Современные подходы к классификации затрат на качество
Лекция
Затраты на качество
В настоящее время не существует единого понимания термина «затраты на качество». В одних случаях под затратами на качество понимают суммарные издержки на контроль качества, функционирование службы управления качеством, потери от брака и рекламаций. В других случаях учитывают затраты на повышение качества, подразумевая под этим разницу между затратами на придание необходимых свойств и контроль старой и новой продукции.
Затраты на обеспечение качества – те затраты, которые необходимы для достижения запроектированного уровня качества. Они включают затраты на оценку качества продукции, профилактическую работу, потери от брака, выявленного в процессе производства. Их можно еще назвать затратами на качество изготовления продукции.
Затраты на повышение качества – это разница между затратами на придание необходимой совокупности свойств заменяемой и «новой продукции».
Затраты на качество проекта – это разница между затратами на придание необходимой совокупности свойств базисной версии продукта и анализируемого изделия. При этом под базисной версией продукта понимается однотипная продукция с тем минимальным уровнем свойств, который необходим для отнесения ее к данной товарной группе.
Затраты на обеспечение качества характеризуют уровень эффективности системы качества. Если эти затраты составляют большую долю в общих издержках, значит, производственный процесс не очень стабилен, технология недостаточно совершенна.
Знание величины затрат на повышение качества необходимо при проектировании нового продукта для сопоставления величины эффекта у потребителя с затратами изготовителя. Знание величины затрат на качество проекта особенно важно при проведении функционально-стоимостного анализа, чтобы сравнивать значимость каждого свойства с затратами на его обеспечение.
Современные подходы к классификации затрат на качество
Классификация затрат на качество- это задача, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.
В международных стандартах на системы качества (ИСО 9000) отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям. Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).
Международные стандарты дают ориентировочную классификации затрат на качество в рамках системы качества.
1. Метод калькуляции затрат на качество.
Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (ЗВУ) и внешних работ (ЗВШ).
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика –П, оценивание – О, дефекты – Д).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на дефекты считаются убытками.
Классификацию затрат на качество по этому методу иллюстрирует рисунок 1.20.
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
Используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем оба могут быть источником экономии (рис. 1.21)
Стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.
Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
Рис. 1.20. Схема классификации затрат на качество
по методу калькуляции
Рис. 1.21. Схема классификации затрат, связанных с процессами
3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь (рис. 1.22).
Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
Рис. 1.22. Схема классификации потерь вследствие низкого качества
Итак, в международных стандартах отсутствуют обязательные требования к классификации затрат, связанных с качеством, а лишь даются некоторые рекомендации по методам калькуляции затрат на обеспечение качества.