Вышла курочка гулять И горошка поклевать.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Курочка Ряба»
Предварительная работа: вырежьте персонажей сказки: дед, баба, курочка, мышка, яйцо белое, яйцо золотое (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17); карточки для глобального чтения в двух экземплярах (см. Приложение); приготовьте две карточки для игры «Один — много» (на одной нарисуйте мало точек, на второй — много). Наклейте все карточки на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— шапочка курочки;
— ширма;
— фигурки — персонажи сказки из настольного кукольного театра;
— карточки с изображенными героями сказки — дед, баба, курочка Ряба, мышка, яйцо простое, яйцо золотое (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «дед», «баба», «курочка», мышка», «яйцо», «бух», «у-у», «а-а», «ко-ко-ко», «пи-пи» (см. Приложение);
— две карточки с точками (или кружочками): на первой—одна точка, на второй — много точек;
— две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом;
— миска-кормушка для курочки;
— заводные курочки;
— корзинка.
Ход занятия
1. Организационный момент. Скажите: «Здравствуй, Карина. Я — курочка. Я пришла к тебе в гости. Я хочу отвести тебя на полянку сказок и рассказать тебе одну очень интересную сказку!»Предложите ребенку встать за «курочкой» и пойти за ней на сказочную полянку (ковер в групповой комнате). Подведите ребенка к ковру-полянке и предложите сесть и устроиться поудобнее.
Поставьте на стол ширму и предложите ребенку внимательно слушать сказку.
2. Рассказывание сказки. По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляйте на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра. Предложите ребенку посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложите выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.
3. Запомни и расскажи. Выложите на столе перед ребенком цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.
У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.) Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.) Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.) Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.) Г11 Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.) Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)
Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)
Если задание вызывает у ребенка затруднение, выставляйте одновременно с картинками персонажей настольного театра и произносите их название сопряженно с ребенком.
4. Глобальное чтение. Попросите ребенка еще раз назвать героев сказки. Возьмите фигурку бабы и поставьте ее на стол. Назовите: «Баба». Возьмите карточку со словом «баба». Подложите карточку к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку со словом: «Баба». Возьмите фигурку деда. Поставьте ее на стол. Назовите: « Дед». Возьмите карточку со словом « Дед », подложите ее к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед». Положите перед ребенком две карточки—«дед» и «баба». Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой карточке, лежащей под фигурками.
5. Развитие мелкой моторики. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков).
Предложите покормить курочку. Поставьте перед ребенком мисочку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спросите ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложите сложить угощения для курочки в миску-кормушку.
Покажите, как можно перекладывать угощение — брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку. Покажите ребенку способ пинцетного захвата.
Прочтите рифмовку:
Вышла курочка гулять И горошка поклевать. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!
Предложите спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!», помахать крылышками. Спросите у ребенка: «Что делает курочка?» (Клюет зернышки.) «Сколько зернышек в кормушке?» (Много.)
положите перед ним две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предложите ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много).
6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работе ребенка на занятии.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия: рассказываем сказку «Курочка Ряба»
Предварительная работа: изготовьте карточки с образцом выкладывания перышка из счетных палочек или спичек для каждого ребенка (см. с. 16); наклейте их на картон или плотную бумагу; приготовьте для каждого ребенка картинку «Лабиринт» (см. с. 17).
Оснащение:
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
— фланелеграф;
— корзинка;
— натуральные перья;
— образец выкладывания перышка для каждого ребенка (см. с. 16);
— счетные палочки (или спички) для выкладывания перышка;
— карточки для глобального чтения (см. Приложение);
— сюжетная картинка «Две бабы» (см. с. 18);
— картинка «Лабиринт» (см. с. 17);
— желтый фломастер.
Ход занятия
1. Организационный момент. Перед началом занятия поставьте на стол всех героев сказки — фигурки настольного кукольного театра. Закройте их красивым платком.
Спойте песенку курочки: «Ко-ко-ко!» Спросите у ребенка, кто её зовет. (Курочка.) Попросите ребенка спеть вместе с вами песенку курочки. Предложите походить как курочка — помахивая крыльями.
Поднимите платок. Попросите ребенка рассмотреть спрятавшихся под платком гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли. Спросите ребенка, нравится ли ей сказка про курочку Рябу.
Предложите ребенку послушать сказку. Попросите взять в руки одного героя сказки, сесть на ковер и поставить выбранную фигурку перед собой. Предложите посмотреть инсценировку сказки. Поставьте перед ребенком флане-леграф.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Предложите послушать сказку «Курочка Ряба». Положите перед ребенком картинки с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагайте ребенку находить, называть и выставлять изображение героев сказки на фланелеграф.
Предложите повторить небольшой отрывок из сказки. Например: «Жили-были дед да баба». Предложите ребенку сопровождать «договаривание» действиями — имитировать движения: «бил-бил» —постукивать кулачком одной руки по пальчикам, сжатым в кулачок на второй руке, «не разбил» —развести руки в стороны.
Жил себе дед да ... баба,
И была у них курочка ... Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил (бил) — Не разбил;
Баба била,била(била) — Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало (бах) И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
3. Развитие дыхания. Покажите ребенку маленькую корзинку. Скажите, что курочка Ряба передала небольшой подарочек. Предложите ребенку отгадать (по описанию) и назвать то, что лежит в корзинке. Опишите перышко: «Их много у курочек. Они естьу нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки».
Если ребенок не смог отгадать, предложите им закрыть глаза и дайте пощупать то, что лежит в корзинке. Попросите, не открывая глаза, сказать, что они щупали (перышко). Предложите ребенку открыть глаза и посмотреть на перышко. Спросите: «Что это?» Попросите вспомнить и сказать, кто его подарил (курочка Ряба). Предложите ребенку взять одно перышку из корзинки. Попросите погладить перышко, при этом вместе с вами приговаривать: «Перышко мягкое, пушистое».
Положите перышко на ладошку ребенка. Предложите ребенку подуть на него. Напомните, что дуть нужно долго. (Покажите как.) Посмотрите вместе с ребенком, как перышко слетает с ладошки, скажите: «Перышко легкое! Оно летит».
4. Развитие мелкой моторики — «Конструирование из спичек». Покажите ребенку перышко. Напомните, что его подарила курочка Ряба. Предложите рассмотреть перышко, выделить его части, провести по ним указательным пальчиком. Скажите, что перышко можно выложить из счетных палочек понравившегося ребенку цвета (или спичек*).
Рассмотрите вместе образец (см. с. 16), по которому ребенок будут выкладывать перышко. Покажите, как это можно сделать. Выложите около образца из палочек (спичек) перышко.
5. Развитие зрительного внимания. Положите перед ребенком картинку «Лабиринт» (см. с. 17). Предложите рассмотреть лабиринт. Попросите назвать предметы, изображенные в верхней части лабиринта (чашка, тарелка, корзина). Спросите, кто изображен в нижней части лабиринта (баба).
Предложите найти ту дорожку, по которой баба может дойти до корзинки и взять из нее простые (белые) яйца. Попросите ребенка провести указательным пальчиком по дорожке, ведущей к корзине, и показать бабе путь, по которому ей нужно идти.
Спросите: «Чтоможно приготовить из яиц?» (Сварить, приготовить яичницу
или омлет.)
6. Развитие сенсорного восприятия. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Две бабы» (см. с. 18) и рассказать о том, кто нарисован на картинке. Задайте вопросы по содержанию картинки.
Что каждая баба держит в руке? (Корзину.) Что лежит в корзине? (Яйца.)
Какие яйца лежат в корзине первой бабы? (Два простых и одно золотое.) Какие яйца лежат в корзине второй бабы? (Только два простых, золотого яйца нет.)
Обратите внимание детей на эмоциональное состояние каждой бабы. Спросите: «Какая первая баба на картинке?» (Веселая.) «А какая вторая баба на картинке?» (Грустная.) Предложите подумать и рассказать, почему вторая баба грустная? (В ее корзинке нет золотого яйца, только два простых — белых.) Попросите найти в корзинке веселой бабы золотое яйцо. Спросите: «Сколько золотых яиц в корзине?» (Одно.) Спросите: «Сколько в корзине лежит простых яиц?» (Много.)
7. Подведение итогов. Давайте только положительную оценку действиям детей на занятии.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Курочка Ряба»
Предварительная работа: подготовьте шапочки на пальчики — баба, дед, курочка Ряба, мышка (см. с. 77); сделайте шапочки мышек — прикрепите к ободочкам из картона или материи вырезанных по контуру мышек.
Оснащение:
— ширма;
— деревянное яйцо;
— шапочки на пальчики (см. с. 77);
— шапочки мышек (или ободки с прикрепленными картинками);
— доска для игры с мелом;
— разноцветные мелки;
— цветные картинки для рассказывания сказки (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
— деревянное яйцо.
Ход занятия
1. Организационный момент. Вспомните вместе, кто приходил в гости на прошлом занятии. Попросите рассказать о том, что приносила курочка (перышко, яйца — простые и золотое). Предложите подойти к столу, на котором разложены пальчиковые шапочки.
2. Инсценировка сказки. Предложите ребенку внимательно посмотреть на лежащие на столе шапочки и назвать героев сказки.
Помогите ребенку провести инсценировку, проговаривая большую часть сказки. Ребенку предложите договаривать лишь небольшие отрывки из сказки.
3. Развитие мимики. После просмотра спектакля предложите ребенку вспомнить и рассказать, какой был дед, когда бил яйцо (сердитый). Предложите детям показать, как сердился дед.
Спросите: «Кто же разбил яйцо?» (Мышка.) Предложите подумать и сказать, рада была мышка или огорчена? (Рада.)
Предложите ребенку надеть шапочку мышки. Продемонстрируйте артикуляционный уклад «Улыбочка». Обратите внимание детей на то, что при этом видны острые зубки мышки. Предложите повторить артикуляционное упражнение у зеркала.
4. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Нарисуйте мелом на полу дорожку из двух параллельных линий. Приготовьте фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра.
Предложите ребенку поставить в начале дорожки одного из героев сказки (например, бабу). В конце дорожки — другого понравившегося героя сказки (например, мышку). Предложите ребенку прокатить деревянное яйцо от деда к мышке. Объясните, что яйцо нужно катить так, чтобы оно не выкатывалось за пределы начерченной дорожки.
Для того чтобы ребенок успешно справился с заданием, не чертите дорожку слишком длинной.
5. Развитие зрительного внимания и мышления. Возьмите изображения героев сказки и покажите их ребенку. Предложите выбрать понравившегося персонажа, обвести его указательным пальцем ведущей руки по контуру (обводим фигурку слева направо). Попросите ребенка назвать героя, которого он обвел по контуру.
Предложите поиграть в «Угадалки». Попросите закрыть глаза. В это время обведите одного из героев по контуру мелом. Предложите посмотреть на изображенный на доске контур и назвать героя, контур которого изображен.
Когда все контуры героев будут узнаны ребенком, предложите мелок и нарисовать детали (глаза, рот, нос).
6. Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам). Разложите на столе (или на ковре) перед ребенком цветные картинки с изображением персонажей сказки. Предложите вспомнить начало сказки. Попросите сказать первую фразу и выложить соответствующую картинку. Игру продолжайте по аналогии до того момента, пока все картинки не будут выложены на столе (или ковре), а сюжет сказки не рассказан.
7. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка за активное участие в игре-занятии.
Рис. 1. Образец для выкладывания перышка из счетных палочек или спичек
Рис. 2. Лабиринт
Рис.З.
Колобок
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок! На окошке стужен.
По амбару метён, Я от дедушки ушёл,
По сусекам скребён, Я от бабушки ушёл,
На сметане мешен, От тебя, зайца, не хитро уйти.
В печку сажен,
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:
Я колобок, колобок! На окошке стужен.
По амбару метён, Я от дедушки ушёл,
По сусекам скребён, Я от бабушки ушёл,
На сметане мешен, Я от зайца ушёл,
В печку сажен, От тебя, волка, не хитро уйти.
Покатился колобок дальше — только его волк и видел
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел, а Миша и уши развесил.
Я колобок, колобок! Я от дедушки ушёл,
По амбару метён, Я от бабушки ушёл,
По сусекам скребён, Я от зайца ушёл,
На сметане мешен, Я от волка ушёл,
В печку сажен, От тебя, медведь, полгоря уйти.
На окошке стужёи.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.
Я колобок, колобок! Я от дедушки ушёл,
По амбару метён, Я от бабушки ушёл,
По сусекам скребён, Я от зайца ушёл,
На сметане мешен, Я от волка ушёл,
В печку сажен, От медведя ушёл,
На окошке стужен. От тебя, лиса, не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Я колобок, колобок!.. А лиса его — ам! — и съела.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Колобок»
Предварительная работа: вырежьте персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1-3, 8, 11, 14, 15), наклейте их на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-3, 8, 11, 14, 15);
— контурные изображения персонажей сказки (см. с. 26-28);
— фигурки персонажей сказки (дед, баба, колобок, заяц, волк, лиса, медведь) из настольного кукольного театра.
Ход занятия
1. Организационный момент. Расмотрите сюжетную картинку. Попросите показать отдельные детали на картинке: домик, окно, дорожку, забор, пенек, лес.
2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя персонажей — фигурки из настольного кукольного театра —на цветную сюжетную картинку.
Предложите ребенку повторять звукоподражания и слова, произносимые вами в процессе рассказывания сказки. («Дед», «баба», «прыг-прыг» (зайка), «ы-ы-ы» (волк), «р-р-р» (медведь), «о!»—удивление, «ам!».)
3. Развитие грамматической стороны речи. Игра «Да — нет». Предъявляйте предметные картинки с изображением героев сказки, а ребенка попросите, глядя на картинки, отвечать на ваши вопросы.
Покажите картинку с зайцем. Спросите: «Это заяц?» (Да.) Покажите картинку с лисой: «Это волк?» (Нет.) Аналогично обыграйте остальных героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку контурные изображения Колобка, яблока, лимона (см. с. 27) и попросите ребенка найти среди них изображение Колобка.
Если ребенок не смог выполнить задание, то дайте ему цветную предметную картинку с изображением Колобка и предложите наложить ее на подходящий контур.
Затем покажите ребенку контурные изображения людей и животных—героев сказки. Попросите ребенка найти среди них изображения бабушки, дедушки, зайца, волка, медведя, лисы.
5. Развитие общей моторики. Предложите ребенку имитировать движения (походку) героев сказки — попрыгать, как зайчик; походить, как медведь; побегать, как лиса; показать, как катится Колобок.
6. Что сначала, что потом. Поставьте на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра. Попросите ребенка посмотреть на них и сказать (или показать), кого сначала повстречал колобок. Спросите: «Кого Колобок повстречал потом? Кого Колобок встретил после волка?
7. Подведение итогов занятия. Обязательно положительно оцените работу ребенка, похвалите его.
ЗАНЯТИЕ2
Тема занятия: рассказываем сказку «Колобок»
Предварительная работа: приклейте к цветным предметным картинкам с изображением персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1-3, 8, 11, 14, 15) стикеры • с липким слоем; вырежьте карточки для глобального чтения (см. Приложение) и наклейте их на картон или плотную бумагу.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— предметные картинки (см. вклейку, рис. 1-3, 8, 11, 14, 15);
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «дед», «баба», «колобок», «заяц», «волк», «медведь», «лиса» (см. Приложение).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть цветную сюжетную картинку. Попросите найти на ней и показать домик, окно, дорожку, забор, пенек, лес.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Давайте ребенку предметную картинку с его изображением (с приклеенным заранее стикером с липким слоем). Предложите ребенку сорвать стикер с картинки и назвать этого героя сказки. Затем попросите ребенка положить картинку на стол.
По ходу действия сказки ребенок последовательно выкладывает на столе картинки с изображением всех персонажей сказки по мере их появления и называет каждого героя.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку рассказать, кого встретил Колобок. (Зайца, волка, медведя, лису.)
Попросите его договорить фразу, глядя на изображения колобка и лисы. Ок, ок, ок, у меня ... (колобок). Ка, ка, ка, нет уже ... (колобка). Ок, ок, ок, лиса съела ... (колобок).
4. Развитие зрительного внимания. Поставьте на стол фигурки персонажей из настольного кукольного театра. Предложите ребенку внимательно посмотреть на них. Попросите ребенка отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Предложите ему повернуться и спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Глобальное чтение. Назовите всех персонажей сказки, стоящих в ряд на столе. К каждой фигурке подложите карточку для глобального чтения с соответствующим словом. Предложите ребенку найти «такую же» карточку (с таким же словом) и подложить ее под вашей карточкой.
Аналогично обыграйте всех героев сказки.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите ребенку посмотреть на фигурки персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто — самый маленький. Попросите расставить зверей по росту (от самого большого до самого маленького).
7. Развитие мышления и грамматики (употребление предлога «у»). Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки.
У кого длинные уши?(У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног? (У колобка.)
Укого серая шуба, острые зубы? (У волка.)
8. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка. .« ,
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Колобок»
Предварительная работа: познакомьте ребенка со словами на карточках для глобального чтения (см. Приложение), научите его соотносить слова с фигурками персонажей из настольного кукольного театра.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— контурные изображения животных (см. с. 27, 28);
— сюжетная картинка «Кто спрятался?» (см. с. 29);
— картинка «Лабиринт» (см. с. 30).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть изображения героев сказки на цветной вклейке и назвать каждого из них.
2. Глобальное чтение. Попросите ребенка помочь вам рассказать сказку.Читая, делая паузы при появлении нового персонажа, а его попросите во время паузы выбирать фигурку этого персонажа и выставлять ее на стол.
Попросите ребенка назвать, кто это. К каждой поставленной фигурке подложите карточку для глобального чтения со словом, обозначающим героя сказки, и назовите изображенное слово. Попросите ребенка подложить к этой карточке «такую же» (с этим же словом).
3. Развитие лексики. Покажите ребенку контурные изображения животных и расскажите, что одни животные живут в лесу, другие — в доме, который построил им человек. Попросите ребенка показать или сказать, кто из этих животных живет в лесу.
4. Развитие грамматики. Предложите ребенку рассказать, от кого Колобок ушел, а от кого он не смог уйти.
Колобок ушел ... от бабушки. Колобок ушел ... от дедушки. Колобок ушел ... от от зайца. Колобок ушел ... от от волка. Колобок ушел ... от от медведя. Колобок не ушел ... от лисы.
5. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку рассмотреть картинку «Кто спрятался?» (см. с. 29) и назвать спрятавшихся за елками животных.
6. Развитие мелкой моторики. Положите перед ребенком картинку «Лабиринт» (см. с. 30). Предложите помочь Колобку пройти к бабушке. Объясните, что для этого надо провести пальчиком по дорожкам и выбрать нужную. Предложите провести фломастером по той дорожке, которая привела бы Колобка к бабушке.
7. Обучение рассказыванию. Попросите ребенка помочь вам рассказать сказку. Останавливайтесь в логическом ключе фразы, а ребенку предложите договорить последнее слово в этой фразе: «Я от дедушки ... (ушел). Я от бабушки ... (ушел)».
Если ребенок не может выполнить это задание, то задайте ему наводящие вопросы: «Я от дедушки (что сделал?) — ушел», «Колобок ушел (от кого?) — от дедушки».
8. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка.
Рис. 5. Узнай по контуру (продолжение)
Рис. 5. Узнай по контуру (продолжение)
Рис. 6. Кто спрятался?
Рис. 7. Лабиринт
Репка
Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!
ЗАНЯТИЕ1
Тема занятия: слушаем сказку «Репка»
Предварительная работа: вырежьте из цветной вклейки изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1, 2, 4, 9, 10, 12, 15-17); карточки для глобального чтения (см. Приложение). Подготовьте 5 контейнеров-«скорлупок» желтого цвета от «Киндер-сюрпризов»: насыпьте в них различные сухие сыпучие материалы (манку, гречу, горох, фасоль). В двух «скорлупках» вид и количество насыпанного материала должны быть одинаковыми.
Оснащение:
— фигурки героев сказки из настольного кукольного театра;
— сюжетная картинка (см. вклейку);
— предметные картинки — дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка (см. вклейку, рис. 1, 2, 4, 9, 10, 12, 15, 17);
— предметные картинки с контурным изображением овощей (см. с. 37);
— сюжетная картинка «Друг за дружку» (см. вклейку, рис. 16);
— предметные картинки «Один — много» (см. с. 38);
— 5 контейнеров-«скорлупок» от «Киндер-сюрпризов».
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Друг за дружку». Попросите показать репку.
2. Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, одновременно выставляя фигурки соответствующих персонажей из настольного кукольного театра на сюжетную картинку. Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («дед», «бабка», «ав-ав», «пи-пи», «мяу», «о!»—удивление, «о-ох!» —тяжело тащить репку!).
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите ребенку поиграть в игру «Да — нет». Предъявляйте ребенку по очереди картинки с изображением героев сказки. Попросите ребенка, глядя на фигурку, правильно ответить на вопрос: «да» или «нет».
Покажите картинку с нарисованной мышкой и спросите: «Это мышка?» (Да.) Покажите картинку с нарисованной собакой и спросите: «Это мышка?» (Нет.) «Это кошка?» (Нет.)
Аналогично обыграйте других героев сказки.
4. Развитие зрительного внимания. Покажите ребенку контурные изображения овощей — репки, моркови, капусты. Попросите ребенка найти среди них репку. Если ребенок не справился с заданием, предложите ему наложить цветное изображение репки на контурное.
5. Развитие мелкой моторики и слухового внимания. Предложите поиграть в игру «Посад и репку». По очереди потрясите контейнеры-«скорлупки» от «Кин-дер-сюрпризов» и попросите ребенка найти две одинаково звучащие «репки».
6. Кто сначала, кто потом. Предложите ребенку посмотреть на сюжетную картинку «Друг за дружку». Попросите ребенка, глядя на картинку, ответить на ваши вопросы.
Кто стоит впереди всех?