Эластичность спроса и предложения. 4. Эластичность спроса и предложения.Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой величины
4. Эластичность спроса и предложения.Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется способ выражения измерения в процентах. Понятие «эластичность» ввел в оборот А.Маршалл, его идеи были развиты Дж.Р.Хиксом, П.Самуэльсоном и др.
Эластичность спроса по цене – это способность спроса изменяться в определенных границах под влиянием изменения цены. Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:
где: DQ – процентное изменение спроса.
Dр – процентное изменение цены.
Различают 5 основных форм эластичности спроса по цене:
1) эластичный спрос, когда ;
2) неэластичный спрос, когда ;
3) спрос с единичной эластичностью, когда ;
4) совершенно неэластичный спрос, когда ;
5) совершенно эластичный спрос, когда .
Эластичным является спрос на предметы роскоши или товары, имеющие заменители. Неэластичным является спрос на предметы первой необходимости, не имеющие заменителей. Спрос вероятнее всего будет неэластичным в следующих случаях: товар не имеет заменителей; покупатели не сразу замечают рост цен; покупатели проявляют консерватизм (патриотизм); покупатели считают, что рост цен оправдан высоким качеством.
По данным статистики США коэффициенты эластичности на отдельные товары равны: картофель – 0,3; сахар – 0,3; сигареты – 0,5; одежда – 0,6; пиво – 1; мебель – 1,2; автомобили – 2,1.
О том, эластичен или не эластичен спрос на товар по цене, можно судить по показателю общей выручки. Если спрос эластичен, то падение цены ведет к росту дохода фирмы, при повышении цены выручка падает. Если спрос неэластичен, то падение цены ведет к падению дохода фирмы, а при росте цены выручка растет. Если спрос имеет единичную эластичность, то изменение цены не приводит изменению выручки.
Эластичность предложения по цене – это способность предложения изменяться под влиянием изменения цены. Интенсивность этих изменений различна и измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене:
где: DQ – процентное изменение S.
Dр – процентное изменение p.
Различают 5 вариантов ценовой эластичности предложения:
1) эластичное предложение, когда ;
2) неэластичное предложение, когда ;
3) предложение с единичной эластичностью, когда ;
4) совершенно неэластичное предложение, когда ;
5) совершенно эластичное предложение, когда .
Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения – количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения, поскольку реакция производителей на рост цены продукта зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства данного продукта за счет сокращения производства других продуктов. Перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объем производства, тем выше будет эластичность предложения.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, можно выделить несколько периодов.
В кратчайший период производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, т.к. фермер может предложить лишь столько, сколько привез, как бы высока ни была цена.
В краткосрочный период производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предлагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим периодом.
В долговременный период фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена, потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы.
Согласно закону предложения, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.
Выводы
1. Важнейшими категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение.
2. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратная зависимость.
3. Закон предложения в условиях рынка предполагает прямую зависимость между ценой и объектом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов выпускать большее количество продукции, чем по низкой.
4. Рынок сводит продавцов и покупателей, равновесная цена устанавливается в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают.
5. Изучение спроса на производимую продукцию является важнейшей задачей фирмы в рыночных условиях. Одним из важнейших показателей является его эластичность. Измерение эластичности спроса (по цене, доходам потребителей и другим показателям) позволяет правильно выбрать стратегию фирмы на рынке. Коэффициенты эластичности спроса и предложения создают для фирмы возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения цены какого-либо фактора.