
5. Присоединить крышку ствольной коробки.Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажатьна спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.
7. Присоединить шомпол.
8. Вложить пенал в гнездо приклада.Уложить принадлежность в. пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. У АКМСпенал убирается в карман сумки для магазинов.
9. Присоединить магазин к автомату.Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.
Порядок полной разборки:
1) Произвести неполную разборку.
2) Разобрать магазин.Взять магазин в левую руку крышкой вверх, выпуклой частью от себя; правой рукой, с помощью выколотки, утопить выступ стопорной планки в отверстие на крышке магазина; большим пальцем левой руки сдвинуть крышку несколько вперед (рис. 7), правой рукой снять крышку с корпуса, удерживая при этом стопорную планку большим пальцем левой руки, постепенно освобождая пружину, вынуть ее вместе со стопорной планкой и подавателем из корпуса магазина, отделить подаватель от пружины.
Рис. 7. Отделение крышки магазина.
3) Разобрать возвратный механизм.Взять возвратный механизм в левую руку, поставить направляющий стержень вертикально пяткой книзу на стол или упор, сжать возвратную пружину вниз, правой рукой развести концы подвижного стержня и снять муфту (рис. 8); снять пружину с направляющего стержня, отделить подвижный стержень от направляющего стержня.
4) Разобрать затвор.Вытолкнуть выколоткой шпильку, удерживающую ударник и ось выбрасывателя (рис. 9), и извлечь ударник из канала затвора; вытолкнуть выколоткой ось выбрасывателя и извлечь из затвора выбрасыватель с пружиной.
Рис. 8.Отделение муфты возвратного механизма
Рис. 9. Выталкивание шпильки при отделении выбрасывателя и ударника от затвора.
5) Разобрать ударно-спусковой механизм (разборка производится под руководством офицера или ружейного мастера):
Рис. 10. Заведение правого конца боевой пружины за выступ боевого взвода курка
—отделить шептало одиночного огня, замедлитель курка и спусковой крючок:удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой рукой с помощью выколотки нажать на рычаг автоспуска и разъединить шептало автоспуска с курком; спустить курок с боевого взвода; тонким концом выколотки поднять левый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка; отверткой вывести длинный конец пружины автоспуска из кольцевой проточки оси спускового крючка; выколоткой продвигая ось спускового крючка влево, вынуть ее; постепенно вынимая выколотку, пальцами левой руки извлечь из ствольной коробки шептало одиночного огня, его пружину, пружину замедлителя и замедлитель курка; выколоткой поднять кверху правый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка (рис. 10), нажимая указательным пальцем левой руки снизу на хвост спускового крючка, приподнять спусковой крючок кверху и правой рукой извлечь его из ствольной коробки (рис. 11);
Рис. 11. Извлечение спускового крючка из ствольной коробки.
— отделить курок:нажимая отверткой на длинный конец пружины автоспуска, вывести его из кольцевой проточки оси курка и выколоткой сдвинуть ось курка влево; придерживая курок правой рукой, левой рукой вынуть ось курка; повернуть курок так, чтобы левая цапфа была направлена в сторону патронника, и извлечь курок из ствольной коробки (рис. 12); отделить боевую пружину от курка;
Рис. 12. Извлечение курка из ствольной коробки.
— отделить автоспуск:выколоткой сдвинуть влево ось автоспуска и вынуть ее, извлечь автоспуск с пружиной через окно для магазина (рис. 13); отделить пружину от автоспуска;
— отделить переводчик:повернуть переводчик вверх до вертикального положения, сдвинуть его вправо и отделить от ствольной коробки.
6) Отделить цевье(цевье отделяется в редких случаях: при удалении складской смазки, после попадания автомата в воду и т. п.). Взять автомат левой рукой за цевье, правой рукой с помощью отвертки или пенала принадлежности повернуть замыкатель цевья на пол-оборота вперед; большими пальцами обеих рук (рис. 14) сдвинуть соединительную муфту с цевья к газовой каморе; подать цевье вперед и отделить его от ствола.
Рис. 13. Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки.
Рис. 14. Сдвигание соединительной муфты.
Порядок сборки автомата после полной разборки.
1) Присоединить цевье.Удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой рукой приложить цевье снизу к стволу и сдвинуть его к ствольной коробке так, чтобы выступ цевья вошел в гнездо ствольной коробки; надвинуть соединительную муфту на цевье и повернуть замыкатель на пол оборота назад.
2) Собрать ударно-спусковой механизм(во избежание перепутывания частей ударно-спускового, механизма нескольких автоматов перед сборкой необходимо проверить номера на шептале одиночного огня, спусковом крючке, замедлителе, курке и автоспуске):
— присоединить переводчик:удерживая автомат левой рукой, правой рукой ввести сектор переводчика в фигурное отверстие правой стенки ствольной коробки так, чтобы цапфы вошли в отверстия в стенках ствольной коробки; поставить переводчик на автоматический огонь (АВ);
— присоединить автоспуск:вставить короткий конец пружины в отверстие выступа автоспуска; через окно для магазина ввести автоспуск с пружиной в ствольную коробку; поставить рычаг автоспуска на свое место и ввести справа выколотку в отверстия для оси автоспуска и пружины; удерживая автоспуск с пружиной правой рукой, левой рукой вставить ось (рис.15);
— присоединить курок:надеть боевую пружину на цапфы курка петлей со стороны боевого взвода, завести ее концы за боевой взвод курка (рис. 16); удерживая курок и концы пружины пальцами правой руки, вставить курок в ствольную коробку левой цапфой в сторону патронника, а указательным пальцем левой руки прижать длинный конец пружины автоспуска к дну ствольной коробки; повернуть курок и совместить его отверстие с соответствующими отверстиями в ствольной коробке, вставить слева ось курка, продвинув ее вправо до отказа (должен быть слышен щелчок); пальцами правой руки снять правый конец боевой пружины с боевого взвода курка и опустить его на дно ствольной коробки;
Рис. 15. Вставление оси автоспуска. Рис. 16. Положение боевой пружины на курке.
— присоединить к спусковому крючку шептало одиночного огня и замедлитель курка:вставить пружину в отверстие шептала одиночного огня; удерживая спусковой крючок за хвост в левой руке, правой рукой поставить на него шептало одиночного огня так, чтобы нижний конец пружины шептала вошел в выем спускового крючка, затем между шепталом и правой стенкой спускового крючка поместить пружину замедлителя курка длинным концом вверх и вперед; совместить пальцами правой руки отверстия для оси на спусковом крючке, шептале и пружине замедлителя, вставить в них с левой стороны заостренным концом шпильку (она хранится в пенале принадлежности); надеть на шпильку с правой стороны, замедлитель курка и продвинуть ее вправо до отказа, с помощью выколотки завести длинный конец пружины в паз защелки замедлителя;
— присоединить спусковой крючок:поставить спусковой крючок в ствольную коробку на свое место; выколоткой приподнять правый конец боевой пружины кверху и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка; левой рукой вставить ось спускового крючка, постепенно выталкивая шпильку в правую сторону; длинный конец пружины автоспуска при этом должен находиться сверху оси, выколоткой завести длинный конец пружины автоспуска в кольцевую проточку оси спускового крючка; пальцами правой руки снять левый конец боевой пружины с боевого взвода курка и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка.
Нажимом выколотки на концы осей автоспуска, курка и спускового крючка проверить стопорение осей длинным концом пружины автоспуска; поставить курок на взвод автоспуска.
3) Собрать затвор.Вставить выбрасыватель с пружиной в вырез затвора; нажав на выбрасыватель, вставить ось выбрасывателя в отверстие под ведущим выступом затвора так, чтобы вырез на оси был обращен в сторону цилиндрической части затвора. Взять затвор в левую руку ведущим выступом кверху, а цилиндрической частью к себе и ввести в канал затвора ударник большим вырезом кверху; со стороны ведущего выступа вставить в отверстие затвора шпильку и продвинуть ее до конца.
4) Собрать возвратный механизм.Упереть пятку направляющего стержня в стол (упор); надеть пружину на направляющий стержень и сжать ее настолько, чтобы конец направляющего стержня вышел из нее; удерживая левой рукой пружину, правой рукой развести концы подвижного стержня, продеть один из них в образовавшуюся петлю и отпустить пружину до упора в подвижный стержень (рис. 17); вставить муфту между концами подвижного стержня; левой рукой сжать пружину, правой рукой перевести подвижный стержень в вертикальное положение, после чего плавно отпустить пружину до упора ее в муфту.
Рис. 17. Сборка возвратного механизма.
5) Собрать магазин.Присоединить подаватель к пружине магазина вводом первого витка свободного конца пружины под загиб подавателя; вставить пружину с подавателем в корпус магазина; утопить стопорную планку в корпус и, удерживая ее в таком положении, надеть крышку магазина на корпус так, чтобы она своими захватами удерживалась на загибах корпуса, а выступ стопорной планки заскочил в отверстие крышки (должен быть слышен щелчок).
6) Дальнейшую сборку производить, руководствуясь неполной сборкой.