Эффективность информационного обеспечения органов государственной власти и управления необходимо определять через показатели качества государственного управления»[1].
Объемы информационных ресурсов различных видов и классов в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий, организаций, учреждений, видов деятельности насчитывается порядка одного миллиона (!) несвязанных баз данных различного назначения.
Однако, что касается информационного обеспечение высших звеньев государственной власти и управления, в компетенцию которых входит генерация стратегических целей (доктрин), выбор обоснованного политического курса страны, анализ упреждающих сценариев развития кризисных ситуаций в обществе и мире, то этим проблемам уделяется недостаточное внимание. Именно разработка этих направлений способна дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.
Управление – специфическая и сложная форма умственного труда. В первую очередь – это переработка больших объёмов информации.
Основное требование к современному специалисту – умение эффективно и оперативно решать задачи (принимать решения) в условиях, как большого объёма противоречивой информации и дефицита времени, так и в условиях чужеродных информационных воздействий. Как правильно заметил академик В.А. Садовничий: «Нельзя принимать решение на авось, не обладая информацией» (интервью телеканалу «Культура» от 15.05.2009 г.).
Вся управленческая деятельность носит творческий характер – это подход к решению проблемы, заключающийся в умении найти теоретическое освещение проблемы и практический опыт её преодоления, смоделировать разные варианты перевода её в новое качество, в готовности принимать на себя ответственность, в желании довести проблему до позитивного практического завершения. Профессионализм же заключается в знании того, что положено делать по государственной должности и в умении делать это своевременно, рационально и эффективно. Таким образом, профессионализм кадров государственного управления во многом обеспечивается оперативным доступом к достоверной и адекватной информации. «Высокая информационная культура предполагает два основных умения: умение адекватно формализовать имеющиеся у человека знания и умение адекватно интерпретировать формализованные знания».
Информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, а основным показателем могущества страны стал информационный ресурс, то есть объем знаний, которым располагает страна. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность (и достоверность), своевременность, адресность и возможность многократного использования.
«Рецепт для хорошего решения: 90 % информации и 10% вдохновения… Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации»[2].
Что же такое «информация» и почему она играет такую роль в управлении? Для того чтобы ответить на этот вопрос проанализируем определения понятия «информация» на основе уже существующих.
1.1. Коллекция понятия «информация»
В книгах И.В Мелик-Гайказяна[3] и Д.С. Чернавского[4] собрана коллекция определений слова «информация», приведем их в систематизированном виде и добавим те, которые нами встречены в процессе научной работы (обозначим их знаком †).
1. Определение информации через понятия «сведения», «сообщения», «известия», «сигнал», «данные», «знания»:
ü «информация есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения»;
«информация есть знание о каком-то особом событии, случае или о чем-либо подобном»;
«информация есть текущие данные о переменных величинах в некоей области деятельности, систематизированные сведения относительно основных причинных связей, которые содержатся в знании как понятии более общего класса, по отношению к которому информация является подчиненной» [5];
ü «информация – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки»[6];
ü «информация в обыденном смысле – это сведения, известия, в научно-технических приложениях – то, что имеет на себе сигнал»[7];
ü «информацией являются все те данные о внешнем мире, которые мы получаем как путем непосредственного воздействия на наши органы чувств окружающих предметов и явлений, так и опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других людей»[8];
ü † «информация – данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей»[9];
ü † «информация как объект воздействия представляет собой данные, записанные на том или ином носителе»[10];
ü «информацией называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно»[11];
ü † «информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений окружающей нас действительности»[12].
ü † «в узком смысле «информация» – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования»[13];
ü «информация – это философская категория, рассматриваемая наряду с такими как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, то есть форму связи между источником, передающим сообщение, и приемником, его принимающим»[14];
ü † «информация – разъяснение, осведомление, изложение»[15];
ü † «информация – сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми»[16];
ü † «информация – это знания для других, отчужденные от их первоначального живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными)»;
† «информация – это отчужденное знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации»[17];
ü † «с одной стороны, информация – это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания. С другой – информация уже не есть знание, но лишь его превращенная форма. С одной стороны, феномен информации необходим, чтобы знание могло быть социализировано, превращено в общественное достояние. С другой стороны, информация есть модель, то есть упрощенное, огрубленное, неадекватное представление знания… Текст, закрепленный на материальном носителе, оказывается информационной моделью знания»[18];
ü † «информация – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи…»[19];
ü † «информация – новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации»;
† «информация – новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные»;
† «информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя»[20];
ü † «говоря информация, мы имеем ввиду и сообщения по радио и телевидению, и содержание газет, книг, баз данных, библиотек, и знания, почерпнутые из общения с людьми и полученные в научных журналах»;
† «в широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу»[21];
ü † «информация – 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь»[22];
ü † «информация – это не только сведения из книги, газетной заметки или передачи новостей, но и сведения, которые хранятся в рельефе ключа, в структуре сложной биологической молекулы, в радиосигналах, передаваемых на космический корабль»[23];
ü † «информация – это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний»[24];
ü † «информация – сведения, знания наблюдателя о системе, отражение ее меры разнообразия»[25];
ü † «информация – сведения, (сообщения, данные) независимо от формы их представления»[26];
ü † «информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления»[27];
ü † «информация, первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины XX века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму»[28];
ü † «под информацией понимается совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде[29];
ü † «информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом»[30].
2. Определение информации через степень упорядоченности системы:
ü «информация означает порядок, коммуникация есть создание порядка из беспорядка или по крайней мере увеличение степени той упорядоченности, которая существовала до получения сообщения»[31];
ü † «информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью (в процессе управления). Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи ли слухи, должно считаться информацией»[32];
ü † «информация – … 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы»[33];
ü † «информация – мера разнообразия, определенности, порядка»[34];
ü † «информация в самом широком смысле этого слова есть всеобщее, универсальное свойство всех вещей, выражающее характер и степень их упорядоченности. Это и есть то общее начало, которое объединяет собою материю и дух, вещество и энергию, бытие и сознание»[35].
3. Философские определения информации, как дефиниции, содержащей термин «отражение»:
ü † «в широком смысле «информация» – это отражение реального мира»[36];
ü «информация в самом общем случае – это разнообразие представлений, которые один объект содержит о другом, это взаимное, относительное их разнообразие. С позиции теории отражения информация может быть представлена как отраженное разнообразие, как разнообразие, которое отражающий объект содержит об отраженном»[37];
ü «информация есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире»[38];
ü «информация – это содержание процесса отражения»[39];
ü † «Информация – неотъемлемый атрибут материи, информация – отраженное многообразие»[40];
ü «информация не тождественна отражению, а есть лишь его инвариантная часть, поддающаяся определению, объективированию, передаче»[41].
4. Определения информации, через утверждение о том, что информация – алгоритм, план, инструкция:
ü «информация… есть план строения клетки и, следовательно, всего организма»[42];
ü «информация – это инструкция к самоорганизации в процессе эволюции биологических структур»[43];
ü «информация есть некий алгоритм»;
«совокупность приемов, правил, или сведений, необходимых для построения оператора, будем называть информацией»[44]. Под оператором понимается некое стороннее воздействие на систему, изменяющее спонтанный ход событий.
5. Определения информации, через содержание, свойства объектов:
ü «информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и приспособления информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде»[45];
ü «информация… – это одно из свойств предметов, явлений, процессов объективной действительности, созданных человеком управляющих машин, заключающееся в способности воспринимать внутренне состояние и воздействие окружающей среды и сохранять определенное время результаты его; передавать сведения о внутреннем состоянии и накопленные данные другим предметам, явлениям и процессам»[46];
ü «информация – объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов»[47].
6. Определения информации, через аппарат теории динамических систем:
ü † «информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных»[48];
ü † «информация есть запомненный выбор одного из нескольких возможных и равноправных»[49].
Проанализировав множество определений понятия «информация» мы разделяем мнение ученых, констатирующих, что информация – первична и не требует дополнительного определения:
ü † Н. Винер: «Информация есть информация, а не материя и не энергия»[50].
ü † Т. Сарацевич: «Все недовольны тем, что информационная наука не хочет потрудиться над определением информации… На самом же деле ни одна современная наука не имеет определений своих основных феноменов. В биологических науках нет определения жизни, в медицинских – здоровья, в физике – энергии, a электротехнике – электричества, а в ньютоновских законах противодействия. Это просто основные явления, и эта их первичность и служит им определением»[51].
ü † И.И. Юзвишин:«Мир – информационен, Вселенная – информационна; первичное – информация, вторичное – материя»[52].
Общность процессов управления в объектах разной природы проявляется в информационной основе управления и механизме действия обратной связи. Она обуславливает принципиальную возможность моделирования экономических и социальных процессов, использования компьютерной техники для управления экономическими объектами.
На основании исторических документов считается, что первоначально понятие управления было сформировано греками в XI – X веках до нашей эры. Оно обозначалось как «χυβερνητιχη» (кибернетика) и означало искусство вождения кораблей, которое было жизненно важным для развития Греции. Отметим, что корабль – пентеконтера (50-весельное судно) – был самым сложным в то время техническим устройством, которое, как и многие последующие технические устройства, во многом обусловило социальные процессы того периода.
Потребности в точном измерении времени, возникшие в связи с развитием кораблевождения, привели к созданию такого распространенного автомата как часы. Автоматизация в виде механических театров, пишущей куклы, сада с поющими райскими птицами вызывала у людей восторг и восхищение. И вместе с тем, самодействие автомата могло вызывать суеверный ужас. Например, при зажигании свечи в храме открывались двери. На самом деле свеча нагревала сосуд с водой, которая перетекала в другой сосуд и своей тяжестью с помощью шнура открывала дверь. Непосвященному человеку казалось, что это действуют сверхъестественные силы.
Развитие управления как науки началось с использования на производстве паровых машин.
Максвеллом и Вышнеградским была развита теория регуляторов, подобных регулятору Уатта.
К концу XIX века теория управления развивалась в двух аспектах: управление государством (governmant) и управление в технических системах (control).
Появление фабричного производства вызвало необходимость науки об управлении предприятием (management).
Отечественные ученые Сеченов, Павлов показали, что реакция животных организмов аналогична действию технических устройств (автоматов).
Завершил обобщение этих разрозненных ветвей в единой теории управления, названной кибернетикой, Н. Винер.
Процесс управления, как осознанное достижение цели, органично требует применения системного подхода, то есть выстраивания средств достижения цели в некоторую систему. Однако лишь развитие вычислительной техники в конце 60-ых годов XX века привело к пониманию того, что любое явление, обращенное в цифры и введенное в компьютер, приобретает некоторые общесистемные черты, когда его конкретная физическая сущность теряется. С этого момента активно начал развиваться системный подход при изучении любых процессов и явлений[53].
Кибернетика утверждает существование информационного поля в объективной реальности, формулирует закон необходимого разнообразия для регулятора как органа управления. Главным его следствием является вывод о том, что степень сложности системы управления должна соответствовать степени сложности управляемого объекта. В сфере экономики он подтверждает объективную необходимость усложнения управления, увеличения его «мощности» по переработке информации и принятию решений[54].