Классификация торговых предприятий

Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торго­вых предприятий и других торговых единиц, размещенных на оп­ределенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети:

  • закупка продукции;
  • транспортировка продукции;
  • хранение продукции;
  • подсортировка, подработка, подготовка продукции к продаже;
  • продажа продукции;
  • принятие риска;
  • финансовая деятельность;
  • информирование рынка, получение информации о рынке.

Классификация розничных торговых предприятий:

  • универмаг — отличается значительным разнообразием предлага­емых ассортиментных групп продукции. Каждой ассортимент­ной группой продукции занимается специализированный отдел универмага;
  • универсам — представляет собой недорогой магазин с системой самообслуживания. Ассортимент продукции шире, чем в специ­ализированных магазинах, но не такой широкий, как в универ­магах, и с более низким уровнем дополнительного обслуживания покупателей.
  • универсам широкого профиля — магазин, по размерам примерно в два раза превосходящий обычный универсам, с широким ассортиментом продовольственной и непродоволь­ственной продукции повседневного спроса, а также набором дополнительных услуг (например, химчистка, почтовые услуги, проявка пленок, печатание фотографий, заправка и мойка автомобилей). Затраты могут быть сокращены за счет: использования эффективной системы контроля над качеством обслуживания покупателей; централизованной системы распределения; применения современных электронных технологий;
  • магазин продукции повседневного спроса — небольшой магазин, предлагающий ограниченный ассортимент продукции, пользу­ющейся постоянным спросом (гастрономические товары, сред­ства личной гигиены, сигареты, газеты). Эти магазины, как правило, располагаются вблизи жилых районов. Они открыты с утра и до позднего вечера всю неделю. Потребители данного сегмента рынка пользуются услугами таких магазинов в случае необходимости совершить срочную покупку или в необычное для покупки время и готовы доплатить за удобное расположение и время работы данного типа магазина;
  • супермаркет — крупный магазин самообслуживания с низким уровнем цен, невысокими наценками и большим объемом про­даж. В супермаркете осуществляется продажа широкой номен­клатуры продукции (продуктов питания, моющих средств, хо­зяйственных товаров);
  • специализированный магазин — магазин, предлагающий узкую ассортиментную группу продукции со значительной глубиной ассортимента;
  • «убийца товарных категорий» — новый вид агрессивной роз­ничной торговли по сниженной цене. Предлагается широкий ассортимент продукции четко определенной категории. Агрес­сивная ценовая политика основана на закупках значительного количества продукции и предложении ее по более низким, чем у конкурентов, ценам, в целях ликвидации большинства из них в данном рыночном секторе. Установление выгодной для потре­бителя цены оправдывается масштабами экономии, массовыми закупками и жестким контролем над уровнем затрат в цепи поставок;
  • торговый комплекс — по своим размерам превос­ходит универсам широкого профиля. Площадь торговых поме­щений может достигать 10 000 м2 (шесть футбольных полей!). Торговые комплексы могут совмещать в себе универсам, мага­зин сниженных цен и склад-магазин. Помимо обычно приобре­таемой продукции в ассортимент торгового комплекса входит мебель, электробытовые приборы, одежда и множество других изделий. Торговый комплекс функционирует подобно складу-магазину. Товары в проволочных «корзинах» расположены на высоких металлических стеллажах. В течение всего времени работы магазина по проходам разъезжают электрокары, попол­няя запасы товаров на полках и доставляя крупногабаритные товары к выходу. Тем покупателям, которые вывозят тяжелые электробытовые приборы и мебель, не прибегая к услугам ма­газина, предоставляется скидка с цены;
  • торговый центр — комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, обеспечивающий по­требителям широкий выбор продукции и услуг в одном месте и тем самым экономию времени;
  • магазин со сниженными ценами — предприятие розничной тор­говли, продающее стандартный набор продукции по низким ценам на основе невысоких наценок и высокого уровня объ­емов продаж. К магазинам, торгующим по сниженным ценам, относятся магазины, торгующие за наличный расчет и без до­ставки, клубы-склады и демонстрационные залы;
  • магазин, торгующий за наличный расчет и без доставки — крупный по размеру магазин (3000-4000 м2), предлагающий широкий ассортимент продукции и предостав­ляющий скидки за крупную партию продукции;
  • клуб-склад (клуб оптовиков или склад, обслуживающий членов клуба) — предприятие розничной торговли по низким ценам, торгующее ограниченной номенклатурой марочной продукции (как правило, бакалейными товарами, электробытовыми при­борами, одеждой), но крупными партиями. Клубы-склады эко­номят за счет низкого уровня общих затрат, расположения на окраинах города и наличия складских помещений. Потреби­телями услуг клубов-складов являются небольшие магазины, которые уплачивают ежегодные членские взносы;
  • магазин — демонстрационный зал, торгующий по каталогам, — предприятие розничной торговли с широкой номенклатурой дорогой ходовой марочной продукции по сниженным ценам. Магазины — демонстрационные залы успешно функционируют на основе снижения уровня общих затрат и массовых закупок. Продукция, выставленная на продажу, перечислена в каталогах, расположенных на прилавках магазина. Покупатели заполняют формуляр-заказ на продукцию и передают его ассистенту менед­жера по продажам для оформления сделки. Покупатель может получить продукцию либо у ассистента, либо непосредственно со склада.

ПОКАЗАТЕЛИ СБЫТА

Товарооборачиваемость характеризуется двумя параметрами, присущими запасам товаров:

  • время обращения продукции — продолжительность периода (в днях), в течение которого продукция находится в сфере обращения (или на отдельном торговом предприятии);
  • скорость товарооборота — число оборотов товаров в течение определенного периода. Скорость товарооборота показывает, сколько раз запасы товаров были проданы и возобновлены на торговом предприятии.

Оборачиваемость оборотных средств — возврат оборотных средств, авансированных для создания продукции и чистого дохода; измеряется временем, в течение которого совершается кругооборот средств.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств исчисляется отношением стоимости реализованной продукции к среднему ос­татку оборотных средств; выражает число оборотов оборотных средств за рассматриваемый период.

Коэффициент закрепления оборотных средств определяется от­ношением среднего остатка оборотных средств к стоимости реа­лизованной продукции; характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на одну денежную единицу реализованной продукции.

Индекс затратоемкости товарооборота отражает динамику сред­него уровня затрат обращения в зависимости от изменения состава товарооборота по ряду признаков:

  • виду продукции;
  • виду оборотов (складского и транзитного в оптовой торговле);
  • торговым системам.

Индекс затратоемкости товарооборота исчисляется как отно­шение двух сумм затрат, рассчитанных на одинаковые по объему, но разные по структуре суммы товарооборота при равных груп­повых уровнях затрат обращения (обычно базисного периода).

Индекс трудоемкости товарооборота характеризует изменение трудоемкости реализации продукции в связи со структурными сдви­гами в товарообороте.

Индекс физического объема розничного товарооборота отражает динамику товарооборота в сопоставимых ценах. Индекс физичес­кого объема розничного товарооборота исчисляется по каждой отдельной группе продукции, по продовольственной и непродо­вольственной продукции, по всем видам продукции вместе.

Коэффициент реализации — доля реализованной продукции в ее общем объеме, складывающемся из объема ее производства (поступления) и объема запасов продукции на начало года.

Коэффициент использования площади магазина определяется как отношение площади торгового зала к общей площади магазина.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эффек­тивности использования торговой площади) равен отношению площади, занятой торговым оборудованием, к общей площади торгового зала магазина.

Наши рекомендации